Аутсорсинг - эффективный инструмент управления охраной труда на малых предприятиях
Из истории вопроса
Аутсорсинг (от англ. outsourcing: outer-sourceusing) - использование внешнего источника (ресурса), иначе говоря, передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного (не менее 1 года) контракта. Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.
В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности, в том числе безопасности труда.
Судя по наблюдениям, в нашей стране, так же, как и за рубежом больше всего тревог и нареканий вызывает положение с охраной труда на предприятиях малого и среднего бизнеса, а точнее говоря, в рабочих коллективах численностью не более 50 человек. В России такие предприятия характеризуются более высоким уровнем производственного травматизма по сравнению со среднероссийским уровнем, высокой квотой профессиональных заболеваний. Усугубляет негативные тенденции отношение их руководителей к охране труда. Факты свидетельствуют, что вопросами безопасности труда и здоровьем работников здесь часто начинают заниматься лишь при возникновении несчастных случаев с работниками, а также по результатам проверок уполномоченных надзорных органов. На этих предприятиях в силу целого ряда, нередко объективных, причин трудно внедрить новейшие технологии охраны труда, адекватные средства индивидуальной защиты, использовать штатных сотрудников соответствующего профиля. Вместе с тем с их стороны уже проявляется интерес к внешнему управлению охраной труда, использованию внештатных сотрудников, заимствованию новых технологий охраны труда в рамках технологий аутсорсинга. И это вполне понятно, поскольку, согласно статьи 212 ТК РФ, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда и возлагаются на работодателя.
Говоря об аутсорсинге как новом и динамично, хотя и не без проблем, развивающемся явлении на рынке услуг охраны труда, следует отметить, что его продвижению поспособствовало и способствует не только рост спроса на такого рода услуги, но и рост соответствующих предложений. При этом необходимо отметить, что сам по себе аутсорсинг не может решать все проблемы с охраной труда в малом предпринимательстве, в том числе и в строительстве, что, впрочем, с его стороны не снижает интереса к нему.
О росте спроса на оказание услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда для работодателя, численность предприятия которого не превышает 50 человек, наглядно свидетельствует, например, деятельность организаций, входящих в состав Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство "Национальное общество аудиторов трудовой сферы" (далее - Партнерство).
Результаты развития данной части рынка проанализированы по критериям, представленным в табл. 1.
Таблица 1
1 | Количество организаций, в которых проведено осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек |
2 | Количество выполненных договоров по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек |
3 | Совокупный объем работ по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, тыс. руб. |
4 | Численность сотрудников, оказывавших услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, всего: в том числе: - штатных (по трудовым договорам); - совместителей (по договорам гражданско- правового характера) |
5 | Повышение квалификации сотрудников в отчетном году, всего: в том числе: - штатных (указать, в каких организациях); - совместителей (указать, в каких организациях) |
6 | Организация и участие в мероприятиях по охране труда (съезды, конференции, семинары и т.п.), всего: из них: - международных: - российских; - региональных |
На начало текущего года аутсорсинг в охране труда в Партнерстве осуществляли 79 организаций. Оказаны услуги по аутсорсингу в среднем 17 работодателям на 1 организацию Партнерства. При этом минимальное количество организаций, которым оказаны услуги, - 2 (Удмуртская Республика), максимальное - 94 (Московская область).
Объем выполненных работ составил в среднем 3274 тыс. руб. в год на 1 организацию аутсорсинга и в среднем около 40 тыс. руб. по договору на 1 организацию (работодателя).
Количество сотрудников приходилось в среднем 4 на 1 организацию Партнерства (в диапазоне от 1 до 21 сотрудника). При этом штатный состав составляет - 90%. Аутсорсинг осуществляется, как правило, дополнительно или совместно с такими видами услуг, как обучение по охране труда или аттестация рабочих мест. Редко встречается организация Партнерства, где аутсорсинг осуществляется самостоятельно со специальным штатом сотрудников.
