Утилизационный сбор: кому платить и как учитывать
Комментарий к постановлению Правительства РФ от 30.08.12 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств".
С 1 сентября 2012 года в составе обязательных платежей появился новый утилизационный сбор. Отныне без его уплаты в большинстве случаев невозможно получить паспорт транспортного средства (ПТС).
Что такое утилизационный сбор
Понятие утилизационного сбора появилось в российском законодательстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря Федеральному закону от 28.07.12 N 128-ФЗ в законе об отходах появилась новая статья - 24.1 "Утилизационный сбор".
Данный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности" за каждое колёсное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведённое (изготовленное) в РФ. Соответственно, те организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты потребительских свойств теми транспортными средствами, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, будут получать за счёт средств федерального бюджета компенсацию затрат, связанных с данной деятельностью.
А плата с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, при передаче отходов утилизирующим организациям и предпринимателям взиматься уже не будет: это запрещено пунктом 9 статьи 24.1 закона N 89-ФЗ.
Без уплаты утилизационного сбора невозможно будет получить ПТС (кроме случаев освобождения от уплаты сбора, упомянутых в пункте 7 статьи 24.1 закона N 89-ФЗ). Наложен запрет и на регистрацию транспортного средства, в отношении которого не уплачен законодательно установленный сбор. Соответствующие изменения были внесены и в пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Исключений из состава колёсных транспортных средств, за которые придётся платить сбор, не так уж много, и все они прямо поименованы в пункте 6 статьи 24.1 закона N 89-ФЗ. В категорию освобождаемых от сбора попали, например, автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества беженцами, вынужденными или добровольными переселенцами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями и т.д. К числу "льготируемых" относятся также старые автомобили (с года выпуска которых прошло не менее 30 лет, при определённых условиях). Не придётся платить сбор и в случае, если автомобили произведены (изготовлены) организациями, принявшими на себя в установленном порядке обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.
Действие новой статьи 24.1 закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе не распространяется на те колёсные транспортные средства, на которые ПТС были выданы до 1 сентября 2012 года, то есть до даты вступления этого закона в силу.
Конкретные виды и категории транспортных средств, в отношении которых нужно уплачивать утилизационный сбор, с соответствующими размерами сборов, а также правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (наряду с некоторыми другими правилами) утверждены комментируемым постановлением Правительства РФ от 30.08.12 N 870, которое также начало действовать 1 сентября 2012 года.
Кто должен платить
В соответствии с законом N 89-ФЗ плательщиками сбора являются лица, которые:
- ввозят транспортные средства в РФ;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
- приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2, 3 и 7 пункта 6 статьи 24.1 закона N 89-ФЗ, или у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.
По первому основанию фактически платить сбор придётся любому импортёру, то есть тем физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или организации, которые приобретают транспортное средство за рубежом и осуществляют его ввоз в Россию.
Исключение составляют случаи ввоза в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, имеющих статус товаров Таможенного союза, при соблюдении правил и условий, утверждённых тем же постановлением N 870.
Например, не придётся платить утилизационный сбор российской организации, приобретающей у белорусской или казахской фирмы автомобиль, который эта фирма ранее ввезла, скажем, из Германии или из Японии, при условии что автомобиль ввозится в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом достаточно будет уплатить ввозные таможенные пошлины по применяемым на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан ставкам, отличным от ставок единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.12 N 55).
Однако необходимо учесть, что, как разъяснялось в телетайпограмме ФТС России от 05.09.12 N ТФ-975, утилизационный сбор не уплачивается только за транспортные средства, поименованные в указанном решении совета ЕЭК N 55, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и помещённые на территориях этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 23 августа 2012 года.
По второму основанию плательщиками взноса являются все производители автомобилей, которые изготавливают их на территории РФ. Правда, и для них есть альтернатива: они могут принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами при утилизации "их" автомобилей. Это значит, что при покупке изготовленного в России автомобиля непосредственно у организации-производителя покупателю не нужно беспокоиться об уплате сбора. Хотя, конечно, сумма сбора будет заложена в цену автомобиля и, по большому счёту, конечным "плательщиком" станет покупатель, как и, например, в случае с НДС.
И наконец, по третьему основанию плательщиком может стать любой покупатель автомобиля на территории РФ. А это значит, что при покупке в России транспортного средства у любого лица, не являющегося его производителем, после 1 сентября 2012 года необходимо проверять статус продавца, а также факт уплаты им утилизационного сбора.
К примеру, покупатель автомобиля на территории России однозначно должен уплатить утилизационный сбор, если продавцом (предыдущим собственником) является консульство иностранного государства, дипломатическое представительство, международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, либо физическое лицо, являющееся сотрудником консульства, диппредставительства, международной организации (или член семьи такого сотрудника).
Кто и как рассчитывает
Согласно правилам, утверждённым постановлением N 870, взимать утилизационный сбор поручено органам ФТС России. Но рассчитывать сумму сбора должны сами плательщики. Для подтверждения правильности расчёта нужно представить пакет документов в таможенный орган. Это может быть таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо таможня, в регионе деятельности которой находится место регистрации (место жительства) плательщика (если декларирование не осуществляется).
В пакет документов включаются:
- заполненный и подписанный плательщиком расчёт утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением N 1 к правилам;
- копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- платёжные документы об уплате утилизационного сбора. Таможенники должны проверить правильность расчётов и дождаться поступления уплаченного сбора по соответствующему КБК. Только после этого в бланке ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты в соответствии с п. 6 ст. 24.1 закона N 89-ФЗ). Плательщику сбора выдаётся приходный ордер (в настоящее время это таможенный приходный ордер (ТПО)) (телетайпограмма ФТС России от 31.08.12 N ТФ-963).
Сведения об уплате утилизационного сбора передаются таможенниками в МВД и в Минсельхоз России.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (5 ст. 24.1 закона N 89-ФЗ).
В перечне видов и категорий транспортных средств, утверждённом постановлением N 870, выделены пять групп. Они соответствуют классификации, предусмотренной приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.09 N 720).
Для этих пяти групп ТС предусмотрены базовые ставки для расчёта сбора, а также коэффициенты, дифференцированные:
- в зависимости от "возраста" (для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трёх лет), а также
- по иным признакам в зависимости от разновидности транспортного средства (исходя из объёма двигателя либо массы транспортного средства).
В случае если дата выпуска (дата изготовления) транспортного средства не может быть подтверждена документально, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колёсного транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.
Базовая ставка утилизационного сбора для первой группы, в которую входят транспортные средства категории М1, равна 20 тыс. руб., а для остальных - 150 тыс. руб.
Причём для транспортных средств первой группы, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены максимально низкие коэффициенты, поэтому за новый автомобиль (коэффициент 0,1) "частнику" придётся заплатить всего 2 тыс. руб., а за "подержанный" (если его "возраст" превышает 3 года, коэффициент 0,15) - 3 тыс. руб.
А вот предпринимателям, ввозящим транспортное средство или приобретающим его у лица, которое ранее этот сбор не уплачивало, придётся платить более существенные суммы.
Например, организация ввозит новый автомобиль категории М1 с объёмом двигателя 1800 куб. см. За такую машину придётся уплатить утилизационный сбор в размере 26 800 руб. (20 000 руб. х 1,34).
А если организация в октябре 2012 года ввозит автобетоносмеситель, выпущенный в 2008 году, ей придётся заплатить аж 1 950 000 руб. (150 000 руб. х 13).
Своеобразная "льгота" предусмотрена в отношении транспортных средств категорий N 1, N 2 и N 3, полная масса которых превышает 12 тонн, которые помещаются под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.03.03 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В отношении указанной категории ТС применяется коэффициент, равный 0,25.
Поэтому, например, если организация ввозит новое транспортное средство категории N 1, N 2 или N 3, полная масса которого составляет 18 тонн, и собирается использовать его исключительно для внутренних перевозок грузов по России, ей надо заплатить сбор "по полной программе" в размере 220 500 руб. (150 000 руб. х 1,47).
Если же точно такое же транспортное средство соответствует нормам постановления N 147, помещается под таможенный режим временного ввоза и используется для международных перевозок товаров, сумма сбора будет в четыре раза меньше, а именно 55 125 руб. (150 000 руб. х 1,47 х 0,25).
Как учитывать
ФТС России в информации от 31.08.12 сообщило реквизиты для уплаты утилизационного сбора:
Банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701; БИК 044501002;
Счёт N 40101810800000002901;
получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН 7730176610, КПП 773001001; ОКАТО 45268595000.
При заполнении расчётных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:
- (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор");
- (107) - восьмизначный код осуществляющего администрирование платежа таможенного органа (в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ).
Но, безусловно, прежде чем перечислять сумму исчисленного утилизационного сбора, необходимо перепроверить реквизиты, ведь они могут меняться.
Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам. Согласно пункту 1 статьи 51 БК РФ утилизационные сборы представляют собой неналоговые доходы федерального бюджета.
Поэтому в бухгалтерском учёте расчёты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счёте 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами", а не на счёте 68 "Расчёты по налогам и сборам".
Для покупателя (импортёра) транспортных средств в случаях, когда обязанность платить взносы возлагается законом именно на него, перечисление суммы утилизационного сбора является необходимым условием для того, чтобы получить ПТС и зарегистрировать транспортное средство. Значит, уплата данного сбора является одним из видов затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, которые подлежат включению в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии с пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" (ПБУ 6/01) (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н). Следовательно, покупатель (импортёр) должен отразить начисление утилизационного сбора записью по дебету счёта 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счёта 76.
Однако в случае, если импортёром транспортного средства является торговая организация, которая не собирается сама использовать данные автомобили, а приобретает их для последующей перепродажи, ввозимые транспортные средства представляют собой не основные средства, а товары. Но всё равно суммы утилизационных сборов должны формировать стоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением (п. 6 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) (утв. приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н). В такой ситуации составляется запись по дебету счёта 41 "Товары" и кредиту счёта 76.
Пример
Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля автомобилями, ввозит в РФ с территории Германии новые легковые автомобили с объёмом двигателя 1600 куб. см.
Сумма утилизационного сбора за каждый автомобиль составляет 26 800 руб. (20 000 руб. х 1,34).
Предположим, что в октябре 2012 года всего ввезено 10 автомобилей по контракту с немецкой фирмой-производителем, условия поставки - DDU Москва (то есть все расходы по доставке, страхованию в пути, а также по уплате необходимых таможенных платежей уже заложены в цену товара и оплачиваются фирмой-поставщиком). Контрактная стоимость одного автомобиля составляет 40 тыс. евро.
Для упрощения примера предположим, что оплата за полученные автомобили была произведена сразу после их получения, также в октябре 2012 года, а установленный Банком России официальный курс евро составил:
- 39,98 руб. - на дату получения автомобилей (перехода права собственности на автомобили к российской фирме-покупателю);
- 40,50 руб. - на дату оплаты (списания средств с валютного счёта в адрес иностранного поставщика).
При ввозе автомобилей были уплачены:
- таможенная пошлина - 3 998 000 руб., по ставке 25% от таможенной стоимости (согласно ЕТТ ТС - 25%, но не менее 1,25 евро за 1 куб. см объёма двигателя, но в данном случае первая величина (25% от таможенной стоимости) получается значительно больше);
- таможенный сбор за таможенное оформление - 30 000 руб.;
- ввозной НДС по ставке 18% - 3 598 200 руб. ((40 000 евро х 10 шт. х 39,98 руб. + 3 998 000 руб.) х 18%) (в расчёт налоговой базы принимается таможенная стоимость и таможенная пошлина, но не учитывается таможенный сбор).
Один из автомобилей приобретён организацией в качестве служебного, то есть он будет использоваться самой торговой организацией при осуществлении её деятельности и, значит, представляет собой основное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД и постановке на баланс в составе внеоборотных активов. А остальные девять автомобилей куплены для последующей перепродажи, то есть представляют собой товары.
При постановке служебного автомобиля на учёт в ГИБДД уплачены государственные пошлины в размере 1800 руб.
В описанных условиях бухгалтер торговой организации составляет следующие записи:
- 3 998 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
- 30 000 руб. - уплачен таможенный сбор;
- 3 598 200 руб. - уплачен ввозной НДС;
- 1 599 200 руб. (40 000 евро х 1 шт. х 39,98 руб.) - отражена стоимость автомобиля, приобретаемого в качестве служебного;
- 399 800 руб. (1 599 200 руб. х 25%) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля таможенная пошлина;
- 3000 руб. (30 000 руб. : 10 шт.) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
- 359 820 руб. ((1 599 200 руб. + 399 800 руб.) х 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к служебному автомобилю;
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по служебному автомобилю;
- 26 800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма утилизационного сбора;
- 26 800 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
- 1800 руб. - уплачены государственные пошлины в связи с регистрацией служебного автомобиля в ГИБДД;
- 1800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма государственных пошлин;
- 2 030 600 руб. (1 599 200 + 399 800 + 3000 + 26 800 + 1800) - введён в эксплуатацию приобретённый служебный легковой автомобиль по первоначальной стоимости;
- 14 392 800 руб. (40 000 евро х 9 шт. х 39,98 руб.) - приняты к учёту девять автомобилей, приобретённых для последующей перепродажи, квалифицируемых в качестве товаров;
- 3 598 200 руб. (14 392 800 руб. х 25%) - включена таможенная пошлина в покупную стоимость автомобилей, приобретённых для последующей реализации;
- 27 000 руб. ((30 000 руб. / 10 шт.) х 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретённых для последующей реализации, соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
- 3 238 380 руб. ((14 392 800 руб. + 3 598 200 руб.) х 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к автомобилям, приобретённым для перепродажи;
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по автомобилям, приобретённым для перепродажи;
- 241 200 руб. (26 800 руб. х 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретённых для последующей реализации, сумма утилизационного сбора;
- 241 200 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
- 16 200 000 руб. (40 000 евро х 10 шт. х 40,50 руб.) - оплачены автомобили;
- 208 000 руб. ((16 200 000 руб. - (1 599 200 руб. + 14 392 800 руб.)), или (40 000 евро х 10 шт. х (40,5 руб. - 39,98 руб.))) - списана курсовая разница (в связи с изменением курса Банка России на дату фактической оплаты поставленных автомобилей по сравнению с курсом, действовавшим на дату их принятия к учёту и возникновения задолженности перед иностранным поставщиком).
В примере для наглядности по отдельности показано начисление таможенного НДС по ввозимым автомобилям (которые в дальнейшем используются по-разному), принятие начисленных сумм налога к вычету, а также перечисление суммы утилизационного сбора. На практике же обычно каждая из перечисленных операций отражается одной проводкой.
А для организаций, являющихся производителями транспортных средств (на территории РФ), уплата утилизационного сбора в отношении собственной продукции представляет собой неотъемлемую часть расходов на производство. Поэтому начисление утилизационного сбора у них должно отражаться записью по дебету счёта 20 "Основное производство" и кредиту счёта 76.
Подытожим
Уплачивать утилизационный сбор необходимо с 1 сентября 2012 года. Но если ПТС на транспортное средство был выдан до этой даты, платить этот сбор не потребуется (действие новой статьи 24.1 закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе на такие транспортные средства не распространяется).
На практике платить утилизационный сбор придётся:
- всем импортёрам, которые ввозят транспортные средства в РФ (за исключением отдельных случаев ввоза с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);
- всем производителям транспортных средств, которые осуществляют их изготовление (производство) на территории РФ;
- всем тем, кто приобрёл транспортные средства в России у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение закона либо по основаниям, предусмотренным в абзацах 2, 3 и 7 пункта 6 статьи 24.1 закона N 89-ФЗ.
Рассчитать сумму утилизационного сбора нужно самостоятельно, а после его уплаты надо представить пакет документов в таможенные органы. Они должны проставить соответствующую отметку в ПТС. Расчёт производится исходя из базовых ставок и коэффициентов, приведённых в перечне видов и категорий транспортных средств, утверждённом комментируемым постановлением N 870.
Порядок бухгалтерского учёта сумм уплаченных утилизационных сборов зависит от конкретных обстоятельств, в частности от статуса плательщика и от квалификации соответствующих транспортных средств в качестве тех или иных объектов бухгалтерского учёта (основных средств, товаров или готовой продукции).
Н. Шишкоедова,
консультант-эксперт
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru