Вправе ли инспекция отсылать требование об уплате налога только по юрадресу, если ей известен фактический адрес компании?
Налоговики нередко направляют требование только по юрадресу, хотя им чаще всего известно фактическое местонахождение компании. В итоге компания не получает его вовремя и соответственно не исполняет. Правомерны ли в этом случае действия инспекции?
Требование об уплате налога инспекторы вправе как вручить лично налогоплательщику, так и отправить по почте. В последнем случае письмо считается полученным на шестой день с момента отправления (п. 6 ст. 69 НК РФ). На какой адрес инспекторы вправе отправлять требование об уплате налогов: на юридический, указанный в учредительных документах, или на фактический?
Часто при несовпадении таких адресов компании сообщают в инспекцию о своем фактическом местонахождении по электронной почте или в письменном виде. Но контролеры игнорируют эти сообщения, отправляя корреспонденцию только по юрадресу. В итоге компания, не получив требование об уплате налога, не имеет возможности его исполнить и сталкивается с риском принудительного взыскания задолженности, блокировки счетов, начисления штрафов и пеней.
Возникает вопрос, могут ли налоговики отправлять требование об уплате налога только по юрадресу, если им известно фактическое местонахождение компании?
"Да, налоговики не обязаны знать фактический адрес компании, не указанный в ее учредительных документах"
А.Н. Хоменко, налоговый консультант
"Статья 69 НК РФ не конкретизирует, куда должно быть отправлено требование об уплате налога. Согласно нормам гражданского законодательства юридический адрес определяется по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени компании без доверенности (ст. 54 ГК РФ). Следовательно, отправление требования по этому адресу является единственным легальным способом вручить его по почте.
Суды, защищая право налогоплательщиков получать в том числе требование об уплате налога, установленное в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ, делают важную оговорку. В частности, что направление требования по иным адресам, отличным от юридического (почтовому, месту фактического местонахождения), возможно, только если такие адреса с достаточной степенью уверенности известны налоговому органу (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 13.05.08 N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08, Уральского от 02.06.09 N Ф09-3420/09-С3, Московского от 26.10.11 N А40-114301/10-35-622 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 09.02.12 N ВАС-774/12) округов). А доказать, что инспекторы точно знали фактический адрес, зачастую бывает проблематично, особенно приводя доводы о неофициальном извещении по электронной почте.
Таким образом, инспекторы не обязаны устанавливать место нахождения налогоплательщика, если тот отсутствует по юрадресу и не получает по нему корреспонденцию. Следовательно, если компания не исполнила требование об уплате налога, направленное ей на юридический адрес, инспекторы вправе применить к ней обеспечительные меры".
"Нет, если налоговикам было известно о фактическом месте нахождения компании, то и требование они должны направлять по такому адресу"
А.А. Никифоров, партнер, ведущий юрист юридической компании "Пепеляев Групп"
"По моему мнению, если фактический адрес был известен инспекции и тому есть доказательства - проведение выездной проверки или ранее акты направлялись по этому адресу, то требование должно быть направлено именно туда.
Пункт 6 статьи 69 НК РФ определяет возможность передачи требования об уплате налога по почте, не указывая на необходимость его отправки исключительно по юрадресу. Кроме того, закрепляя право компании на получение требования об уплате налога и обязанность инспекции это требование ей передать, НК РФ не уточняет, что речь идет о передаче по юридическому адресу (ст. 21 и 32 НК РФ). Значит, для обеспечения права организации на получение требования важно доставить его туда, где компания может его получить, - по фактическому местонахождению.
Уведомить налоговиков о дополнительном адресе компании могут, в частности, посредством отдельного заявления о необходимости направлять корреспонденцию по иному почтовому адресу (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.08 N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08) или указав такой адрес на фирменном бланке, используемом в официальной переписке (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.07 N А-32-3194/2007-33/96).
Кроме того, если инспекторы заведомо знают, что организация по юридическому адресу не находится (почтовые отправления в адрес компании возвращались с отметкой органа связи об отсутствии адресата), они обязаны направить требование по месту фактического нахождения организации, указание на которое есть в учредительных документах. На это указывает ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 18.08.09 N А78-6367/08".
Мнение посетителей сайта www.rnk.ru
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99