Оценка качества аттестации рабочих мест по условиям труда: критерии и показатели
Вот уже более года как начал действовать новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, но, тем не менее, среди специалистов по охране труда все еще ведутся горячие дискуссии о степени его эффективности, методах его проведения и объективности получаемых с его помощью заключений. Автор статьи, как специалист, вплотную занимающийся данной темой, предлагает рассмотреть ряд способов оценки качества проведения аттестации, степени компетентности и ответственности лиц, отвечающих за ее проведение, что, безусловно, имеет важное практическое значение.
Качество работ по оценке условий труда формируется на следующих стадиях:
- оформления договоров между работодателем и аттестующей организации в соответствии с регламентируемыми требованиями;
- подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведения оценки соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда;
- учета особенностей проведения аттестации отдельных видов рабочих мест;
- оформлении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Исходя из поставленных целей и решения задач в области охраны труда необходимо руководствоваться: исходной информацией, оцениваемыми показателями информации и основанием для использования оцениваемой информации.
Рассмотрим исходный материал формирования показателей и критериев качества оценки условий труда согласно выполнения регламентируемых требований Приказа Минздравсоцразвития N 342н от 26 апреля 2011 г.
Исходная информация (показатели качества)
/--------------------\ /----------------------\ /------------------------------------\
|Оценка условий труда| | Организация работ по | | Программа реализации мероприятий |
\--------------------/ | охране труда | | по улучшению условий труда |
| \----------------------/ \------------------------------------/
| | |
| Оцениваемые показатели информации |
/-----------------------------------\ /-----------------------------------------------\
|Гигиенические показатели вредности| |Деятельность работодателя по обеспечению|
|и опасности факторов производ-| |безопасных условий труда в организации,|
|ственной среды, тяжести и напря-| |деятельность службы охраны труда,|
|женности трудового процесса, трав-| |деятельность специалистов организации и|
|мобезопасности и обеспеченности СИЗ| |работников организации в области охраны труда,|
| | |работы по проведению по оценке условий труда |
| | |на рабочих местах (аттестации рабочих мест и |
| | |производственный контроль по условиям труда),|
| | |экспертиза качества оценки условий труда |
\-----------------------------------/ \-----------------------------------------------/
| |
| Основание для использования оцениваемой информации (критерии качества)
/-----------------------------------\ /------------------------------------------------\
| Оценка качества работ | | Оценка качества организации работ по |
| по оценке условий труда | | охране труда |
\-----------------------------------/ \------------------------------------------------/
Мероприятия по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков |
Оценка качества работ на стадии оформления договоров между работодателем и аттестующей организацией в соответствии с регламентируемыми требованиями
1. Оценивается выполнение п. 4 "Общего положения" - "Аттестации подлежат все рабочие места работодателя".
Основная ошибка работодателя в подходе проведения АРМ заключается в том, что, организуя аттестацию, он, как правило, ограничивается лишь оценкой условий труда, причем только наиболее опасных рабочих мест или рабочих мест, на которых требуется обязательное подтверждение назначения льгот и выплат компенсаций за работу во вредных и опасных рабочих местах.
Используя для аттестации только 20% средств от ежегодного взноса работодателя, выделяемых Фондом социального страхования РФ, он совершает еще одну ошибку.
Внимание! Сужение рамок проведения АРМ по условиям труда приводит к снижению качества оценки условий труда, повышая тем самым профессиональный риск работников организации рабочие места, которые не были охвачены аттестацией. Профессиональный риск работников такого предприятия (организации, учреждения) повышается до 80%.
Вывод: Совершая ошибки в силу своей некомпетентности, работодатель, можно сказать, сознательно повышает риск травмирования работников предприятия (организации). Поэтому, согласно ст. 419 ТК РФ, предусматриваются "Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права". Ими предусмотрено, что "Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами."
"Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" предусмотрена также ст. 362 ТК РФ. Иначе говоря, руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Административная ответственность работодателя
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае - это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда, нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что:
"В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности". Согласно ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Вывод: Не проведение АРМ по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда попадает под действие ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а с учетом того, что риск травмирования повышается до 20%, эти наказания будут максимальными. В любом случае речь идет о сознательной форме нарушения.
2. Оценка выполнения п. 5 "Общего положения" нового Порядка АРМ, который гласит: "Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом "Аттестационная комиссия", созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса, если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.
В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда".
При этом нельзя забывать, что согласно ст. 209 ТК РФ "Опасный производственный фактор" - это "производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме".
Необходимо также иметь в виду, что рабочие места, связанные с потенциальным риском травматизма и профессиональными заболеваниями, автоматически относятся к опасным условиям труда. Таким образом, снижение качества оценки условий труда заключается в недооценке класса опасности на рабочем месте, что, естественно, скажется на повышении профессионального риска работника как неподготовленного для использования средств индивидуальной и коллективной защиты. Для таких рабочих мест должны быть разработаны соответствующие инструкции по охране труда, предусматривающие выполнение работ с повышенной опасностью.
Основное требование к обеспечению безопасных условий труда при организации работ повышенной опасности - определение опасных и вредных производственных факторов, с которыми столкнутся работники во время предстоящей работы, а также управление ими посредством наряда-допуска соответствующей формы.
Напомним, что к работам с повышенной опасностью относятся:
- ремонтные, строительные и монтажные работы, выполняемые работниками одного производственного структурного подразделения на территории другого производственного структурного подразделения;
- совмещенные работы;
- работы на высоте;
- работы в замкнутых и труднодоступных пространствах (считаются пространства, ограниченные поверхностями, имеющие люки (лазы) с размерами, препятствующими свободному и быстрому проходу через них работающих и затрудняющими естественный воздухообмен, а также пространства, в которых ввиду малых размеров затруднено выполнение работ, а естественный воздухообмен недостаточен (ГОСТ 12.3.003-86. Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности), в частности в колодцах, тоннелях, емкостях и т.п.);
- работы на кровле зданий и сооружений (ремонт, очистка от снега или пыли и др.);
- ремонт газопроводов, трубопроводов сжатого воздуха, горячей воды и пара;
- электрогазосварочные работы снаружи и внутри емкостей из-под горючих веществ;
- работы с применением пиротехнического инструмента, монтажных поршневых пистолетов;
- работы по ликвидации последствий инцидентов и аварий;
- другие работы, содержащие признаки работ с повышенной опасностью.
Перечень работ с повышенной опасностью составляется специалистами (механиком, электриком, энергетиком) и утверждается руководителем организации.
Внимание! Данный перечень ежегодно пересматривается, при этом в него должны быть внесены новые виды работ с повышенной опасностью, выполнение которых планируется в текущем году, и исключаются работы, надобность в проведении которых отпала.
В частности, в строительстве включены следующие виды работ:
- с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов;
- в замкнутых и труднодоступных пространствах (любые работы);
- на участках с патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники и т.п.), в охранных зонах подземных электрических сетей, газопровода и других опасных подземных коммуникаций;
- при осуществлении текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производстве ремонтных или строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего предприятия;
- на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ;
- в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог (определяется с учетом действующих нормативных документов по безопасности труда соответствующих министерств и ведомств);
- газоопасные.
Внимание! В настоящее время к выполнению работ привлекается немало подрядных организаций, в этой связи целесообразно разработать стандарт организации типа "Организация работ с повышенной опасностью, выполняемых работниками организации, в том числе работниками подрядных организаций". Необходимо отметить, что оценке подлежат все рабочие места независимо, кто на них работает, свой работник или работник подрядной организации, так как это рабочее место принадлежит аттестуемой организации. Сегодня его занимают работники подрядной организации, а завтра свои.
Вывод: Неправильная оценка опасных рабочих мест, ведущая к повышению риска травмирования до 100%, влечет за собой повышение класса профессионального риска, установленный для предприятия на основании "Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (утвержденный Правительством РФ 1 декабря 2005 г. N 713), что, в свою очередь ведет за собой изменение размера страхового тарифа.
3. Оценка выполнения п. 6 "Общего положения" нового Порядка АРМ - "Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя" и нижеследующих его положений.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах".
Основной ошибкой может быть неправильное оформление договора, ограниченное только оценкой условий труда либо только в теплый период, либо - в холодный период.
Внимание! В этом случае ответственность, согласно Статьи 14.48 Кодекса Российской Федерации "Об административных правоотношениях" от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ, несет работодатель и аттестующая организация в равной мере.
Здесь основной ошибкой может быть то, что таковой договор отсутствует, а работы выполняются лабораторией, входящей в структуру аттестуемой организации, что приводит в лучшем случае к необъективности оценки условий труда, а в худшем случае из-за отсутствия соответствующей подготовки специалистов к неправильной оценке результатов оценки условий труда.
