Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска
(Интегрированная система оценки профессиональных рисков)
Формирование системы управления профессиональными рисками на промышленных предприятиях, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Особое внимание уделяется оценке рисков, которая расценивается как первоначальный этап при определении подходов к управлению безопасностью и защитой здоровья работников, к построению в организации системы охраны труда.
Предпосылки создания систем управления профессиональными рисками
В соответствии с демографической политикой Российской Федерации на период до 2025 г. одной из долгосрочных стратегических целей государства является сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками.
В период 2011-2015 гг. основной акцент будет сделан на проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, согласно которой "при разработке своей национальной политики каждое государство-член МОТ содействует основополагающим принципам" таким как оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку" (ст. 3, п. 3 Конвенции).
В соответствии с указанными международными обязательствами, в статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения и дополнения, касающиеся определения понятий "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками" (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ). В частности, введены следующие новые понятия:
- "профессиональный риск" - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами";
- "управление профессиональными рисками" - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
В качестве дальнейших шагов предполагается:
- внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регламентации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений в сфере оценки и управления профессиональными рисками;
- внедрить в практику процедуры выявления и оценки профессиональных рисков и управления профессиональными рисками (Минздравсоцразвития России подготовлен проект Положения о системе управления профессиональными рисками);
- ратифицировать Конвенцию МОТ N 161 "О службах гигиены труда";
- осуществить гармонизацию российских санитарных норм с нормами, установленными в развитых странах;
- осуществить поэтапный переход к установлению страховых тарифов в системе обязательного страхования на основе уровня профессионального риска работодателя, определяемого по результатам оценки уровня профессионального риска работников. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) направлено на дальнейшее развитие экономических связей с международными организациями, что объективно приведет к повышению роли международных стандартов, а в ряде случаев международные нормы будут иметь приоритетное значение. В этой связи новые российские нормативные документы, в т.ч. в сфере охраны труда, должны разрабатываться максимально гармонизированными с международными нормами, установленными в странах-членах ВТО. Это обусловливает также необходимость поэтапного перехода к установлению страховых тарифов в системе обязательного страхования на основе уровня профессионального риска работодателя, зависящего от интегральной оценки условий труда, рассчитываемой на основании данных аттестации рабочих мест, результатов предварительных и периодических медицинских осмотров, показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний, стажа и возраста работников. В международных нормах, в частности, в европейском законодательстве системы оценки рисков являются основой, краеугольным камнем бизнес-процессов. В частности, оценка профессиональных рисков расценивается как первоначальный этап при определении подходов к управлению безопасностью и защитой здоровья работников, к построению в организации системы охраны труда.
Оценка рисков представляет собой динамичный процесс, который позволяет работодателю определять превентивные меры, проводить активную политику управления рисками на рабочих местах.
Регулярная оценка рисков должна проводиться для всех типов и размеров организаций. Правильные подходы к оценке рисков позволяют на основе принципов превентивности и постоянного совершенствования:
- учитывать все риски, связанные с производственной деятельностью и возникающие при использовании продукции или услуг, оказываемых другими организациями;
- учитывать поведение человека (темперамент, привычки, рабочее положение, психологические и физиологические его характеристики, внимательность, биомеханические, антропометрические данные);
- использовать систематическую информацию из различных источников (данные о происшествиях и результаты их анализа, данные мониторинга и оценки опасных воздействий химических и физических факторов, данные анализа трудового процесса, включая оценку потенциальной возможности возникновения небезопасного поведения);
- оценивать эффективность принятых мер управления;
- документировать результаты оценки и принятых мер контроля, проводить полноценный анализ для определения достаточности принятых мер или необходимости их улучшения, а также обеспечения согласованности в оценке рисков, выполняемых различными специалистами в разное время;
- осуществлять систематический мониторинг и разрабатывать корректирующие действия. Основой при разработке национального законодательства европейских стран является рамочная директива "О введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья работников на рабочем месте" 89/391/ЕЕС (далее - директива 89/391/ЕЕС), которая была принята Советом Европы 12 июня 1989 г. В основе этой директивы лежит принцип управления рисками. Согласно данной директиве, работодатель обязан осуществлять профилактические меры на основе следующих принципов:
- избежание рисков;
- оценка рисков, которых нельзя избежать;
- борьба с первопричинами рисков;
- адаптация человека к работе, особенно в части того, что касается организации рабочих мест, выбора оборудования и технологии производства, с тем, чтобы добиться облегчения тяжелой и монотонной работы и сократить влияние условий труда на здоровье;
- адаптация к техническому прогрессу;
- замена опасных на менее неопасные;
- разработка последовательной политики профилактики, которая охватывает технологии, организацию работ, условия труда, социальные отношения, а также влияние факторов, связанных с производственной средой;
- приоритета коллективных средств защиты над средствами индивидуальной защиты;
- предоставление соответствующих инструкций работникам.
Система управления профессиональными рисками
Для обеспечения улучшения безопасности и здоровья работников на рабочих местах путем осуществления профилактических мер на основе принципов, установленных директивой, необходимо управлять рисками в области безопасности труда и здоровья работников. Практикой подтверждается улучшение показателей деятельности организации в области безопасности труда и здоровья, достигаемое внедрением системы управления рисками.
В руководстве МОТ-СУОТ/ILO-OSH 2001 подчеркивается, что положительное воздействие внедрения организациями систем управления охраной труда, основанных на управлении рисками в области безопасности труда и здоровья работников как на уменьшение опасностей и снижение рисков, так и на производительность, в настоящее время признается правительствами, работодателями и работниками.
Эффективному управлению профессиональными рисками в области безопасности труда и здоровья работников во многом способствует применение в основе системы управления принципов превентивности и постоянного улучшения (совершенствования). Превентивность означает, что оценка риска выполняется до начала планируемой деятельности. Меры принимаются с учетом результатов предварительной оценки рисков, что позволяет исключить или понизить степень вреда и масштабы негативных последствий. Постоянное улучшение - повторяющийся процесс совершенствования системы управления охраны труда в целях улучшения показателей деятельности в области охраны труда, согласующихся с политикой в области охраны труда организации.
Во многих странах ближнего и дальнего зарубежья разработаны различные документы (стандарты, руководства (Guide) и практические пособия), содержащие требования к системам управления профессиональными рисками и рекомендации по разработке систем менеджмента, оценке профессиональных рисков. Эти документы применяются работодателями, исходя из добровольного решения ими выполнять требования тех или иных стандартов, применимых к деятельности работодателя.
Наиболее известные рекомендации к системам управления, основанным на управлении профессиональными рисками, содержатся в стандарте OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems - Requirements ("Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности - требования"), международном стандарте ISO 31000:2009 Risk management - Principles and guidelines ("Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания") и руководстве МОТ-СУОТ 2001 "Руководство по системам управления охраной труда". Естественно, между указанными документами есть определенные отличия. Можно отметить, что в проекте нового Положения о системе управления профессиональными рисками, с которым можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития России, разработчики учли лучшее из международных стандартов. Следует отметить, что в Европе не установлено единого унифицированного обязательного для исполнения руководства по оценке профессиональных рисков. Существует множество различных методических подходов к проведению оценки рисков. Наиболее известными в Европе практическими пособиями по оценке рисков являются руководство "Основы оценки рисков", разработанное и распространяемое Европейским агентством по охране труда (Бильбао), а также практическое пособие "Оценка рисков на рабочем месте", разработанное Мерви Муртонен (Финляндия). Оба пособия поддержаны субрегиональным бюро МОТ в Москве. Несмотря на различие в описываемых подходах, оба пособия дают практический результат, который может использоваться для целей управления профессиональными рисками работников организации. В обоих случаях глубина и объем исследований зависит от стратегических целей (политики) работодателя.
В России на сегодня действуют несколько нормативных актов, которые касаются оценки профессиональных рисков. Можно выделить следующие документы.
- Приказ Минздравсоцразвития России N 342н от 26.04.2011 г. "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Данный документ устанавливает общие принципы и порядок оценки условий труда в целях выявления вредных и опасных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями охраны труда.
Процедура аттестации рабочих мест, несмотря на то, что аналогов ей нет в зарубежном законодательстве, - очень серьезный и эффективный инструмент оценки профессиональных рисков, в первую очередь благодаря инструментальным измерениям уровней производственных факторов и обязательного сопоставления результатов оценки факторов с гигиеническими нормативами. Это дает возможность более адекватно оценивать вредность условий труда и устанавливать причинно-следственные связи возможности повреждения здоровья работников при различном характере воздействия условий труда.
- Р 2.2.2006-05 от 29.07.2005 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда". Определяет классификацию условий труда по степени вредности.
- Р.2.2.1766-03 от 24.06.2003 "Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки". Данный документ устанавливает подходы по количественной оценке риска ущерба здоровью работника от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести. Оценку профессионального риска в соответствии с данным руководством выполняют при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, проведении социально-гигиенического мониторинга, а также при решении других задач, целью которых является сохранение и укрепление здоровья работников, а также их социальная защита.
Перечисленные документы относятся в большей степени к санитарному законодательству, которое касается здоровья, влияния на здоровье вредных факторов.
Объединение методологии оценки профессионального риска и аттестации рабочих мест
Сопоставление практических этапов процедуры аттестации рабочих мест в соответствии с действующим порядком (Приказ Минздравсоцразвития России N 342н от 26.04.2011) и шагов оценки рисков в соответствии с руководством "Основы оценки рисков" (Бильбао) приведено в табл. 1.
Таблица 1
Сопоставление этапов аттестации рабочих мест и шагов оценки рисков
Этапы | Аттестация РМ (Приказ N 342н от 26.04.2011 | Шаги | Руководство "Основы оценки рисков" (Бильбао) | |
1 | Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации | Шаг 1 | Сбор информации | |
2 | Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам | Шаг 2 | Идентификация опасностей | |
3 | Оценка травмоопасности рабочих мест | Шаг 3 | Оценка рисков, возникающих из-за опасностей (оценка вероятности и степени тяжести возможных последствий и определение, является ли риск допустимым) | |
4 | Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты | |||
5 | Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте | |||
6 | Разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда | Шаг 4 | Разработка плана мероприятий для устранения или снижения рисков. Пересмотр оценки рисков | |
7 | Оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда | Шаг 5 | Фиксирование и документирование оценки рисков |
Из табл. 1 следует, что по структуре этапов эти процедуры существенно различаются. В то же время для обеих процедур можно отметить практически одинаковые подходы на начальном этапе. В частности, в процедуре аттестации на первом этапе при подготовке формируется перечень рабочих мест и факторов рабочей среды, подлежащих исследованиям, которые являются основой для дальнейшего анализа. Как известно, для этого собирается и анализируется обширная исходная информация. Для целей оценки рисков, согласно руководству "Основы оценки рисков" (Бильбао), на Шаге 1 также производится сбор информации, аналогичной той, которая собирается при аттестации рабочих мест. Однако в отличие от аттестации рабочих мест собирается также информация, например, характеризующая текущее состояние мер управления рисками от опасностей, выявленных ранее, законодательные и другие требования, предъявляемые к рабочему месту, результаты измерений опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте, результаты наблюдения за операциями, выполняемыми на рабочем месте и за его пределами, и др.
На втором этапе при аттестации рабочих мест проводится оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам (гигиеническая оценка). Гигиеническая оценка условий труда при аттестации рабочих мест предусматривает обязательное проведение измерений на рабочих местах и для некоторых факторов лабораторные исследования. Важно отметить, что для каждого оцениваемого фактора определяется класс условий труда на основе гигиенических критериев по вредности и опасности. Как известно, определение класса условий труда предполагает обязательное сопоставление с гигиеническим нормативом (ПДК или ПДУ) и интерпретацию этого сопоставления в отношении вредности и опасности.
На Шаге 2 при оценке рисков, согласно руководству "Основы оценки рисков" (Бильбао), проводится идентификация опасностей на рабочем месте, которая по содержанию близка, а в некоторых случаях совпадает, с составлением перечня производственных факторов. Идентификация опасностей производится на основе исходной информации, собранной на Шаге 1, и, как правило, с применением контрольных листов (чек-листы). В руководстве представлены примеры контрольных листов для ряда видов производств (работа в офисе, строительство, автосервис, пищевая промышленность, деревообработка, сельское хозяйство, небольшие поверхностные карьеры).
На Шаге 3 руководством предписывается оценка рисков, возникающих из-за опасностей (оценка вероятности и степени тяжести возможных последствий и определение, является ли риск допустимым). В большинстве случаев при выполнении оценки рисков применяется экспертный метод. При необходимости оценить риски для здоровья, связанные с воздействием токсичных веществ, пыли, частички которой витают в воздухе, шума и др., международные эксперты используют инструментальные измерения.
На третьем этапе при аттестации рабочих мест производится оценка травмоопасности рабочих мест. Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие указанных объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников.
При оценке рисков потенциальный ущерб от всех опасностях травмирования и воздействия производственных факторов оценивается в единых осях (тяжесть последствий - вероятность), что обеспечивает организации единое ранжирование рисков.
На четвертом этапе при аттестации рабочих мест производится оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты на основе сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам, проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ, оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
В международной практике эта экспертная оценка направлена на установление адекватности используемых СИЗ существующему риску.
На Шаге 4 при оценке рисков производится разработка плана мероприятий для устранения или снижения рисков, а также при необходимости производится пересмотр оценки рисков. Разработка мероприятий производится на основе установленной иерархии мер.
При аттестации рабочих мест план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на рабочих местах разрабатывается на последнем седьмом этапе работ на основе выявленных при аттестации рабочих мест несоответствий.
На Шаге 5 при оценке рисков фиксируются и документируются результаты оценки рисков. В Европейском руководстве по оценке рисков для отражения результатов приводится форма "Лист оценки риска", составляемый на каждое рабочее место с указанием в нем наименования рабочего места и фамилии работника. В специальном поле указывают, кем произведена оценка. Можно считать, что Лист оценки риска является принципиальным аналогом карты аттестации.
Таким образом, как при аттестации рабочих мест, так и в международной практике оценки рисков обязательным является разработка мер по снижению рисков (мероприятий по улучшению условий труда) и обязательное документирование результатов.
Важным отличием зарубежной практики является присутствие практически во всех стандартах требования анализировать существующие риски и уже принятые меры, а также сопоставления результатов проведенной оценки рисков с показателями, которые были получены при предыдущей оценке, чтобы убедиться в достижении улучшения или его отсутствии.
Как российская, так и зарубежная практика имеют свои сильные стороны и свои изъяны. Сильной стороной аттестации рабочих мест является то, что, во-первых, эта процедура закреплена в национальном законодательстве. Во-вторых, оценка базируется на лабораторных исследованиях. В-третьих, оценка подтверждается юридически значимыми протоколами аккредитованной организации.
Слабой стороной аттестации рабочих мест является то, что не учитываются риски, связанные с:
- технологическими и организационными особенностями трудового процесса, требования которых не учитываются в нормативно- правовых актах;
- неисправным или заведомо травмоопасным оборудованием, допускаемым к эксплуатации;
- неподготовленностью персонала к формированию превентивных мер;
- отсутствием контроля правильного использования средств индивидуальной защиты, а также возможный вред от самих СИЗ. Очевидной слабой стороной международной практики является отсутствие регламентации и методологии количественной оценки рисков от идентифицированных опасностей.
При аттестации рабочих мест инструментальные измерения регламентированы и должны проводиться при проведении оценки условий труда всегда, в то время как зарубежные практические пособия рекомендуют определять целесообразность проведения специальных измерений в зависимости от потребности. В практической деятельности проведение измерений, как правило, связано с необходимостью определения, нарушены или нет нормативы (в редакции российской терминологии - ПДК или ПДУ), т.е. имеют статус, похожий на производственный контроль (класс условий труда не определяется). Применяемая экспертная оценка носит субъективный характер и опирается на профессионализм экспертов и контрольные листы (чек-листы), разработанные по типовым (характерным) видам производственной деятельности.
Сильными сторонами зарубежной практики являются:
- идентификация опасностей и ранжирование в единой шкале тяжести последствий и вероятности событий всех рисков, способных нанести вред здоровью работника или привести к его травмированию, включая микротравмы, более полный охват возможных опасностей;
- управление рисками производится на основе установленной иерархии мер (практически во всех стандартах, в том числе и в российских, иерархия построена на едином подходе - устранить, понизить технические и административные меры, и на последнем месте применение СИЗ). Модели управления основаны на критерии учета значимости последствий. Приоритеты в практической деятельности устанавливаются в зависимости от величины риска (чем выше риск, тем приоритетнее работа по его устранению). Методы управления рисками для здоровья и безопасности позволяют работодателю построить систему, обеспечивающую достижение наиболее высоких показателей деятельности в области охраны труда и профессиональных рисков при оптимизации затрат на охрану труда;
- применение системы управления профессиональными рисками позволяет для демонстрации достигнутых результатов проходить сертификацию на соответствие международным/общеевропейским стандартам, что способствует повышению безопасности и защите здоровья работников на основе управления профессиональными рисками, имиджу и успешному бизнесу за счет применения современной модели системы менеджмента.
На основе анализа состояния охраны труда был подготовлен проект Положения о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение), который призван стать базовым документом в реформировании системы охраны труда. Положение охватывает все направления трудовых отношений и обязанностей работодателя по созданию системы управления профессиональными рисками и определяет их место в системе охраны труда. По своей логике и по статусу Положение соответствует рекомендациям МОТ-СУОТ 2001 и содержит структуру требований, аналогичную OHSAS 18001:2007. Таким образом, в Положении интегрируется зарубежный и российский опыт, а также содержится ряд развивающих новаций. В соответствии с изменениями в Трудовом кодексе Российской Федерации к Положению разрабатывается Порядок оценки уровня профессионального риска (далее - Порядок).
В табл. 2 представлено сопоставление основных структурных элементов, процедур оценки рисков, применяемых в международных системах, аттестации рабочих мест и в проекте Порядка.
Таблица 2
Сопоставление основных структурных элементов процедур оценки рисков, применяемых в международных системах, при аттестации рабочих мест и в проекте Порядка
Процедуры оценки рисков | В международных системах | Аттестация рабочих мест | Новый порядок оценки ПР в РФ |
Идентификация опасностей на рабочих местах | Есть | Нет | Есть |
Оценка рисков на рабочих местах | Есть | Нет | Есть |
Гигиеническая оценка условий труда | Есть/частично | Есть | Есть |
Оценка защищенности работников СИЗ | Есть/частично | Есть | Есть |
Интегральная оценка условий труда | Нет | Нет | Есть |
Определение уровня профессионального риска работника | Нет | Нет | Есть |
Определение интегрального уровня профессионального риска работодателя | Нет | Нет | Есть |
Мониторинг результатов оценки рисков | Есть/частично | Есть | Есть |
Из табл. 2 следует, что новый Порядок объединяет процедуры идентификации опасностей и оценки рисков, а также аттестации рабочих мест, гигиенической оценки условий труда, оценки защищенности работников СИЗ, а также функции производственного контроля условий труда на рабочих местах (мониторинг). Дополнительно в него включены новые элементы - определение интегральной оценки условий труда, позволяющей определять суммарную вредность условий труда, оценка уровня профессионального риска работника, предполагающая оценку не только внешних факторов производственной среды, но и оценку состояния здоровья, возраст и стаж работы, определение уровня профессионального риска организации (работодателя), позволяющего учесть уровень профессионального риска каждого работника на имеющихся рабочих местах работодателя.
Согласно Положению, система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда. Для обеспечения эффективности системы управления профессиональными рисками она основывается на принципах превентивности и постоянного улучшения. Для реализации этих принципов система управления включает следующие общепризнанные элементы:
1) Политика в области управления профессиональными рисками.
2) Планирование работ по управлению профессиональными рисками.
3) Внедрение и функционирование.
4) Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками.
5) Анализ системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.
Формирование в рамках системы механизмов для обеспечения управления профессиональными рисками достигается введением процедур, регулирующих деятельность персонала в каждом элементе системы:
1 элемент "Политика":
- Политика в области профессиональных рисков.
2 элемент "Планирование":
- Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков и процедура управления профессиональными рисками (входят в Порядок оценки уровня профессионального риска).
- Идентификация и оценка законодательных, нормативных и других требований к профессиональной безопасности и здоровью.
3 элемент "Внедрение и функционирование":
- Обеспечение компетентности персонала, его подготовки и осведомленности.
- Процедура коммуникации, партнерства и консультирования. Процедура управления документами (документы и управление записями).
- Процедура управления операциями (оперативный контроль). Процедура подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.
4 элемент "Проверка":
- Процедура измерения и мониторинга показателей деятельности (функции производственного контроля).
- Процедура оценивания соответствия законодательным и нормативным требованиям.
- Процедура расследования инцидентов.
- Процедура управления несоответствиями, корректирующими и предупреждающими действиями.
- Процедура проведения внутреннего аудита.
5 элемент "Анализ со стороны высшего руководства"
- Процедура проведения анализа системы управления со стороны высшего руководства.
Порядок оценки уровня профессионального риска разрабатывался таким образом, чтобы макроалгоритм оценки и структура документа были подобны действующему порядку проведения аттестации рабочих мест. Этот документ устанавливает требования к проведению интегрированной процедуры аттестации рабочих мест и оценки уровня профессионального риска. Структура порядка представлена на рис. 1.
/-\
|3|-------------\
\-| Оценка |
|соответствия |
/---|условий труда|--------\
/-\ /-\ | |гигиеническим| | /-\
|1|----------------\ |2|-------------\ | | нормам | /--------------|5|
\-|Организационно- | \-| | | \-------------/ | |-/
|подготовительный|---|Идентификация|-| /-\ |Сводный реестр|----\
| этап | | опасностей | | |4|-------------\ | рисков | |
\----------------/ \-------------/ | \-|Оценка рисков| \--------------/ |
\---|травмирования|--------/ |
\-------------/ |
/-------------------------------------------------------------------------------/
|/-\ /-\ /-\ /-\
||6|------------\ |7|-------------\ |8|------------------\ |9|------------------\
|\-| Оценка | \-|Интегральная | \-|Определение уровня| \-|Определение уровня|
\--|защищенности|----| оценка |------| профессионального|----|профессионального |--\
| СИЗ | |условий труда| | риска работника | |риска работодателя| |
\------------/ \-------------/ \------------------/ \------------------/ |
/---------------------------------------------------------------------------------------/
|/--\ /--\
||10|------------------\ |11|--------------------\
|\--| Мониторинг | \--|Передача результатов|
\---|результатов оценки|----| оценки в АС |
| рисков | | "Профриски" |
\------------------/ \--------------------/
Рис. 1. Структура порядка оценки уровня профессионального риска
Основные процедуры, установленные в Порядке оценки:
- подготовка к проведению оценки профессиональных рисков на рабочих местах;
- идентификация опасностей на рабочих местах;
- оценка профессиональных рисков на рабочих местах;
- оценка соответствия идентифицированных опасностей для здоровья гигиеническим нормативам;
- оценка защищенности работников СИЗ;
- определение интегральной оценки условий труда;
- определение уровня профессионального риска работников;
- оценка уровня профессионального риска работодателя;
- организация регулярного мониторинга условий труда и профессиональных рисков работников.
Важно подчеркнуть, что внедрение системы управления профессиональными рисками не требует введения каких-то принципиально новых процедур, которые бы увеличили трудозатраты и финансовые расходы работодателя. Оценка профессиональных рисков осуществляется за счет модернизации существующих процедур:
- аттестация рабочих мест, оценка условий труда гигиеническим нормативам, оценка защищенности работников СИЗ);
- вводится процедура идентификации опасностей и оценки рисков травмирования (взамен оценки травмоопасности);
- модернизация системы расчетов профессиональных рисков на основе имеющихся данных, введение интегральной оценки условий труда для возможности оценки суммарной вредности условий труда и, соответственно, оценки тяжести ущерба для здоровья (ниже будут приведены примеры);
- медицинские осмотры - по результатам медицинского осмотра (обследования) устанавливается числовая характеристика состояния здоровья (группы здоровья), которая используется для расчета уровня профессионального риска работника;
- производственный контроль (в настоящее время производственный контроль является отдельной процедурой. Предполагается интегрировать функции производственного контроля в новый Порядок при организации систематического мониторинга средних и высоких рисков).
Введение процедуры идентификации опасностей позволит выявить реальные опасности повреждения здоровья на рабочем месте и, таким образом, отказаться от "сплошных" измерений всех "потенциально" действующих на рабочем месте факторов производственной среды (как это делается сейчас при аттестации рабочих мест).
Таким образом, внедрение процедур оценки профессиональны рисков позволит оптимизировать объемы лабораторных исследований как наиболее дорогой составляющей аттестации рабочих мест. Это позволит сократить затраты работодателей на 20-30%.
Определение уровня профессионального риска работника и работодателя
На величину уровня профессионального риска влияют рабочая среда и характеристика профессиональной деятельности работников, а также индивидуальные медико-биологические данные работников организации. Существенное влияние на уровень профессионального риска оказывают так называемые человеческие факторы, которые могут приводить к случаям повышенного травматизма.
В соответствии с приведенным определением в рамках Порядка принято, что оценка уровня профессионального риска работника зависит от следующих факторов:
- условий труда, имеющихся на рабочем месте работника в процессе выполнения им профессиональной деятельности. Вредность условий труда на рабочем месте оценивается на основе интегральной оценки условий труда, определенной по результатам гигиенической оценки всех присутствующих на рабочем месте производственных факторов;
- состояния здоровья работника - параметр характеризуется показателем состояния здоровья), определенным по результатам медицинских осмотров (обследований) работника;
- возраста работника; этот параметр характеризуется показателем возраста (В) работника;
- трудового стажа работника во вредных и (или) опасных условиях труда; этот параметр характеризуется показателем стажа (С) работника.
Условия труда - в ходе оценки условий труда гигиеническим нормативам определяется степень возможного вреда здоровью работника путем сопоставления измеренных и оцененных уровней вредных производственных факторов с гигиеническими нормативами. В зависимости от величины отклонения измеренных или оцененных уровней от нормативов на основе гигиенических критериев устанавливается класс вредности и опасности воздействия на работников нескольких производственных факторов и общий класс условий труда на рабочем месте.
Как показывает опыт проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, на разных рабочих местах в общем случае может действовать различная комбинация производственных факторов с различной комбинацией установленных для каждого из них классов вредности и (или) опасности. Однако при определении общего класса условий труда на рабочем месте по наиболее высокому классу отдельного фактора или определенной комбинации значений наиболее высоких классов суммарная вредность условий труда (совокупность производственных факторов) в соответствии с указанным методом оценивается не адекватно фактической комбинации всех действующих факторов с установленными различными классами условий труда. Вполне очевидно, что при данном методе в общей оценке вредность факторов, не имеющих наиболее высокий класс вредности, никак не учитывается. Отказ от учета вредности (классов) всей совокупности факторов приводит на практике к различным результатам для различных случаев сочетания количества и номенклатуры производственных факторов. В результате установленный общий класс условий труда не всегда в полной мере характеризует суммарную вредность условий труда на рабочем месте. Например, общий класс условий труда 3.2 присваивается при действии трех и более факторов, относящихся к классу 3.1, или при одном факторе, относящемся к классу 3.2, и, наконец, в том случае, когда имеется один фактор с классом 3.2 и одновременно с этим присутствуют несколько факторов с классами 3.1.
Следует отметить также, что при указанной общепринятой оценке затруднено сопоставление условий труда на различных рабочих местах, которые характеризуются различными по номенклатуре и количеству комбинациями факторов и имеют различные комбинации установленных классов вредности и опасности.
Таким образом, может быть сделан общий вывод о том, что при оценке соответствия условий труда гигиеническим нормативам в ходе аттестации рабочих мест установленный общий класс условий труда на рабочем месте является в настоящее время необходимой, но недостаточной количественной оценкой вредности условий труда на рабочем месте (рис. 2).
Из рис. 2 следует, что общий класс условий труда для обоих рабочих мест не учитывает влияние всех факторов, имеющих класс ниже, чем максимальный на рабочем месте. На рабочем месте шахтера не учитываются классы 3.2, 3.2, 3.3, а на рабочем месте электромонтера не учитывается класс 3.1.
Таким образом, для эффективного управления объективно необходима система количественного определения вредности и опасности условий труда, позволяющая адекватно оценивать условия труда на различных рабочих местах и, соответственно, оценивать эффективность принимаемых мер. Такая количественная система может быть построена на основании взвешивания классов условий труда, определенных при аттестации рабочих мест, с помощью присвоения им баллов в зависимости от возможного воздействия факторов рабочей среды на организм работника, характеризуемого индексом профзаболеваний. Чем выше балл, тем больше несоответствие фактического состояния условий труда по данному фактору гигиеническим нормативам и тем более выраженным становится опасное и/или вредное его действие на организм.
Полученная сумма баллов () количественно характеризует фактические условия труда на рабочем месте (рис. 3). Для получения взвешенной вредности условий труда из суммы
вычитается сумма баллов, соответствующая допустимым по гигиенически критериям (на рис. 3 выделено темным цветом).
С учетом данного количественного показателя суммарная вредность условий труда на рабочем месте шахтера выше, чем на рабочем месте электромонтера, рис. 4.
При реформировании системы обязательного социального страхования на основе принципов учета индивидуального профессионального риска работников необходимы методы, обеспечивающие более адекватное дифференцирование суммарной вредности условий труда работников, чем общий класс условий труда, не учитывающий влияние всех факторов на рабочем месте. Кроме того, в рамках единой системы должны учитываться риск травмирования и защищенность работников СИЗ.
Величина риска травмирования определяется с помощью матрицы оценки рисков (МОР), табл. 3.
Таблица 3
Матрица оценки рисков
Т5 | С 5 | С 10 | В 15 | В 20 | В 25 |
Т4 | Н 4 | С 8 | С 12 | В 16 | В 20 |
Т3 | Н 3 | С 6 | С 9 | С 12 | В 15 |
Т2 | Н 2 | Н 4 | С 6 | С 8 | С10 |
Т1 | Н 1 | Н 2 | Н 3 | Н 4 | С 5 |
Тяжесть | ----- | Частота (вероятность события) |
Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 | Ч5 |
Событие практичес- ки никогда не произойдет |
Событие случается редко |
Вероят- ность события около 0,5 |
Скорее всего событие произойдет |
Событие почти обязательно произойдет |
Матрица построена на основе установленных элементов риска - тяжести возможного ущерба (строки матрицы) и вероятности нанесения ущерба (столбцы матрицы), что обеспечивает определение величины риска в зависимости от ранжированных уровней тяжести ущерба и вероятности нанесения ущерба в единой системе классификации.
Уровни тяжести, обозначенные на вертикальной шкале матрицы,
Т1 - минимальные;
Т2 - незначительные;
Т3 - средние;
Т4 - значительные;
Т5 - катастрофические.
Значения определяют по критериям определения серьезности последствий. Уровни вероятности на горизонтальной шкале матрицы, выраженные в форме качественной характеристики частоты событий (обозначены
), определяют по критериям определения вероятности события.
На первом этапе оценивают тяжесть ущерба путем выбора подходящего уровня (). Выбирается тот уровень, который по описанию признаков серьезности последствий лучше других соответствует возможному на данном рабочем месте.
На основании суммарной вредности, оценки рисков травмирования и защищенности работника СИЗ производится интегральная оценка условий труда на рабочем месте.
Состояние здоровья работника - значение показателя состояния здоровья работника (З) оценивается на основе групп диспансеризации, табл. 4.
Таблица 4
Оценка состояния здоровья работника на основе групп диспансеризации
Значение показателя состояния здоровья работника (З) | Группа диспансеризации | Характеристика группы |
1 | Д-I | Здоровые работники, не предъявляющие жалоб на состояние здоровья, у которых отсутствуют в анамнезе и не выявлены во время осмотра какие-либо заболевания или нарушения функций отдельных органов и систем; ОРВИ не более одного раза в год; суммарная длительность ВУТ по болезни не более 7 дней в году |
2 | Д-II | Работники с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий, у которых выявлены функциональные изменения различных органов и систем; ОРВИ не более двух раз в год; суммарная длительность ВУТ по болезни не более 14 дней в году |
3 | Д-III | Работники с компенсированным течением хронических неинфекционных заболеваний, не являющихся противопоказанием для продолжения работы в профессии; ОРВИ не более трех раз в год; суммарная длительность ВУТ по болезни не более 21 дня в году |
4 | Д- IV | Работники с субкомпенсированным течением хронических неинфекционных заболеваний, не являющихся противопоказанием для продолжения работы в профессии; ОРВИ более трех раз в год; суммарная длительность ВУТ по болезни более 21 дня в году |
5 | Д- V | 1) Работники с ранними признаками воздействия на организм вредных рабочей среды и трудового процесса (к примеру, признаки воздействия шума на орган слуха без снижения функции, наличие свинца в крови без клинических признаков свинцовой интоксикации и др.) 2) Работники, у которых по результатам ПМО выявлены общие и дополнительные медицинские противопоказания для продолжения работы в профессии |
Возраст работника и трудовой стаж работника во вредных и (или) опасных условиях труда - определяются значениями показателей, приведенных в табл. 5.
Таблица 5
Значения показателей возраста и трудового стажа работника
Показатель | Номер группы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Возраст работника, лет | 18-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 |
Трудовой стаж работника во вредных и (или) опасных условиях труда, лет | 0-10 | 11-20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 |
Значения показателя возраста - В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Значения показателя трудового стажа работника во вредных и (или) опасных условиях труда - С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Для определения конкретного значения уровня профессионального риска работника как некоторого интегрального показателя, зависящего от нескольких параметров (факторов), используется взвешенное суммирование отдельных параметров. При этом веса отдельных факторов риска определяем на основе экспертных оценок.
Значимость была определена экспертным путем с учетом отечественного и мирового опыта, согласно которому, здоровье человека наполовину формируется под влиянием образа жизни, а для работающего человека образ жизни практически полностью определяется его трудовой деятельностью.
Окончательное значение уровня профессионального риска работника корректируется на основе информации о травматизме и профзаболеваний на рабочем месте.
Алгоритм расчета уровня профессионального риска работника имеет открытую структуру, позволяющую добавлять в него новые параметры или изменять имеющиеся, в зависимости от развития теории оценки профессионального риска работника на его рабочем месте.
Методика расчета уровня профессионального риска работника разрабатывалась нашими специалистами совместно с НИИ медицины труда РАМН.
Предлагаемый порядок расчета уровня профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника позволяет получить одночисловое значение уровня профессионального риска работника, которое может быть использовано в целях определения уровня профессионального риска работодателя.
Уровень профессионального риска работодателя определяется на основе уровней профессионального риска работников и характеризует возможные неблагоприятные последствия данных условий труда на работников организации за год.
Количественно уровень профессионального риска работодателя равен среднему арифметическому значений уровню профессионального риска работников.
Расчет уровня профессионального риска работодателя должен основываться на результатах расчета уровней профессионального риска работников не менее, чем 95% работников организации, а также анализе данных о случаях травматизма и заболеваемости работников.
Мониторинг результатов оценки рисков
Проведение систематического анализа эффективности системы управления рисками обеспечивается на основе измерения и мониторинга показателей деятельности (функции производственного контроля) организации и последующего анализа системы управления профессиональными рисками в целом со стороны высшего руководства. С этой целью в организации формируется система показателей и планируются измерения.
Основными входными данными для формирования системы показателей деятельности являются:
- результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны высшего руководства;
- результаты идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах подразделений;
- результаты оценки условий труда на рабочих местах подразделений и обеспеченности работников СИЗ;
- результаты оценки состояния здоровья работников на основе медицинских осмотров (обследований);
- результаты оценки состояния и работоспособности производственного оборудования, механизмов, технологических установок и оценки соответствия его требованиям безопасной эксплуатации;
- результаты производственного контроля в подразделениях (измерение уровней химических, биологических или физических факторов - например, шума и др.);
- результаты оценки компетентности работников;
- результаты опросов работников для оценки отношения их к системе управления профессиональными рисками.
На основе анализа результатов мониторинга планируются и выполняются корректирующие и предупреждающие действия.
Для формирования и применения информационной системы Минздравсоцразвития России работодатели на основе собранных при мониторинге результатов передают информацию о своих рисках, включая уровень профессионального риска работодателя, в информационное пространство в сфере управления профессиональными рисками и охраны труда (рис. 5).
Отдельные компоненты этой системы уже запущены и опробованы. Центральной частью системы является ядро (АС "Профессиональные риски"), которое предназначено для сбора и анализа данных о профессиональных рисках, и система настроена на контроль за результатами аттестации рабочих мест и обучения по охране труда. Система призвана объединить федеральные ресурсы, которые сейчас находятся в ведении Инспекции труда, ФСС, Росстата и Роспотребнадзора. Сейчас ведется несколько статистических баз данных - по учету условий труда, травматизма и профзаболеваемости. Эти данные будут интегрированы в единой базе. Основным элементом учета создаваемой системы является человек (работник). Данные о его условиях труда (на одном предприятии с одними вредностями, на другом - с другими вредностями), о профзаболеваниях на протяжении всего трудового периода будут накапливаться в этой базе данных, с последующим формированием "карты трудового маршрута" (на схеме справа). Система позволит различным контролирующим органам и органам исполнительной власти иметь оперативный доступ к данным. Второй блок (правое ядро схемы) - это автоматизированная система контроля услуг по охране труда. С января 2012 г. отрабатывается регламент работы аттестующих организаций в информационной системе. Аттестующие организации будут ежемесячно передавать в систему данные о результатах проведенной ими аттестации рабочих мест. Планируется создать аналогичный блок по результатам обучения по охране труда и результатам экспертизы условий труда.
Информационная система позволит контролирующим органам видеть в режиме реального времени "проблемные" места и предпринимать адекватные меры реагирования. Например, если аттестующая организация малым составом выполняет подозрительно большой объем работ, или на каком-то предприятии данные по условиям труда серьезно расходятся в лучшую или худшую сторону от среднеотраслевых показателей.
О.А. Косырев,
генеральный директор,
А.В. Москвичев,
исполнительный директор,
Н.И. Симонова,
директор департамента по научной работе
Клинский институт охраны и условий труда
"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15720 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru