Производитель, не забудь сообщить о начале деятельности!
С 01.07.2009 действует требование о необходимости извещения уполномоченных органов государственного контроля о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Перечень таких видов деятельности постоянно увеличивается, на сегодняшний день в него входят более 30 видов деятельности (количество же выполняемых и оказываемых в их составе работ и услуг доведено до 68). Производителей указанное требование также затрагивает.
Отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении этого контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Именно в этом законе (ст. 8) закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять соответствующие органы о начале осуществления определенных видов предпринимательской деятельности.
Обратите внимание! На организации, которые осуществляли отдельные виды предпринимательской деятельности до 01.07.2009, то есть до вступления в силу ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ, требование о подаче уведомления о таких видах деятельности не распространяется. Однако в случае открытия новых обособленных подразделений этими организациями уведомление представить придется (Письмо Роспотребнадзора от 19.02.2010 N 01/2337-0-32).
Какая деятельность подпадает под контроль?
В состав видов деятельности, подпадающих под действие уведомительного порядка, включены отрасли, к которым относится большинство предприятий малого и среднего бизнеса (в частности, розничная торговля, общественное питание, предоставление бытовых услуг и др.). Таким образом, уведомительный порядок затрагивает большинство наименее защищенных от административного давления предпринимателей РФ (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.11.2011 N Д05-3413).
Конкретный перечень работ и услуг в составе контролируемых видов деятельности, о начале осуществления которых необходимо сообщать, приведен в приложении 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений*(1) (далее - Правила). Перечислим те из них, которые затрагивают производителей:
1) производство текстильных материалов, швейных изделий:
- ткацкое производство (код ОКВЭД 17.2);
- производство готовых текстильных изделий, кроме одежды (код ОКВЭД 17.4);
- производство прочих текстильных изделий (код ОКВЭД 17.51);
- производство трикотажного полотна (код ОКВЭД 17.6);
- производство трикотажных изделий (код ОКВЭД 17.7);
2) производство одежды:
- производство одежды из кожи (код ОКВЭД 18.1);
- производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды (код ОКВЭД 18.2);
3) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви:
- дубление и отделка кожи (код ОКВЭД 19.1);
- производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из кожи и других материалов, производство шорно-седельных и иных изделий из кожи (код ОКВЭД 19.2);
- производство обуви (код ОКВЭД 19.3);
4) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели:
- распиловка и строгание древесины, пропитка древесины (код ОКВЭД 20.1);
- производство шпона, фанеры, плит, панелей (код ОКВЭД 20.2);
- производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий (код ОКВЭД 20.3);
5) производство пищевых продуктов:
- производство хлеба и мучных кондитерских изделий длительного и недлительного хранения (коды ОКВЭД 15.81-15.82);
- производство молочных продуктов (код ОКВЭД 15.5);
- производство фруктовых и овощных соков (код ОКВЭД 15.32);
- производство растительных и животных масел и жиров (код ОКВЭД 15.4);
- производство сахара (код ОКВЭД 15.83);
- производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов (код ОКВЭД 15.6);
- производство безалкогольных напитков, кроме минеральных вод (код ОКВЭД 15.98.2);
6) производство тары и упаковки:
- производство деревянной тары (код ОКВЭД 20.4);
- производство гофрированного картона, бумажной и картонной тары (код ОКВЭД 21.21);
- производство упаковки из легких металлов (код ОКВЭД 28.72);
7) производство мебели (код ОКВЭД 36.1);
8) производство средств индивидуальной защиты:
- производство спецодежды (код ОКВЭД 18.21);
- производство защитных перчаток, рукавиц из тканей для рабочих (код ОКВЭД 18.24.23);
- производство одежды из фетра, нетканых материалов, из текстильных материалов с пропиткой или покрытием (код ОКВЭД 18.24.32);
- производство предметов из одежды и ее аксессуаров из резины (код ОКВЭД 25.13.6);
- производство защитных головных уборов (коды ОКВЭД 25.24.2, 28.75.27);
- производство защитных очков (код ОКВЭД 33.40.1);
9) производство пожарно-технической продукции: первичных и мобильных средств пожаротушения, установок пожаротушения, средств пожарной автоматики, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты и спасания людей при пожаре, пожарного инструмента, средств пожарной сигнализации, связи и оповещения (коды ОКВЭД 18.21, 18.24, 28.62, 29.24, 29.56, 31.62, 34.10.5, 35.11, 36.6);
10) производство низковольтного оборудования: электроаппаратуры и электроустановочных изделий, включая электрические радиочастотные волоконно-оптические, световодные и другие соединители (код ОКВЭД 31.20.1);
11) производство строительных материалов и изделий: - производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий (код ОКВЭД 20.30)
- производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве (код ОКВЭД 25.23);
- производство блоков для мощения, стеклоблоков, плит и прочих изделий из прессованного или отформованного стекла, используемых в строительстве, производство стекла для витражей, производство многоячеистого стекла или пеностекла в блоках, плитах и аналогичных формах (код ОКВЭД 26.15.2);
- производство керамических плиток и плит (код ОКВЭД 26.30);
- производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины (код ОКВЭД 26.4);
- производство цемента, извести и гипса (код ОКВЭД 26.5);
- производство изделий из бетона, гипса и цемента (код ОКВЭД 26.6);
- производство прочей неметаллической минеральной продукции, не включенной в другие группировки (код ОКВЭД 26.8);
- производство строительных металлических конструкций и изделий (код ОКВЭД 28.1);
12) производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений (коды ОКВЭД 33.2, 33.3).
Какова процедура представления уведомления?
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности должно быть представлено в соответствующий уполномоченный орган после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Уведомление составляется заявителем по форме, приведенной в приложении 2 к Правилам, и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган). Роспотребнадзор в Письме от 19.02.2010 N 01/2337-0-32 дал такие рекомендации: если юридическое лицо, его обособленные подразделения (филиалы) расположены и зарегистрированы на территориях разных субъектов РФ, уведомление можно подать в уполномоченный орган, расположенный на любой территории, где юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность.
В какой именно орган представляется уведомление? Организации, решившие заняться производством средств индивидуальной защиты, должны представить уведомление в Роструд, производством пожарно-технической продукции - в МЧС. О начале осуществления производства низковольтного оборудования, строительных материалов и изделий, эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений необходимо поставить в известность Росстандарт. Остальным производителям следует обращаться в Роспотребнадзор, если только работы (услуги) не планируется выполнять (оказывать) на территории, подлежащей обслуживанию ФМБА. Перечень территорий, которые обслуживает ФМБА, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р.
В уведомлении указываются контролируемый вид деятельности и выполняемые (оказываемые) в его составе работы (услуги). Кроме того, в нем заявитель подтверждает, что территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, иные подобные объекты, транспортные средства, предназначенные для использования в процессе осуществления заявленной деятельности, персонал, иные условия ведения предпринимательской деятельности соответствуют обязательным требованиям.
В соответствии с п. 7 Правил уведомление может быть представлено заявителем в уполномоченный орган лично или направлено им заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. Днем представления уведомления считается день его регистрации в уполномоченном органе, день отправки почтового отправления, день регистрации документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа соответственно.
Представлять вместе с уведомлением копию выписки из ЕГРЮЛ и копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговых органах не надо. Данное требование (которое было прописано в п. 8 Правил) отменено с 01.01.2011. Тем более что Правила не содержат указания на то, что заявленный в уведомлении вид деятельности должен быть указан в выписке из ЕГРЮЛ. Для внесения сведений в реестр уведомлений достаточно информации, указанной в уведомлении (Постановление ФАС МО от 03.04.2012 по делу N А41-5463/11).
Таким образом, все сведения, которые должностное лицо уполномоченного органа должно внести в реестр уведомлений, берутся им из уведомления (записи в реестр вносятся в день получения уведомления). Уполномоченный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в Интернете в течение 10 дней со дня регистрации уведомления. Эти сведения являются открытыми и общедоступными.
Информируем о произошедших изменениях
В силу требований п. 6 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, должен быть поставлен в известность о следующих событиях:
- изменение места нахождения юридического лица;
- изменение места фактического осуществления им деятельности;
- реорганизация юридического лица.
Сведения должны быть представлены в уполномоченный орган в 10-дневный срок (который исчисляется в рабочих днях) с даты внесения в установленном порядке соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Информация фиксируется в заявлении, составляемом в произвольной форме, с приложением к нему копий документов, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений. Заявление может быть представлено и в форме электронного документа.
В реестр уведомлений указанные изменения вносятся в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов в уполномоченный орган (п. 13 Правил).
Об ответственности
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица, осуществляющие контролируемые виды деятельности и нарушившие требования о представлении в уполномоченный орган уведомления, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Непредставление производителем уведомления о начале осуществления им контролируемой предпринимательской деятельности грозит должностному лицу штрафом в размере от 3 000 до 5 000 руб., а юридическому лицу - от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ). Если же в представленном уведомлении содержатся недостоверные сведения, размер штрафа увеличивается. Для должностных лиц он составляет от 5 000 до 10 000 руб., для организаций - от 20 000 до 30 000 руб. (п. 2 указанной статьи).
Выясним, каков срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.5-1 КоАП РФ. Из содержания п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к такой ответственности составляет три месяца со дня его совершения. Если административное правонарушение является длящимся, данный срок исчисляется со дня его обнаружения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Пленум ВС РФ разъяснил: длящимся является такое административное правонарушение (действия или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5). А вот невыполнение определенной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к ответственности за совершение такого правонарушения начинает течь с момента наступления указанного срока. Административное правонарушение, выразившееся в непредставлении уведомления о начале осуществления контролируемой предпринимательской деятельности, не является длящимся, срок давности по нему начинает течь с момента начала такой деятельности (Постановление ВС РФ от 13.08.2012 N 49-АД12-7). По истечении срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
О проверках
Соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям может стать предметом плановой проверки (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ). Плановые проверки производителей осуществляются не чаще одного раза в три года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки;
- начала осуществления организацией предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный орган уведомлением.
О проведении плановой проверки юридическому лицу должны сообщить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Орган государственного контроля (надзора) должен направить копию распоряжения или приказа руководителя данного органа (его заместителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение данного требования считается грубым. А результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица (п. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ).
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"