Реализация аутсорсинга в области охраны труда за год выявила следующие проблемы:
- возникновение трудностей аккредитованных организаций по предложению данной услуги ввиду ее невостребованности руководителями малого бизнеса, отсутствие спроса на аутсорсинг;
- недооценка работодателем возможностей аутсорсинга для системной работы по управлению охраной труда;
- привлечение аутсорсинга только для решения возникших проблем по охране труда (предписания по результатам проверок надзорных органов, расследования несчастных случаев, обучения и т.п.);
- незнание сообществом малого бизнеса законодательных требований охраны труда;
- игнорирование работодателем требований защиты человека труда от опасностей производства, вредных, тяжелых, напряженных условий труда;
- нежелание использования механизмов экономического стимулирования (скидок к страховому взносу, дополнительного финансового обеспечения мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний);
- игнорирование обязательности финансирования мероприятий по охране труда в соответствии с трудовым законодательством; использование аутсорсинга на начальном этапе организации работы по охране труда или для разовых работ по охране труда; невысокая стоимость оказания данного вида услуги;
- редкое посещение представителями аутсорсинга малого предприятия (до 1 раза в неделю, нехватка времени, охват обслуживанием нескольких малых предприятий строительного комплекса);
- упрощенный подход к решению проблем охраны труда руководителем малого предприятия за счет использования труда на полставки или по совместительству сотрудников или пенсионеров, имеющих опыт в области охраны труда.
Перспективы развития аутсорсинга в охране труда для малых предприятий в строительном комплексе
Организация работ по охране труда на малых предприятиях определяется спецификой их деятельности и численностью работников. К субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05 июля 2010 г. N 153-ФЗ), относятся организации, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Как уже было выше сказано, внедрение аутсорсинга, как правило, реализуется на малых предприятиях, где численность работников не превышает 50 человек, и работодатель в соответствии со статьей 217 ТК РФ принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско- правовому договору.
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (с изменениями и дополнениями). Данным приказом определен перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация:
1) осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность которого не превышает 50 человек;
2) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
Аутсорсинг в области охраны труда (осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда на предприятии, численность которого не превышает 50 человек) имеет следующее примерное содержание:
- организация охраны труда на малом предприятии;
- разработка основных локальных нормативных актов по охране труда малого предприятия;
- планирование и реализация мероприятий по охране труда;
- исполнение обязанностей инженера (специалиста) по охране труда в соответствии с квалификационными требованиями;
- организация работы службы охраны труда в соответствии с рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 января 2000 г. N 14, осуществление функций службы охраны труда;
- консультирование деятельности комиссии по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;
- создание, сопровождение и аудит системы управления охраной труда на малом предприятии.
Области оказания услуг
Организация охраны труда на малом предприятии осуществляется в соответствии с ГОСТ Р ССБТ 12.009-2009 "Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению", утвержденный и введенный в действие с 1 июля 2010 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2009 г. N 283-ст.
Российская энциклопедия по охране труда [М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006] представляет систему управления охраной труда (СУОТ) как организационную систему - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанная с деятельностью организации. Исходя из законодательного определения охраны труда (ст. 209 Трудового кодекса РФ), управление охраной труда в организации можно рассматривать как подготовку, принятие и реализацию решений по осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Национальный стандарт для малых предприятий ГОСТ Р ССБТ 12.009-2009 позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами и руководствами (стандартами серии ISO 9000 "Управление качеством", OHSAS 18001 "Системы управления охраной труда и безопасностью персонала", Руководством МОТ-СУОТ2001/IL0-0SH 2001 по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья Международной организации труда), а также межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
Согласно стандартам, методология создания и функционирования систем управления основывается на известных принципах: "планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй". СУОТ, соответствующая стандартизованным требованиям, предназначена не только для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда, но и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.
Таким образом, СУОТ дает малому предприятию возможность разработать свою концепцию (политику) по охране труда, установить цели охраны труда, организовать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, а также создать социально-ориентированное производство, исключить ущерб в результате аварий, инцидентов и несчастных случаев.
Руководители малых предприятий (индивидуальные предприниматели) в качестве первых шагов по организации работы по охране труда на малых предприятиях должны:
- изучить свои обязанности в соответствии с законодательством об охране труда;
- выбрать в соответствии со спецификой деятельности организационную форму работы по охране труда (создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда);
- пройти обучение и направить на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда с получением удостоверения о проверке знаний требований охраны труда.
Распорядительными документами должны быть назначены ответственные должностные лица за обеспечение охраны труда, электрохозяйство, безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности, пожарную безопасность, а также другие ответственные лица в соответствии с направлениями работы малого предприятия. Даже в том случае, если малое предприятие применяет услуги аутсорсинга.
Известно [Подробно см: Н.Р. Абрамов. Руководство по охране труда на малых предприятиях. - М.: Изд-во "Безопасность труда и жизни", 2003. - 52 с.], что деятельность малого предприятия применительно к требованиям законодательства об охране труда можно разбить на два этапа:
1) этап организации деятельности предприятия;
2) этап осуществления деятельности.
Безусловно, деятельность малого предприятия имеет свою специфику, что далеко не всегда позволяет подстроить ее под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих предприятий, в том числе и малых, показывает, что наилучший результат в области безопасности труда достигается в том случае, когда работодатель своевременно принимает необходимые меры. Трудно, например, ожидать положительных результатов на тех предприятиях, где нарушения государственных нормативных требований охраны труда были изначально заложены на стадии планирования производственной деятельности.
ГОСТ Р ССБТ 12.009-2009 ставит целью методическое обеспечение возможности функционирования вновь создаваемого малого предприятия, а также профилактической работы на действующем малом предприятии путем непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда для предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.
Задачами стандарта являются:
- организация работы по охране труда на малом предприятии;
- организация безопасных производственных процессов;
- создание безопасных условий труда;
- содействие защите работников от опасностей и рисков;
- подготовка предприятия к аудиту, страхованию и представлению контрольным органам;
- развитие положений ГОСТ 12.0.230 с учетом особенностей малого предприятия, законодательства и национальной нормативной правовой базы по охране труда.
Система управления охраной труда на малых предприятиях
Система управления охраной труда на малых предприятиях включает следующие направления:
1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации.
2) Планирование системы управления охраной труда.
3) Разработка и применение системы управления охраной труда.
4) Проверка системы управления охраной труда.
5) Анализ функционирования системы управления охраной труда.
Кроме того, на каждом этапе организации и деятельности малого предприятия неизбежны дополнительные к данному стандарту мероприятия по охране труда, выполнение которых проводится на использовании соответствующих нормативных правовых актов по охране труда. Расширенное толкование выглядит следующим образом.
На первом этапе - этапе организации работ по охране труда на малых предприятиях их руководители (индивидуальные предприниматели) должны провести организационные мероприятия в соответствии со следующим перечнем:
1.1. ознакомление с обязанностями и личной ответственностью работников в соответствии с законодательством об охране труда;
1.2. определение организационной формы работы по охране труда (создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда);
1.3. прохождение обучения и направление на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в аккредитованные учебные центры охраны труда;
1.4. назначение распорядительными документами ответственных должностных лиц, распределение обязанностей по охране труда между должностными лицами малого предприятия и ответственности в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда;
1.5. формирование перечня нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
1.6. разработка локальных нормативных документов работодателя, инструкций по охране труда для работников;
1.7. выделение работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска;
1.8. определение профессий и видов работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства;
1.9. выделение профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и предусмотрено дополнительное специальное обучение безопасности труда;
1.10. определение контингента работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры;
1.11. выделение производств, профессий и должностей с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации;
1.12. заключение трудовых договоров с работниками;
1.13. определение порядка бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств и разработка перечней профессий, для которых предусмотрена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты;
1.14. организация работ повышенной опасности (при наличии).
На втором этапе - этапе осуществления деятельности малого предприятия работа по охране труда перед руководителем малого предприятия (индивидуальным предпринимателем) стоят следующие основные мероприятия:
2.1. проведение инструктажей по охране труда;
2.2. создание комиссии по охране труда;
2.3. избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;
2.4. расследование, учет и оформление несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2.5. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
2.6. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2.7. создание и ведение документации по охране труда;
2.8. санитарно-бытовое обеспечение работников;
2.9. оборудование уголка по охране труда;
2.10. обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
2.11. выдача молока или лечебно-профилактического питания;
2.12. организация и обучение первой помощи пострадавшим на производстве;
2.13. финансирование мероприятий по охране труда;
2.14. обеспечение прав и обязанностей работников малых предприятий.
Создание системы управления охраной труда направлено на осуществление приоритета сохранения жизни и здоровья работников, Напомню незыблемые лозунги: "Сначала безопасность - потом работа", "Охрана труда - дело всех и каждого".
Таким образом, аутсорсинг охраны труда на малых предприятиях, как показывает практика, возможен. Но не в полной мере. Его ограничение связано с законодательными установками и требованиями, определяющими непосредственную ответственность и обязанности работодателя. Своим приказом он должен назначить лицо, ответственным за исполнения должностных функций по охране труда. Однако ряд его функции не подлежит аутсорсингу и должны исполняться только им и работниками малого предприятия. Сюда входят:
- соблюдение требований охраны труда;
- прохождение медицинских осмотров (освидетельствований);
- применение средств индивидуальной защиты;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- проведение инструктажей по охране труда;
- ежедневный контроль состояния безопасности и условий труда и др.
Различные роли, но совместные действия
Рассмотрим с позиций ГОСТ 12.0.009-2009 систему управления охраной труда на малом предприятии, и роли аутсорсинга и работодателя, а также их совместного выполнения работ по охране труда (в таблице в графе исполнитель сокращения: А - аутсорсинг, М - малое предприятие).
Как видно из приведенного в таблице анализа, руководитель малого предприятия не может по закону обойтись только услугами аутсорсинга. Требования законодательства, связанные с обязанностями работодателя и его ответственностью, не позволяют делать полную ставку на аутсорсинг.
Таблица 2
Наименование работ по ГОСТ 12.0.009-2009 | Исполнитель |
1. Предварительный анализ состояния охраны труда в организации: | А, М |
1.1. Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования: | М, А |
- выбор видов производственной деятельности, оценки (идентификации) рисков и отнесения предприятия к классу профессионального риска; - подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучения и анализа условий труда на действующих рабочих местах; - подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучения и анализа травмобезопасности действующих рабочих мест; - подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценки территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности; - подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценки действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности; - подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организации лечебно-профилактического обслуживания | М, А |
- определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда | М |
- комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверки применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия | А |
- приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях | М |
- подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности | А, М |
- определение компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверки правильности предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии, в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда | М, А |
- организация проведения предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования) | М, А |
2. Планирование системы управления охраной труда | М, А |
2.1. Концепция (политика) охраны труда Выполнив и проанализировав рекомендации, приведенные в п. 1.1, работодатель формулирует и документирует основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда в соответствии с рекомендациями по определению концепции в области охраны труда, приведенными в ГОСТ 12.0.230 | М |
2.2. Цели и задачи в области охраны труда Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда для соответствующих функций и уровней в организации. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности. Пример. Документальное оформление целей и задач в области охраны труда возможно в виде планов мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, коллективного договора и т.п. При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа (см. п. 1). Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон. Разрабатывая план (программу) по улучшению условий и охраны труда, организация должна определять: - ответственность и полномочия для соответствующих функций и уровней в организации; - материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач. Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться. | А, М |
3. Разработка и применение системы управления охраной труда | А, М |
3.1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда Обязанности и ответственность по охране труда распределяются в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230. Примеры. Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: - трудовые договоры, должностные инструкции; - приказы. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам: - обслуживания; - совместительства (в том числе по основному месту работы); - услуги. | М, А |
3.2. Подготовка и обучение персонала Вся деятельность малого предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с ГОСТ 12.0.230, ГОСТ 12.0.004 В рамках контроля обучения на малом предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа: - вводного; - первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого. Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций охраны труда. Работодатель должен организовывать систему повышения квалификации, переподготовки персонала, а также первичной подготовки работников, их стажировки на рабочем месте. | А |
3.3. Доступность информации Обеспечивается система информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230. Обеспечивается доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте. Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда. При запросе со стороны компетентных органов работодатель обязан предоставить необходимую информацию, в частности на: - запрос со стороны органов Рострудинспекции труда о состоянии условий труда и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; - запрос органов Роспотребнадзора об организации и проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил. | А |
3.4. Документация системы управления охраной труда Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков в соответствии с видом экономической деятельности. Система управления охраной труда предусматривает: - проектные решения с учетом вида деятельности предприятия; - экспертные заключения по предприятию; - актов ввода в эксплуатацию; - документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда; - документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда; - определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда); - приказы о введении в действие системы управления охраной труда; - должностные инструкции; - приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда; - заключение коллективного договора; - заключение соглашения по охране труда; - разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа); - инструкции по охране труда по профессии и видам работ; - ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников; - журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда; - карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств; - акты проведения медицинского обследования работников; - учет данных о состоянии здоровья работников; - разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск); - акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента; - результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; - результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством. Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом. | А |
3.5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма | М, А |
3.5.1. Предупреждающие действия Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем: - организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; - проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; - устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов; - обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности; - обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актам в области охраны труда с учетом вида деятельности; - организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение; - обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта; - применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026; - использования средств индивидуальной и коллективной защиты; - проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструментов, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов и т.д.); - контроля исходного сырья, комплектующих, инструментов, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности; - соблюдения режимов труда и отдыха; - информирования работников о состоянии условий и охраны труда; - выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда; - своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам проведения аттестации рабочих мест; - надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции; - подготовки персонала по охране труда. | М, А |
3.5.2. Корректирующие действия Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях. Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков, для чего осуществляют: - внесение изменений во внутреннюю документацию системы управления охраной труда; - выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности; - предложения по перераспределению ответственности и полномочий в области охраны труда. | А |
4. Проверка системы управления охраной труда | М, А |
4.1. Текущий контроль Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда. Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя: - контроль достижения целей; - систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования; - контроль производственной среды, включая организацию труда; - контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер; - оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием. | |
Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль: - I ступень - ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест; - II ступень - ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись. Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда. | А |
4.2. Реагирующий контроль Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда. Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов охраны труда и непосредственных руководителей работ. Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей. Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний. | М |
4.3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда Проверка (аудит) системы управления охраной труда заключается в оценке результативности всех процессов системы. Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Для обеспечения независимости и объективности проверки заинтересованная сторона привлекает специализированные организации в области охраны труда. Результаты аудита (проверки) необходимо оформлять документально. | А |
5. Анализ функционирования системы управления охраной труда Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализы должны включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи анализов со стороны руководства. Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя: - результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять; - соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы; - показатели работы организации в области охраны труда; - степень выполнения целей; - результаты расследований инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий; - результаты предыдущих анализов со стороны руководства; - меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда; - рекомендации для улучшения. Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда. Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: - лиц, ответственных за конкретный элемент (ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер; - комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей. | М, А |
В то же время, к примеру, в случае, если сотрудники малого предприятия не могут квалифицированно выполнять работы по охране труда на этапе проектирования или оценивать выполнение требований охраны труда на действующем малом предприятии, заинтересованная сторона должна воспользоваться услугами организаций, специализирующихся на решении вопросов охраны труда (в режиме аутсорсинга, договорных отношений).
К тому же на малом предприятии могут быть работы на опасных производственных объектах, работы с повышенной опасностью, как, например, в строительном комплексе. Здесь также необходимо выполнять требования электробезопасности, пожарной и экологической безопасности, осуществлять производственный контроль, выполнять санитарно-эпидемиологические и профилактические мероприятия и, в целом, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов безопасности. Исходя из этого работодатель такого предприятия должен назначить соответствующих ответственных лиц, обученных в установленном порядке. Поскольку, однако, аутсорсинг в области безопасности труда, промышленной безопасности, электробезопасности, пожарной и экологической и другим видам безопасности не может решить всех проблем работодателя и "все взять на себя", за ним в этих случаях остаются консультационные функции.
В целом, развитие аутсорсинга требует постановки общесистемного подхода к данному виду услуги, вследствие чего было бы целесообразно предложить:
- внести изменения в ст. 217 ТК РФ, связанную с расширением до 100 человек численности работников, при которой работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности, а при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско- правовому договору;
- разработать и ввести в действие профессиональные стандарты и правила по оказанию услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда на предприятиях, численностью не более 100 человек;
- развить саморегулирование в области охраны труда, в том числе аутсорсинга, путем объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемые организации;
- оказание поддержки органами государственной власти системе оказания услуг и саморегулирования в области охраны труда.
Н.Р. Абрамов,
директор по развитию саморегулируемой организации
"Некоммерческое партнерство "Национальное общество
аудиторов трудовой сферы", канд. техн. наук, доцент
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru