Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2012 г. N 11-10063
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Базьковой Е.М.,
судей Шаповалова Д.В., Семченко А.В.,
при секретаре Полуховой О.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В., дело по апелляционной жалобе ответчика Военного комиссариата Московской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 19.06.2012 г., которым постановлено:
"Обязать Военный комиссариат Московской области выдать Денищуку А.А. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", установила:
Денищук А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с указанием даты выдачи не позднее ... г., мотивируя свои требования тем, что в период с ... г. по ... г. находился в командировке в войсковой части N ..., которая Приказом Министра обороны N ... от ... г. отнесена к подразделениям личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Обратившись к ответчику за выдачей удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС был получен отказ. Полагает, что действия Военного комиссариата Московской области являются неправомерными, нарушают его права на получение удостоверения и соответствующих льгот.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, ответчик возражал относительно удовлетворения иска.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Военного комиссариата Московской области.
В заседание судебной коллегии ответчик не явился, извещен надлежащим образом, что не является препятствие к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, выслушав Денищука А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ... г. был установлен юридический факт нахождения Денищука А.А. в командировке в войсковой части N ... в период с ... г. по ... г.
Из мотивировочной части указанного судебного постановления следует, что войсковая часть N ... была расположена в г. ... ... области.
Денищук А.А. в указанный период времени являлся военнослужащим и проходил службу в ... военкомате г. ... .
... г. истец обратился в Военный комиссариат Московской области с требованием выдать ему удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
... г. документы были возвращены Денищуку А.А. без исполнения и разъяснено, что оснований для документирования отсутствуют, так как истец в период нахождения в командировке не принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии в зоне отчуждения.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии с положениями ст. 68 ГПК РФ освобождает стороны от их дальнейшего доказывания.
Удовлетворяя требования Денищука А.А., суд первой инстанции указал на то, что войсковая часть N ... в которой проходил службу истец в период командировки, Приказом Министра обороны N ... от ... г. отнесена к подразделениям, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а необходимость пребывания в зоне отчуждения для военнослужащих законом не установлена.
Судебная коллегия находит вышеуказанные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 г. утвердили Порядок, отдельные положения которого оспариваются заявителем. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2007 г., регистрационный N 8898, опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2007 г.
Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой к категории граждан - военнослужащих, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ (пункт 3); военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1988 - 1990 годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4).
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись. Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе, в частности, к ним отнесены медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с ... по ... г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Довод Денищука А.А. о том, что военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения ими военной службы, поэтому указание на выполнение работ в зоне отчуждения к ним не может относиться, является необоснованным. Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом, относит к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, военнослужащих не в связи с прохождением ими службы в определенной местности, а по основанию выполнения работ в зоне отчуждения. Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1. Указанные истцом и установленные Определением Московского областного суда от ... г. места прохождения службы Денищуком А.А., в период нахождения в командировке, а именно г. ... и д. ... ... сельского совета ... района ... области, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 (ред. от 07.04.2005) "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" включены в зону отселения, которая не относится к установленной этим же Постановлением зоне отчуждения в Брянской области.
Таким образом, Денищук А.А. не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и как следствие документирование его удостоверением участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия также учитывает, что вопрос об обязательности прохождения военной службы в зоне отчуждения, для документирования соответствующим удостоверением, был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Определении N 811-О-О от 17.06.2010 г. признал обоснованным внесение в нормативно-правовые акты РФ, регулирующие указанные вопросы, указанного критерия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия Московского городского суда, определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 19 июня 2012 года - отменить, постановить новое решение, которым:
отказать Денищуку А.А. в удовлетворении иска к Военному комиссариату Московской области об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с указанием даты выдачи не позднее ... г.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2012 г. N 11-10063
Текст определения официально опубликован не был