Внимание! Неправильная оценка влечет нарушение Статьи 14.48 Кодекса Российской Федерации "Об административных правоотношениях" от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ - Представление недостоверных результатов исследований (испытаний): представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.
Допускается привлечение специалистов лабораторий аттестуемой организации, так как специалисты этих лабораторий существенно знают специфику работы (особенности технологических процессов) в качестве специалистов-консультантов при оценке условий труда на отдельных рабочих местах и их обязательное участие в аттестационной комиссии.
Основной ошибкой является в отсутствии распределения между аттестующими организациями работ, которые должны быть прописаны в договорах гражданско-правового характера между работодателем и аттестующими организациями.
Внимание! Все привлеченные к аттестации рабочих мест организации несут ответственность по Статье 14.48 Кодекса Российской Федерации "Об административных правоотношениях" от 18 июля 2011 г. N 237-Ф3 в равной мере.
Вывод: Кроме административной ответственности всех участников аттестации рабочих мест по Статье 14.48 Кодекса Российской Федерации "Об административных правоотношениях" от 18 июля 2011 г. N 237-Ф3, необходимо обращать особое внимание качеству проведенных измерений и оценок, которые должны быть гарантированы утвержденной в аккредитующей организации области аккредитации и свидетельств о подготовке и переподготовке специалистов-экспертов аттестующей организации.
4. Оценка выполнения п. 7 "Общего положения" - "При проведении аттестации рабочих мест работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
- документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- проведение измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
При проведении аттестации рабочих мест работодатель обязан:
- содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;
- не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;
- не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
При проведении аттестации аттестующая организация:
- определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;
- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
- отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
При проведении аттестации организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации".
Основной ошибкой, снижающей качество проводимых работ, является отсутствие документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда (в том числе в Уставе аттестующей организации). Кроме того, необходимо предоставление уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда с разрешением проведения работ в части аттестации рабочих мест.
Внимание! Наличие соответствующего уведомления не контролируется при проведении инспекционного контроля аккредитующий организации, но принимается во внимание Фондом социального страхования при выделении денег на аттестацию рабочих мест. Отсутствие аттестующей организации в Реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, является фактором использования выделяемых ФСС средств на аттестацию рабочих мест не по назначению, и работодатель несет за это ответственность, согласно ст. 14.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях N 237-ФЗ от 18 июля 2011 г., что, в свою очередь, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Штраф на юридических лиц может составлять от 400 000 до 500 000 руб.
Основной ошибкой при проведении АРМ следует считать слабый контроль со стороны комиссии за выполнением работодателей своих обязанностей. При этом не всегда фиксируются в протоколах такие моменты, как, например:
- отсутствие с его стороны оказания содействия аттестующей организации в несвоевременном и (или) неполном предоставлении необходимой для АРМ информации и документации, которые должны быть выданы по запросу аттестующей организации;
- представление подтверждений, разъяснений по вопросам, относящимся к целям аттестации, не в письменной, а в устной форме и др.;
- преднамеренные действия направлены на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией, что влияет на объем необходимых исследований условий труда;
Внимание! После подписания отчета, представленного аттестующей организацией, только работодатель несет полную ответственность за качество проведенных по АРМ работ, причем независимо от того, по каким причинам выявленное качество работ снижено. Еще одним немаловажным снижением качества проведения АРМ следует считать случаи, когда аттестующая организация неверно определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов, допускает ошибки в подборе специалистов и распределении между ними работ по измерению и оценке условий труда. При этом нередко она не получает у работодателя или его представителя необходимые разъяснения по возникшим в ходе проведения АРМ вопросам в сроки, предусмотренные договором.
Отсутствие необходимой информации негативно сказывается на качестве АРМ на тех предприятиях, которым свойственна определенная специфика технологических процессов.
Внимание! Перед началом работ аттестующая организация должна знать (изучать) требования безопасности технологических процессов предприятий, а также требования охраны труда, регламентируемые особенностями организации работ по охране труда. Эти требования должны найти отражение в области аккредитации аттестующей организации.
Готовность отказа от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказ работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок должны быть заранее оговорены и изложены в договоре гражданско-правового характера.
Вывод: Такого рода отказы следует обязательно предусмотреть при составлении соответствующего договора, поскольку они могут найти отражение в договоре страхования качества работ как аттестующей организацией, так и аттестуемой организации.
Основной ошибкой в этом случае следует считать отсутствие необходимых обоснований для выводов по результатам оценки условий труда по всем подлежащим исследованию факторам производственной среды и трудового процесса.
Внимание! Основные выводы формируются руководителем аттестующей организации при обязательном их обсуждении всеми членами аттестационной комиссии. Выводы формируются из практического опыта специалистов-экспертов аттестующей организации или организации, оказывающей соответствующие услуги.
Вывод: Ответственность работодателя и аттестующей организации прописывается в договорах гражданско-правового характера между работодателем и аттестующей организацией, а также в договорах на страхование качества работ.
5. Оценка выполнения п. 8 "Общего положения" нового Порядка АРМ, который гласит: "Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет".
При этом следует иметь в виду, что:
Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию".
Здесь основным упущением можно считать нарушение сроков проведения аттестации вследствие несвоевременного выделения работодателем средств на аттестацию рабочих мест.
Вывод: Необходимо заранее предусмотреть аккумуляцию в организации средств, необходимых для аттестации рабочих мест до истечения пятилетнего периода между проведенной и вновь проводимой оценкой условий труда.
Нестыковка даты начала АРМ с датой завершения предыдущей аттестации может сказаться на качестве аттестации рабочих мест, поскольку сокращает возможности оптимальных сроков выполнения работ аттестующей организацией. Ответственность за качество аттестации в таком случае несет аттестующая организация.
При невозможности соблюдения установленных графиком аттестации сроков они должны быть изменены по письменному предложению аттестующей организации заранее и не позднее сроков предусмотренных в соответствующем пункте договора гражданско-правового характера. Срыв графиков проведения работ по АРМ ведет к повышенной вероятности представления недостоверной информации об условиях труда на тех или иных рабочих местах, которые, порой, могут потребовать дополнительных обследований и измерений, на которые нужно время.
Внимание! Отсутствие графика аттестации и (или) нарушения в его соблюдении могут привести к печальным последствиям. Неправильная оценка влечет нарушение ст. 14.48 Кодекса РФ "Об административных правоотношениях" от 18 июля 2011 г. N 237-Ф3 - Представление недостоверных результатов исследований (испытаний): представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.
Оценка качества работ на стадии подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
В п. 9 Порядка проведения АРМ по условиям труда записано: "Для организации и проведении аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации".
Определенным упущением в данном случае можно считать то, что в Приказе о создании аттестационной комиссии указываются лишь члены аттестационной комиссии без указания распределения их ролей в процессе аттестации и, порой, без учета их функциональной подготовки. При этом следует иметь в виду, что возможное несогласование графика участия в аттестации всех членов аттестационной комиссии может серьезно нарушить единство действий участвующих в ее работе лиц.
Все члены аттестационная комиссии (специалисты аттестуемой организации и аттестующей организации) в полной мере несут ответственной за качество аттестации рабочих мест. Кроме того, они должны быть обязательно обучены (подготовлены) в качестве специалистов-экспертов членов аттестационной комиссии.
В п. 10 Порядка говорится: "В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представитель выборного органа первичной профессиональной организации или иного представительного органа работников, представителей аттестующей организации.
В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труда и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники.
При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включается работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалист по охране труда). Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя".
При выполнении этих пунктов нередко случается, что в издаваемом работодателем Приказе об АРМ с указанием "представителей аттестующей организации (по согласованию)" не прилагается Приказ руководителя аттестующей организации о распределении работ специалистов-экспертов на основании договора гражданско-правового характера между аттестуемой организацией и аттестующей организации. Зачастую наблюдается отсутствие в должностных инструкциях специалистов организации (членов аттестационной комиссии) их обязанности и права, связанные с проведением в организации аттестации рабочих мест по условиям труда.
Кроме того, в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и предприятиям малого бизнеса на основании договоров на оказание услуг по охране труда организациям численностью до 50 человек, специалист этой организации не включается в состав аттестационной комиссии, а если и включен, то он не имеет соответствующей подготовки.
В этой связи существенным упущением следует считать отсутствие Приказа о назначении работодателя или его представителя председателем аттестационной комиссии с указанием его прав и обязанностей, а также отсутствие соответствующей подготовки в вопросах АРМ по условиям труда. Вполне очевидна необходимость добиваться того, чтобы все члены аттестационной комиссии проходили соответствующую подготовку в качестве специалистов - экспертов аттестационной комиссии. Кроме того, необходимо прописать в должностных инструкциях специалистов организации (членов аттестационной комиссии) их обязанности и права, связанные с проведением в организации АРМ.
В практике оценки выполнения п. 11 Порядка ("Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя") чаще всего отмечаются тот негативный момент, что график проведения работ по АРМ составляется на стадии заключения договора между аттестуемой организацией и аттестующей организацией.
Целый ряд ошибочных действий могут иметь место при выполнении п. 12 Порядка, в котором записано, что "Аттестационная комиссия:
- осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
- формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
- составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения измерений;
- готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- присваивает номер каждому рабочему месту;
- заполняет и подписывает карты аттестации;
- готовит предложения (при необходимости) о внесении измерений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по результатам аттестации разрабатывается план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда".
К числу таких действий следует отнести, например, пассивное участии членов аттестационной комиссии в руководстве и контроле за проведением аттестации на всех ее этапах (по установленной Приказом ответственности на всех этапах аттестации рабочих мест). Помимо того, как показывает практика, в аттестуемой организации отсутствует формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов, не проводится их изучение.
Вместе с тем составляемый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности СИЗ, не всегда бывает достаточно полным, а места проведения измерений не прописаны. Согласно нормативным требованиям, они должны быть согласованы с типовыми методиками выполнения измерений аттестующей организации.
В наименовании профессий и должностей зачастую прописаны должности и профессии работников аттестуемой организации, не соответствующие требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, а также и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. При этом не всем рабочим местам присвоены соответствующие номера.
Следует обязательно обращать внимание на то, чтобы на картах аттестации были подписи всех членов аттестационной комиссии, подтверждающие тем самым результаты аттестации согласно их персональной ответственности, прописанной в Приказе работодателя о работе (руководстве и контроле) членов аттестационной комиссии. При назначении новых членов комиссии (из-за увольнения или другой причины исключения какого-либо члена аттестационной комиссии, в том числе и специалистов-экспертов аттестующей организации) должны быть выпущены соответствующие Приказы как в аттестуемой, так и в аттестующей организации.
Оценка качества работ на стадии проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
При выполнении п. 13 "Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" предписано следовать следующим его требованиям: "Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах".
В данном случае было бы полезным также иметь в виду, что оценку тяжести и напряженности трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности СИЗ имеют право, во-первых, только те испытательные лаборатории, в области аккредитации которых указана именно эта область. Во-вторых, эти лаборатории осуществляют свою деятельность в рамках Правил действия аккредитующих их организаций, в которых прописаны направления деятельности в области охраны труда. И, в-третьих, в уставе этих организаций должно быть четко прописано, что они оказывают услуги и проводят работы по оценке условий труда и производственному контролю.
При заключении договоров между работодателем аттестуемой организации и руководителем аттестующей организации необходимо обязательно проверить, в какой системе аккредитации зарегистрирована аттестующая организация. В уставе этой организации должно быть обязательно указано, какие они оказывают услуги и какие проводят работы по оценке условий труда и производственному контролю.
В п. 14 Порядка ("Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующих организаций") следует обратить внимание на то, что привлекаемые специалисты могут оказаться недостаточно компетентны в данных вопросах аттестации организации, заключившей договор гражданского правового характера с работодателем аттестующей организации. Им, возможно, не хватает специальной подготовки по специфике технологических процессов аттестуемых организаций.
Отсюда следует, что в приложении к Аттестату аккредитации аттестующей организации должны быть прописаны области экономической деятельности организаций, в которых она может проводить оценку условий труда (аттестацию рабочих мест и производственный контроль за условиями труда).
Определенной корректировки требует также и п. 15 Порядка об оценке опасных производственных факторов. В нем записано: "При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.
Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик трудового процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников".
В данном случае следует заметить, что при формировании рабочих мест в основе исходной информацией должны быть не столько должность и профессия работника, сколько сведения о производственном оборудовании, являющегося источником вредного или опасного фактора. Иными словами, должна быть "привязка" работника к этому оборудованию, а в случае работы работника (в соответствии с технологическим процессом) на разном оборудовании, эта особенность должна найти себе отражение в перечне рабочих мест, подлежащих соответствующей аттестации.
Для повышения эффективности оценки травмоопасности рабочих следует не ограничиваться использованием лишь государственных нормативных требований охраны труда, устанавливаемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160: стандарты безопасности труда (ССБТ), правила и типовые инструкции по охране труда (ПОТ и ТОИ), государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы - СанПиН, санитарные нормы СН, санитарные правила - СП и гигиенические нормативы - ГН).
При составлении перечня подлежащих оценке факторов производственной среды и трудового процесса полезно учитывать также предложения самих работников предприятия (организации). Иначе говоря, при проведении АРМ необходимо руководствоваться требованиями установленными не только Постановлением N 1160, но и нормами ГОСТ Р, ГОСТ МЭК, ГОСТ ИСО, ГОСТ Р ЕН, Правилами безопасности (ПБ) и руководящими документами (РД), устанавливающими требования безопасности.
Исполнение п. 16 Порядка должно строго соответствовать следующим, изложенным в нем требованиям: "Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.
При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерений".
Это значит, что аттестующая организация должны знать суть и характер производственных (технологических) процессов и самой деятельности организации, которые прописаны как в Уставе аттестуемой организации, так и аттестатами аккредитации и лицензиями, устанавливающими область деятельности предприятий (организаций), в том числе технологическими процессами, подтверждающими эту деятельность. К сожалению, у аттестующих организаций, зарегистрированных в установленном порядке, нередко наблюдается отсутствие методик выполнения измерений факторов производственной среды и трудового процесса.
При подготовке к измерениям на рабочих местах аттестуемой организации необходимо обеспечить наличие документации, касающейся характеристики осуществляемых ею технологических процессов.
Поскольку п. 17 Порядка предусматривает, что "Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно критериям оценки и классификации условий труда", здесь сами собой напрашиваются два замечания.
Во-первых, при выполнении требований данного пункта аттестующая организация, как правило, зачастую использует только требования, изложенные в Р 2.2.2005-06 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".
Во-вторых, за пределами внимания остаются, в таком случае нормы СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", СанПиН 2.2.2.540-96 "Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ", ГОСТ 3.1120-83 "Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации" и др.
Считаем, что специалисты, аттестующие предприятия (организации), совместно с членами аттестующей комиссии должны в своей работе учитывать и названные нормы.
В п. 18 Порядка имеем в виду, что Порядок предусматривает "измерения и оценки оформляются протоколом. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке. Протокол должен содержать следующую информацию:
- полное или сокращенное наименование работодателя;
- фактический адрес местонахождения работодателя;
- идентификационный номер протокола;
- наименование рабочего места, а также профессий, должности работника, занятого на данном рабочем месте, по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОК 016-094);
- дату проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);
- наименование структурного подразделения (при наличии);
- наименование аттестующей организации, сведения об ее аккредитации (регистрационный номер в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и дата внесения в Реестр), а также сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);
- наименование измеряемого фактора;
- сведения о применяемости средств измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);
- методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерений и оценок;
- реквизиты нормативных правовых актов (наименование вида акта, наименование органа его издавшего, его наименование, номер и дата подписания), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;
- место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением, при необходимости, эскиза помещения, в котором проводятся измерения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) измерений (отбора проб);
- нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;
- класс условий труда по данному фактору;
- заключение по фактическому уровню фактора на всех местах приведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору.
По каждому фактору или уровню на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец формы которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, а Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда - приложением N 3 к Порядку. При этом в правом верхнем углу протоколов делается надпись "к строке 030". Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору или группе факторов в одном сводном протоколе для группы рабочих мест. При этом (в случае оформления протокола по точкам проведения измерений) наименования рабочих мест (профессий, должностей), продолжительность воздействия производственных факторов, классы условий труда и заключение по фактическим уровням факторов в сводный протокол допускается не вносить. В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда".
В данном случае при АРМ нельзя допускать отсутствия или несоответствия сроков поверки средств измерений дате проведенных измерений на рабочих местах. При этом, форма типовых протоколов аттестующей организации должна быть представлена членам аттестационной комиссии после заключения договора гражданско-правового договора между аттестуемой и аттестующей организациями.
Оценку выполнения п. 19 Порядка диктует его содержание, в котором говорится: "Протокол измерений и оценок подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации". Здесь следует обратить внимание на возможность отсутствия на протоколе печати и подписи всех специалистов аттестующей организации, участвующих в оценке конкретных факторов условий труда на рабочем месте. Так, например, на протоколе может стоять подпись только руководителя работ.
Согласно приказу о распределении работ в аттестующей организации, протоколы оценки условий труда должны быть подписаны всеми специалистами аттестующей организации, участвующими в данном виде аттестации, и заверены печатью аттестующей организации. Подпись ответственного должностного лица аттестующей организации подтверждается печатью аттестуемой организации.
Пункт 20 Порядка предусматривает, что "оценка травмоопасности рабочих мест проводится специалистами аттестующей организации", следует принять во внимание, что возможно привлекаемые для АРМ специалисты могут оказаться недостаточно компетентными в затребованной для аттестации области. У них, например, может отсутствовать специальная подготовка, соответствующая специфике тех или иных технологических процессов в аттестуемых организациях.
В данном случае в приложении к Аттестату аккредитации аттестующей организации должны быть прописаны области экономической деятельности тех организаций, в которых она может проводить оценку условий труда (АРМ и производственный контроль за условиями труда).
Исполнение п. 21 Порядка соизмеряется с его содержанием, в котором записано: "Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:
- производственное оборудование;
- приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
- соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям".
В данном случае полагаем довольно ошибочным подход, когда оценка опасности травм ограничивается лишь характеристиками производственного оборудования, приспособлениями и инструментами, используемыми в производственно-технологических процессах, и не учитываются различного рода производственные сооружения, в том числе здания и территории, на которых трудятся работники аттестуемой организации.
В оценке выполнения п. 22 Порядка исходим из того, что "оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов, указанных в пункте 21 Порядка, требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:
- требования по защите от механических воздействий;
- требования по защите от воздействия электрического тока;
- требования по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
- требования по защите от токсического воздействия химических веществ".
В данном случае нельзя не заметить отсутствие оценки на основании измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса таких конкретных факторов, как шум, вибрация, теплый микроклимат, недостаточная освещенность, существенно снижающих работоспособности работников аттестуемой организации. Аттестующая организация должна использовать методику оценки состояния работоспособности работников от таких факторов, как шум, вибрация, теплый микроклимат, недостаточная освещенность.
В анализе исполнения п.п. 23-24 Порядка остановимся на содержании п. 24, в котором записано: "Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда".
На наш взгляд, было бы ошибкой оставлять без внимания и не использовать ряд нормативных документов, отражающих требования безопасности корпоративного характера предприятий (организаций). Кроме того, при анализе технической документации следует принять во внимание технические условия, отражающие безопасность оборудования, машин и механизмов. Комиссия по аттестации должна контролировать производственную среду и отслеживать в протоколах оценки травмоопасности требований безопасности, отражающих специфику деятельности предприятия.
В отношении п. 25 Порядка ("Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда") следует заметить неправомерность оценки лишь того инструмента и приспособления, которые выданы работникам. При этом не оцениваются инструмент и приспособления, определяемые их табельным предназначением, т.е. те, которые обязательно должны быть выданы работникам предприятия для их производственной деятельности в полном соответствии с действующим технологическим процессом.
Согласно п. 26 Порядка, "при оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений может проверяться также наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности". Считаем, что в данном случае требуется уточнить, на какое производственное оборудование, инструменты и приспособления должны выдаваться сертификаты или декларации соответствия их требованиям безопасности, предусмотренными Техническим регламентом "О безопасности машин и оборудования", разработанного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753.
При оценке наличия сертификатов и деклараций рекомендуется использовать также "Перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации для подтверждения соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования" и "Перечень машин и оборудования, подлежащих декларированию соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования".
В соответствии с п. 27 Порядка "результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоком оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением N 4 к Порядку.
Протокол оценки травмоопасности рабочего места подписывается специалистами аттестующей организации, проводившей оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации, и заверяется печатью аттестующей организации".
Отсутствие подписи ответственных должностных лиц, права и обязанности которых прописаны в Приказе формирования аттестующей комиссии и печати аттестующей организации, заверяющей эту подпись, делает протокол не действительным. В нем обязательно должны быть подписи специалистов аттестующей организации, заверенные печатью этой организации, организации, проводившей оценку, а также ответственных должностных лиц аттестующей организации, которые заверяется печатью аттестуемой организации.
В некотором уточнении нуждается и п. 28 Порядка, в котором говорится: "По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:
1-й класс травмоопасности - оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);
2-й класс травмоопасности - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с повышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);
3-й класс травмоопасности - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствий требованиям охраны труда)".
В данном случае следует иметь в виду возможность возникновения ситуации появления рабочих мест практически не соответствующих этим классам.
Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
Положение о том, что "оценка обеспеченности СИЗ проводится специалистами аттестующей организации" (п. 29 Порядка), требует определенного уточнения, поскольку может случиться, что привлекаемые специалисты недостаточно компетентны в данной области аттестации и не прошли, например, специальную подготовку, соответствующей специфике технологических процессов аттестуемых организаций.
Во избежание такого рода ситуации следует проследить, чтобы в приложении к Аттестату аккредитации аттестующей организации были прописаны области экономической деятельности организаций, в которых она может проводить АРМ по оценке условий труда.
Согласно п. 30 Порядка, "оценка обеспеченности СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места". Здесь нельзя не отметить, что эксперты аттестующей организации оценивают обеспеченность работников СИЗ, как правило, на основании лишь информации о выдаче работникам СИЗ по их карточкам, без результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочих мест. Такой подход существенно снижает результата АРМ.
Как предусмотрено п. 31 "оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур:
- сопоставление номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
- проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
- проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ;
- оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте".
При этом, как видно, ничего не говорится об использовании соответствующей методики оценки. Было бы целесообразным, чтобы аттестующая организация при представлении своих документов на рассмотрение аттестуемой организации представила такую методику.
Как записано в п. 32 Порядка, "оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением N 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда".
Здесь следует рекомендовать оформить соответствующим приказом отказ в выдаче работникам СИЗ по причине фактического (удовлетворительного) состояния существующих условий труда. В протоколах оценки обеспеченности СИЗ необходимо при этом отмечать и СИЗ, выдаваемые на основании коллективного договора.
В оценке выполнения п. 33 Порядка следует исходить из того, что "при оценке обеспеченности СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ".
Заметим, что этому может помешать отсутствие в большинстве случаев соответствующих утвержденных методических руководств. Таким образом, на аттестуемом предприятии (организации) желательна разработка такого рода методик с учетом фактических условий труда на их рабочих местах и результатов (на основании эксплуатационных испытаний) медицинских обследований работников.
В п. 34 Порядка читаем: "Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований настоящего раздела Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ".
Однако встает вопрос, как быть при возникновении ситуации установления низкого качества СИЗ или их несоответствия прилагаемым сертификатам, в том числе при выявлении несоблюдения сроков их использования без подтверждения возможности их дальнейшего использования. Полагаем, что в настоящее время оценка обеспеченности работников СИЗ не может быть причиной считать ее несоответствующей существующим требованиям обеспеченности вследствие отсутствия методик такой оценки. Данное положение не снимает, однако, актуальности вопроса разработок такого рода методик в рамках планов мероприятий, рекомендованных по результатам проведения АРМ.
В п. 35 Порядка записано: "Протокол оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации".
Полагаем целесообразным, чтобы в протоколе в данном случае стояла бы и печать аттестуемой организации.
Пункт 36 Порядка гласит: "Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:
- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- класса условий труда по травмобезопасности;
- обеспеченности работников СИЗ".
Здесь следует заметить, что поскольку качество результатов комплексной оценки сказываются при назначении льгот и компенсаций работникам, в данном случае целесообразно руководствоваться методиками таких оценок действующих в настоящее время. При этом принять во внимание возможность усиления вредного воздействия на работника вследствие синергетического взаимодействия нескольких вредных факторов производственной среды.
При рассмотрении п. 37 Порядка исходим из следующего его содержания: "При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам невыявленные при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда: "Соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
Тут нельзя, однако, не заметить, что на комплексный показатель, как показывает практика, оказывают влияние все без исключения факторы производственной среды и трудового процесса. При этом, в зависимости от степени сочетания таких факторов и их количественных характеристик, любая разновидность труда на рабочем месте может быть отнесена к той или иной классифицируемой категории, как по гигиеническим условиям, так и по тяжести и напряженности труда.
Что касается признания рабочего места как "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда" (п. 38 Порядка), то это означает его несоответствие государственным нормативным требованиям охраны труда. Однако в силу констатации данного факта, выявленного в ходе АРМ, оно, несмотря на отрицательный результат, признается аттестованным. При признании условий труда на рабочих местах как не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, следует разработать и принять меры по улучшению условий труда по каждому из установленных несоответствий. Вот что, в частности, говорится об этом в п. 39 Порядка.
Полагаем, что представленные замечания и предложения по улучшению работы по АРМ на производстве помогут повысить качество аттестации, ее эффективность и, следовательно, снизить связанные с ней экономические издержки.
В.К. Иванов,
заместитель генерального директора
Национальной ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ, Москва)
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru