В новый год с новым бухучетом
Первые месяцы нового года довольно трудное время для бухгалтерии, ведь именно с началом календарного года вступает в силу большинство законодательных поправок. Вести учет приходится по новым правилам, а подчищать "хвосты" предыдущего года - по старым. Предстоящий 2013 год особенно непрост: начинает действие новый Закон "О бухгалтерском учете". К чему готовиться бухгалтерии, рассказали авторы книги "Годовой отчет - 2012".
По-старому, но по-новому
Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Между тем с 1 января 2013 года законодательство о бухгалтерском учете изменяется. На смену Закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) приходит Закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ). Поэтому ведение бухгалтерского учета и формирование годовой отчетности компании осуществляют на основании старого закона, а представлять отчетность им придется на основании нового.
В пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, принятые во исполнение Закона N 129-ФЗ.
В этой связи возможны коллизии между нормами нового закона и старыми правилами. Например, ряд положений ПБУ дублирует формулировки старого закона. Как же разрешить создавшуюся ситуацию?
По-видимому, нужно исходить из перечня вопросов, регулируемых федеральными стандартами. Он представлен в пункте 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Именно по этим вопросам нормативные правовые акты, принятые во исполнение Закона N 129-ФЗ, имеют приоритет перед нормами нового закона. В частности, федеральные стандарты не определяют особенности положения главного бухгалтера или представление бухгалтерской отчетности. Такие вопросы регулируются непосредственно Законом N 402-ФЗ.
Что делать "упрощенцам"?
С 1 января 2013 года утрачивает силу льгота для компаний на "упрощенке", освобождавшая их от обязанности ведения бухгалтерского учета. Новый закон такого права не предоставляет. А также не освобождает эти фирмы от представления бухгалтерской отчетности за 2012 год. Между тем многие организации, невзирая на разъяснения Минфина России, этой льготой все же пользовались. Как им выйти из положения, необходимо ли восстанавливать учет?
Рискнем утверждать, что в бухгалтерском балансе допустимо отразить лишь сведения об основных средствах и нематериальных активах, от учета которых "упрощенцы" не были освобождены. В прочих строках они могут поставить прочерки. При этом подводить итог баланса не имеет смысла. А в отчете о прибылях и убытках достаточно показать доходы и расходы, сформированные по правилам главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Соответственно, утрачивает смысл и бухгалтерский показатель "чистая прибыль (убыток)". Основание - абзац второй пункта 3 статьи 4 Закона N 129-ФЗ. Он характеризует понятия "доходы" и "расходы" именно в целях бухгалтерского учета.
Дело в том, что освобождение от обязанности ведения бухучета, предоставленное специальным федеральным законом о бухгалтерском учете, имеет приоритет перед нормами федеральных законов, регулирующих общегражданский статус организаций. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П разъясняет: независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Такая "упрощенная" отчетность не будет противозаконной.
Однако для ведения бухгалтерского учета с 1 января 2013 года "упрощенцам" все равно потребуются начальные остатки по счетам. Значения остатков на конец дня 31 декабря 2012 года и на начало дня 1 января 2013 года совпадают. А в 2012 году компании могут ссылаться на норму абзаца второго пункта 4 статьи 13 Закона N 129-ФЗ. Из нее следует, что обоснованное неприменение правил бухгалтерского учета, раскрытое в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, не является нарушением законодательства. На этом основании на 31 декабря 2012 года конечные остатки по счетам активов и обязательств "упрощенцы" могут восстановить путем инвентаризации. При этом пояснительная записка включается в состав отчетности в обязательном порядке. Требования к ее содержанию установлены в абзаце первом пункта 4 статьи 13 Закона N 129-ФЗ. Собственный капитал компании будет представлять собой разность между величиной ее активов и обязательств.
Для малых предприятий теперь введены специальные упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Они включены в приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в виде отдельного приложения. В частности, в балансе расшифровывать состав капитала не придется.
Льготы для социально ориентированных
С этого года отдельные упрощения предусмотрены и для социально ориентированных некоммерческих организаций. Они смогут использовать некоторые льготы, предусмотренные в ПБУ для субъектов малого предпринимательства. А именно, на основании приказа Минфина России от 27.04.2012 N 55н такие организации вправе:
- отражать в отчетности изменения учетной политики перспективно;
- признавать доходы и расходы после оплаты;
- не производить корректировку стоимости финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
- не включать проценты по займам в стоимость инвестиционных активов;
- не применять ПБУ 2/2008 и ПБУ 8/2010;
- не производить ретроспективные пересчеты при исправлении ошибок предшествующего года.
Определение социально ориентированных некоммерческих организаций дано в пункте 2.1 статьи 2 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Их деятельность направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Кому светит МСФО?
Введение на территории Российской Федерации международных стандартов финансовой отчетности (приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н зарегистрирован в Минюсте России) также следует рассматривать как радикальную новацию в области бухгалтерского учета. Правда, МСФО предназначены для составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ. Но применение международных стандартов рамками этого закона не ограничено. Поясним почему.
В пункте 7 ПБУ 1/2008 установлено следующее. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Если выбирать между МСФО и "внутренними" аналогами, то предпочтение нужно отдать первым поскольку применение типовых решений повышает сопоставимость бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов.
МСФО нужно понимать в значении, установленном федеральными законами (ст. 3 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). В итоге применению подлежат МСФО, получившие статус нормативного правового акта. Эту позицию поддерживают специалисты Минфина России в письме от 12.12.2011 N 07-02-06/240.
И другие изменения...
Наконец, стоит отметить изменения в содержании ПБУ. В отчетном году их было немного.
Во-первых, введено новое положение - ПБУ 24/2012 "Учет затрат на освоение природных ресурсов". Оно адресовано исключительно пользователям недр, осуществляющим деятельность в соответствии с Законом от 21.02.1992 N 2395-1. ПБУ 24/2012 ввело новые виды внеоборотных активов - "материальный поисковый актив" и "нематериальный поисковый актив". В балансе для них отведены отдельные строки.
Во-вторых, внесено изменение в ПБУ 8/2010, из которого теперь прямо вытекает обязанность формировать резервы на оплату отпусков работников.
Обратите внимание: в соответствии с Законом N 402-ФЗ, компании представляют обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Это нужно сделать не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Течение указанного срока начинается 1 января и оканчивается 1 апреля года, следующего за отчетным (ст. 191, п. 3 ст. 192 ГК РФ). Обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс.
Обязанности по представлению отчетности учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества исполняются в соответствии с требованиями специальных федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы, а также на основании учредительных документов.
Обязанность представления бухгалтерской отчетности налоговым органам по-прежнему регулируется налоговым законодательством. Поэтому следите за изменениями подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Опубликование бухгалтерской отчетности по-прежнему осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Так, саморегулируемые организации обязаны публиковать годовую отчетность на основании Закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ.
Нужно отметить, что с 1 января 2013 года на смену привычному термину "бухгалтерская отчетность" пришел составной термин "бухгалтерская (финансовая) отчетность". Но уточнение терминологии не затрагивает сути этой отчетности. Так, в Законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ бухгалтерская отчетность именуется финансовой отчетностью. А Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ оперирует термином "финансовая (бухгалтерская) отчетность". Все перечисленные термины равноценны.
Еще одним знаменательным для бухгалтеров событием стало введение с 1 января 2012 года Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П). Прежний порядок ведения кассовых операций, действовавший с 1993 года, отменен. Новый порядок устанавливает одинаковые обязанности для компаний и индивидуальных предпринимателей. Проверки кассовой дисциплины теперь осуществляют непосредственно налоговые органы. С банков эта обязанность снята. Лимит кассы хозяйствующие субъекты рассчитывают и утверждают самостоятельно. Каждое обособленное подразделение ведет свою кассовую книгу.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.