Постановление Московского городского суда от 2 ноября 2012 г. N 4а-2359/12
Заместитель председателя Московского городского суда Е.Н. Колышницына,
рассмотрев жалобу Панферовой Н.В. в защиту Президента - Председателя правления ОАО АКБ "С" Ноздрачева Д.А. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 года и решение судьи Московского городского суда от 06 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, установил:
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 года Президент - Председатель правления ОАО АКБ "С" (далее - Банк) Ноздрачев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей в доход государства.
Решением судьи Московского городского суда от 06 июня 2012 года постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 года оставлено без изменения, жалоба Панферовой Н.В. в защиту Ноздрачева Д.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Панферова Н.В. в защиту Ноздрачева Д.А. выражает несогласие с упомянутыми судебными актами, ссылаясь на то, что Ноздрачев Д.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ; с учетом изменений, внесенных в подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ, вмененное Ноздрачеву Д.А. правонарушение является малозначительным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 года и решение судьи Московского городского суда от 06 июня 2012 года законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает, в том числе за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения) организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны вставать на учет в уполномоченном органе, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
В силу п. 2.11 Положения о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденным Банком России 29 августа 2008 N 321-П, при совершении операций, предусмотренных данным законом, кредитная организация формирует и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение отчет в виде электронного сообщения, содержащий сведения о таких операциях, до 16.00 по местному времени рабочего дня, следующего соответственно за днем совершения или за днем выявления таких операций. По согласованию с территориальным учреждением время получения ОЭС территориальным учреждением может быть увеличено, но не позднее чем до 17.30 местного времени рабочего дня, следующего за днем совершения или за днем выявления таких операций.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 19 мая 2011 года Президент - Председатель правления Банка Ноздрачев Д.А., находясь по адресу: г. Москва, ул. ..., д. 7, при осуществлении процедур внутреннего контроля представил в уполномоченный орган сведения с порядковыми номерами 12801 и 12803 об операциях, совершенных 22 апреля 2011 года и 11 мая 2011 года, подлежащих обязательному контролю по кодам 8001 "Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю", то есть нарушил установленный законом срок представления подобной информации. Указанные действия Ноздрачева Д.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Ноздрачева Д.А. подтверждены совокупностью исследованных и оцененных судебными инстанциями доказательств: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении, сведениями об операции, письмом президента - председателя правления Банка Ноздрачева Д.А. от 13 октября 2011 года с приложениями, из которого следует, что по сообщениям NN 12801 и 12803 задержки связаны с несвоевременным представлением сведений подразделениями Банка; Уставом ОАО АКБ "С". Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывают.
Довод надзорной жалобы о том, что Ноздрачев Д.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку ответственность за реализацию Правил внутреннего контроля в Банке возложена на руководителя Службы финансового мониторинга Банка М.А.В., проверялся судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и получил надлежащую оценку в судебных актах. Правильность данной оценки сомнений не вызывает.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п. 10.4 Устава Банка единоличным исполнительным органом Банка, осуществляющим общее руководство за его деятельностью и деятельностью подчиненных ему сотрудников, является Президент - Председатель Правления. В письме Ноздрачева Д.А. в ОПЕРУ МГТУ Банка России от 13 октября 2011 года также указано, что в соответствии с п. 1.5 Правил внутреннего контроля ОАО АКБ "С" на Президента - Председателя Правления Банка возлагаются функции по контролю за организацией в Банке противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ноздрачев Д.А. является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения, так как в силу внутренних документов Банка именно он обеспечивает контроль за своевременным выявлением соответствующих операций и направлением сведений по ним в уполномоченный орган.
С учетом изложенного, возложение на М.А.В. обязанностей по осуществлению в Банке мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, не может служить основанием для освобождения Ноздрачева Д.А. от административной ответственности за нарушение законодательства в этой области, выразившееся в нарушении срока представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Ноздрачева Д.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Ссылки заявителя на то, что Банком были предприняты все необходимые меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма, а именно: осуществлена постановка на учет в уполномоченном органе, разработаны правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначены должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, не могут быть приняты во внимание, так как несоблюдение перечисленных требований в вину Ноздрачеву Д.А. не вменялось.
Довод заявителя о том, что согласно ныне действующей редакции Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ срок представления информации в уполномоченный орган составляет не один, а три рабочих дня, в связи с чем административное правонарушение, выразившееся в нарушении срока представления информации на один день, является малозначительным, нельзя признать состоятельным. Оснований для признания совершенного Ноздрачевым Д.А. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, так как внесение изменений в законодательство в части увеличения сроков предоставления сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган не является показателем малозначительности.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда судьей Московского городского суда всем доводам жалобы была дана надлежащая оценка, дело проверено в полном объеме.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену либо изменение обжалуемых судебных постановлений.
Административное наказание назначено Ноздрачеву Д.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. При назначении наказания судьей учтены фактические обстоятельства дела, данные о личности виновного, характер совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения Ноздрачева Д.А. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 года и решение судьи Московского городского суда от 06 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Ноздрачева Д.А. оставить без изменения, надзорную жалобу Панферовой Н.В. в защиту Ноздрачева Д.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя |
Е.Н. Колышницына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.