Некоторые правовые аспекты взаимодействия работодателя и профсоюза при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации является прямой обязанностью работодателя согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ. С 1 сентября 2011 г. в законную силу вступил новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342н (далее - Порядок).
К рабочим местам в любой организации предъявляются довольно жесткие требования, поэтому не реже чем раз в пять лет работодатель должен проводить аттестацию рабочих мест, а если в организации вводится в эксплуатацию вновь организованное рабочее место, то проведение аттестации должно быть начато не позднее 60 рабочих дней после его ввода в эксплуатацию (см. п. 8 Порядка).
К сожалению, работодатели часто не стремятся исполнить данную обязанность и игнорируют процедуру проведения аттестации рабочих мест в организации*(1). В связи с этим в настоящее время государство, чтобы изменить ситуацию, усилило контроль и надзор за соблюдением работодателями требований, связанных с безопасностью рабочего места. Помимо новых Правил, которые в определенной степени ужесточают требования к проведению аттестации рабочих мест, с 1 января 2012 г. у работодателей появилась обязанность сообщать о результатах аттестации рабочих мест в Фонд социального страхования РФ. Целью внесения соответствующих поправок в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" является стимулирование работодателей к соблюдению требований безопасных условий и охраны труда, улучшение условий труда и снижение профессионального риска работников. Порядок представления указанных сведений будет включен в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Многие работодатели не желают проводить аттестацию рабочих мест, так как, с их точки зрения, организация трудового процесса в компании не требует проведения такой аттестации. Одно дело, когда работники осуществляют свою трудовую деятельность на подземных работах, другое дело - программисты, банкиры, работающие в офисе в центре города. Но законодатель четко определил, что любое рабочее место, независимо от того, где оно находится, должно быть аттестовано.
По сравнению с предыдущим Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда от 31 августа 2007 г. N 569 новый Порядок обязывает работодателя включать в аттестационную комиссию, которая занимается аттестацией рабочих мест, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (см. п. 10 Порядка). До вступления в силу нового Порядка законодатель лишь рекомендовал работодателю включать в аттестационную комиссию представителей профсоюза. Если в компании отсутствует профсоюз, работодатель формирует аттестационную комиссию без указанного представительного органа работников.
На первый взгляд, появление у работодателя такой обязанности не влечет никаких серьезных проблем для компании. Но это только на первый взгляд.
В любых организациях, в том числе крупных коммерческих, могут появиться первичные профсоюзные организации. Так, в 2006 г. был создан профсоюз работников "Ситибанка", в 2009 г. профсоюзы возникли в банке "Уралсиб" и ЗАО "Райффайзенбанк"*(2), в 2010 г. - в московском офисе компании "Сиско Системс"*(3) (эта компания - мировой лидер в области сетевых технологий) и т.д. Нередко такие профсоюзы настроены враждебно по отношению к работодателю, поэтому существующие пробелы в законодательстве в части взаимодействия работодателя и профсоюза по различным вопросам позволяют последнему причинить немало хлопот руководителям компаний.
Так как в новом Порядке не установлено, что работодатель обязан включить в аттестационную комиссию только представителя профсоюза, объединяющего более половины или большинство работников, то претендовать на участие в аттестации рабочих мест может и профсоюз, представляющий менее половины работников организации.
Для включения представителя профсоюза в аттестационную комиссию работодателю следует направить письменное уведомление в профсоюз о том, что компания намерена провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и поэтому просит выдвинуть своего представителя для включения в аттестационную комиссию. Работодателю следует подготовить такое уведомление в двух экземплярах для того, чтобы иметь отметку о получении документа профсоюзом и, соответственно, документальное подтверждение исполнения своей обязанности включить представителя профсоюза в аттестационную комиссию.
Но что делать работодателю, если профсоюз уклоняется от получения уведомления и прилагает все усилия для того, чтобы процедура проведения аттестации рабочих мест была признана незаконной? Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда - весьма затратное для работодателя мероприятие. Если порядок аттестации рабочих мест будет нарушен, то контролирующие и надзорные органы могут обязать компанию провести аттестацию повторно, что повлечет дополнительные расходы работодателя. Негативно настроенный против руководства компании профсоюз знает это и может создать все условия для того, чтобы работодатель нарушил порядок проведения аттестации рабочих мест.
Компании следует помнить, что отсутствие у работодателя документов, подтверждающих получение профсоюзом уведомления о начале проведения аттестации рабочих мест и просьбе выдвинуть своего представителя в комиссию, в случае обращения профсоюза, например, в Гострудинспекцию однозначно будет свидетельствовать о несоблюдении работодателем установленного порядка проведения аттестации рабочих мест.
В настоящей статье автор предлагает определенную схему действий, которая поможет компаниям минимизировать риск негативных последствий для организации в случае нежелания представителей профсоюзов участвовать в аттестационных комиссиях (игнорирования профсоюзами процедуры аттестации рабочих мест в компаниях).
Так как помимо указания в новом Порядке на обязательное для работодателя включение в аттестационную комиссию представителя профсоюза имеется упоминание об ином представительном органе работников, то полагаем, что в компании, в которой профсоюз игнорирует просьбу работодателя о выдвижении своего представителя в состав аттестационной комиссии, может быть избран иной представитель трудового коллектива, который войдет в состав аттестационной комиссии. В настоящее время представители работников могут быть избраны, если в компании есть профсоюз, но он не объединяет большинство или не уполномочен представлять всех работников.
На практике существуют два вида голосования для избрания представителей трудового коллектива: на собрании и конференции.
Порядок проведения собрания и конференции в законодательстве никак не регламентирован.
В первом случае собираются все работники и голосуют по повестке дня. Это неудобно для компании, и поэтому такая процедура применяется редко.
В случае проведения конференции порядок голосования следующий:
- работодатель формирует повестку дня, а также норму представительства делегатов конференции (например, работодатель решает, что один делегат представляет интересы тридцати работников);
- работодатель формирует подписные листы из расчета тридцать подписей в пользу кого-либо из делегатов;
- работники делятся на группы по тридцать человек, выбирают делегата и ставят свою подпись в его пользу;
- если в компании, например, сто двадцать человек, то из расчета один делегат за тридцать человек необходимы четыре делегата;
- делегаты собираются вместе и голосуют по повестке дня (например, выбрать А. и Б. из своего числа представителем всех работников по вопросу аттестации рабочих мест);
- голосование должно быть тайным. Результаты голосования оформляются протоколом.
После этого А. и Б. уполномочены представлять всех работников по вопросу проведения аттестации.
Также популярен вариант выбора делегата не нормой представительства, а по каждому делегату от структурного подразделения.
Компании следует помнить, что каждое право, которым наделяется представитель, и каждую обязанность, которая на него возлагается, необходимо ставить на голосование. Таким образом, в процессе согласования компетенции можно предусмотреть, что по окончании аттестации рабочих мест по условиям труда полномочия представителей будут завершены.
К сожалению, так как новый Порядок был введен совсем недавно, релевантная судебная практика, иллюстрирующая порядок устранения проблем, возникающих у работодателя при формировании аттестационной комиссии, отсутствует. В такой ситуации работодателям приходится изобретать различные схемы для выхода из, казалось бы, неразрешимых ситуаций.
Следует также сказать несколько слов об ответственности компании за непроведение аттестации рабочих мест или нарушение порядка ее проведения.
Если компания не провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, нарушила порядок проведения аттестации рабочих мест, государственный инспектор по труду и суд могут:
а) обязать компанию провести аттестацию рабочих мест (повторно провести аттестацию рабочих мест в случае нарушения порядка проведения такой аттестации) в определенные сроки*(4);
б) привлечь должностное лицо и саму компанию к административной ответственности*(5).
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда установлена ст. 5.27 Кодекса РФ об административной ответственности. Должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму до 5 тыс. руб., а юридические лица - до 50 тыс. руб. Более того, к организациям может быть применена ответственность в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Если должностное лицо привлекается к административному наказанию повторно за аналогичное правонарушение, его могут дисквалифицировать на срок до трех лет*(6).
Изложенное позволяет утверждать, что принятие нового Порядка не устранило всех вопросов, возникающих у работодателя при проведении аттестации рабочих мест. Более того, указанный Порядок поставил ряд вопросов, которые требуют скорейшего разрешения.
Так, автор настоящей статьи предлагает уточнить порядок участия профсоюза в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; конкретизировать порядок выдвижения представителя профсоюза в аттестационную комиссию; четко определить, каким образом необходимо уведомить профсоюз о начале проведения аттестации и в какие сроки; какие условия необходимо выполнить работодателю, чтобы обеспечить выполнение своей обязанности по включению в аттестационную комиссию представителя первичной профсоюзной организации; определить границы участия профсоюза в процедуре аттестации рабочих мест.
Такие изменения позволят структурировать процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и соблюсти баланс интересов работника и работодателя.
Список литературы
1. Готлиб А.Я., Девисилов В.А., Старча Е.А. Аттестация рабочих мест по условиям труда: Учебное пособие. М., 2012.
2. Егоренкова С.В., Кожевников А.В. Аттестация рабочих мест: Учебное пособие. Череповец, 2011.
3. Любимова Н.С., Мартемьянова В.А. Аттестация рабочих мест. Экспертиза условий труда и сертификация работ по охране труда: Учебное пособие. Тверь, 2011.
А.А. Леонова,
аспирантка кафедры трудового права
юридического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. результаты опроса, проведенного Исследовательским центром крупнейшего рекрутингового портала Superjob.ru: http:// www.radiovesti.ru/articles/2011-09-06/fm/10170
*(2) См.: http://www.klerk.ru/bank/articles/171145/
*(3) См.: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/02/09/426805
*(4) См.: определение Рязанского областного суда от 13 июля 2011 г. N 33-1354; определение Московского областного суда от 27 октября 2011 г. по делу N 33-24318; определение Московского городского суда от 3 августа 2010 г. по делу N 33-20974/2010.
*(5) См.: решение Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2011 г. по делу N 21-637/11.
*(6) В настоящее время в Государственной Думе РФ находятся на рассмотрении два законопроекта, которые ужесточают ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест. Тексты законопроектов см.://http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(printzp)? OpenAgent&RN=535733-5&123; http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)? OpenAgent&RN=557872-5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые правовые аспекты взаимодействия работодателя и профсоюза при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
Автор
А.А. Леонова - аспирантка кафедры трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2012, N 11