Санкции за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании
Страхователь может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании, а его должностные лица - за административные правонарушения в этой области. Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной КоАП РФ. Нарушения могут быть выявлены в ходе проведения камеральной и выездной проверок, а также при проверке других документов о деятельности плательщиков страховых взносов, имеющихся у территориальных органов ПФР и ФСС России.
Штрафы за нарушение законодательства об уплате страховых взносов
Нарушением законодательства о страховых взносах ст. 40 Закона N 212-ФЗ признает виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим законом установлена ответственность. Таким образом, наличие вины плательщика страховых взносов в совершенном правонарушении является обязательным условием привлечения к ответственности.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
Статья 43 Закона N 212-ФЗ называет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения:
- совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (они устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
- совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Указанные обстоятельства доказываются предоставлением в контролирующий орган контроля документов, по смыслу, содержанию и дате относящихся к периоду, когда совершено правонарушение;
- выполнение плательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц контролирующим или другим уполномоченным органом государственной власти (его уполномоченным должностным лицом) в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, когда совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа. Эти положения не применяется, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;
- иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или контролирующим органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Пример
Страхователь был оштрафован по результатам камеральной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за несвоевременное представление в ПФР расчета по форме РСВ-1.
Не согласившись с актом камеральной проверки, заявитель представил в пенсионный фонд письменные возражения, разъяснив обстоятельства дела.
В установленный для представления расчета срок страхователь через специализированного оператора связи направил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде. Файл не был расшифрован пенсионным фондом, т.к. заверен сертификатом ключа подписи, который ПФР ошибочно квалифицировал как утративший силу.
После получения информации от пенсионного фонда, что электронный пакет документов получен, однако не открывается, страхователь незамедлительно в этот же день повторно направил в электронном виде расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с указанием тех же сведений, что и в первоначальном расчете.
При повторной отправке по техническим причинам был использован прежний сертификат ключа электронной подписи.
Управление, рассмотрев письменные возражения страхователя, все же приняло решение о привлечении его к ответственности по ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 121 907,75 руб.
Организация, не согласившись с данным решением пенсионного фонда, обратилась в арбитражный суд, который встал на ее сторону и решение Фонда отменил, исходя из следующего.
Статьей 43 Закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в п. 4 ч. 1 этой статьи.
Исключающими вину в совершении правонарушения фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны таковыми судом или контролирующим органом, рассматривающим дело.
Суд, делая вывод об отсутствии вины страхователя в совершении вменяемого нарушения, указал: п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность за виновное непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а не за представление расчета в электронном виде с техническими ошибками.
В соответствии с п. 7 Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ в случае неполучения квитанции о доставке страхователь заявляет органу пенсионного фонда о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений. В данном пункте не оговорено, в какой форме должно осуществляться такое заявление.
Согласно пояснениям представителя страхователя лицо, ответственное за сдачу отчетности, направило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам посредством электронного документооборота в адрес ПФР. Не получив квитанцию, неоднократно в течение нескольких дней подряд это лицо связывалась с операторами пенсионного фонда, отвечающими за обработку полученных электронных пакетов, с запросом о получении квитанции и протокола. Однако операторы, подтвердив, что электронный пакет документов пришел, пояснили: ответного документа - квитанции и протокола - не будет в связи с их большой загруженностью.
Судом установлено: устные переговоры между работниками пенсионного фонда и страхователем велись. В связи с этим довод пенсионного фонда, что непредставление страхователем соответствующей квитанции о доставке является доказательством наличия вины в его действиях, является несостоятельным.
Иных достоверные и достаточные доказательства наличия в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения Фонд не представил.
В соответствии со ст. 42 и 43 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности на основании положений настоящего закона возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. При таких обстоятельствах суд признал недействительным решение Управления о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
(По материалам постановления ФАС Поволжского округа от 29.03.2011 по делу N А12-14272/2010.)
Статья 44 Закона N 212-ФЗ указывает на обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Так, смягчают ответственность:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или контролирующим органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Совершение правонарушения лицом, привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев до совершения повторного нарушения, вину отягчает.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или контролирующим органом, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Согласно ст. 41 Закона N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений могут нести организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных законом. Напомним: в контексте Закона N 212-ФЗ организациями считаются:
- юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством;
- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Физические лица - это российские, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них Законом N 212-ФЗ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Перечисленные определения этих понятий содержатся в ст. 2 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, обособленное подразделение организации не может быть привлечено к ответственности по факту нарушения законодательства об уплате страховых взносов.
Пример
Отделение банка (филиал) не представило в орган ПФР в установленные сроки сведения об открытии счета страхователем. На основании п. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ банки обязаны сообщать об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета организации на бумажном носителе или в электронной форме в контролирующий орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных названной статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную законом (п. 7 ст. 24).
Территориальный орган Фонда вынес решение о привлечении лица к ответственности в отношении отделения банка (филиала), что является нарушением требований, установленных п. 1 ст. 41 Закона N 212-ФЗ.
В силу пп. 1 и 3 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство и филиалы не являются юридическими лицами.
Банк обжаловал это решение в вышестоящем органе Фонда, указав на неправомерность привлечения к ответственности филиала. По итогам рассмотрения жалобы Управление ПФР приняло решение о замене ответственного лица на организацию - банк.
Такое решение банк обжаловал в суде, который пришел к следующим выводам.
Из содержания ст. 56 Закона N 212-ФЗ следует, что по итогам рассмотрения жалобы на акт контролирующего органа вышестоящий контролирующий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт контролирующего органа;
- отменить решение контролирующего органа и прекратить производство по делу о правонарушении;
- изменить решение контролирующего органа или вынести новое решение по существу.
Таким образом, полномочия вышестоящего органа связаны с содержанием выявленных нарушений в процессе проверки нижестоящим контролирующим органом.
Согласно ст. 30 Закона N 212-ФЗ должностные лица контролирующих органов обязаны:
- действовать в строгом соответствии с данным законом и иными федеральными законами;
- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности контролирующих органов.
Поскольку судом установлено, что оспариваемые решения органов Фонда вынесены с нарушением вышеназванных требований Закона N 212-ФЗ, они признаны недействительными: ни филиал не мог быть привлечен к ответственности, ни ответственное лицо не могло быть заменено другим при рассмотрении жалобы вышестоящим подразделением контролирующего органа.
(По материалам постановления ФАС Уральского округа от 19.10.2010 N Ф09-8061/10-С2 по делу N А07-8890/2010.)
Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения. Если со дня совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности), привлечь плательщика взносов к ответственности нельзя. Напомним: санкцией считается только штраф, и именно к его наложению применяется этот срок давности. Недоимка и пени взыскиваются за все время.
Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения приостанавливается, если лицо, привлекаемое к указанной ответственности, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения контролирующими органами сумм страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.
Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения считается приостановленным со дня составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц контролирующего органа, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов. В этом случае течение срока давности привлечения к указанной ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.
Под привлечением к ответственности подразумевается наложение штрафов, предусмотренных гл. 5 Закона N 212-ФЗ, причем штрафы (как и недоимка, а также пени) взыскиваются органом ПФР во внесудебном порядке. Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится только:
- с организации, которой открыт лицевой счет;
- с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями);
- с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями);
- с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении контролирующим органом юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком, или статуса и характера его деятельности (п. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Правление ПФР распоряжением от 05.05.2010 N 120р утвердило Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства о страховых взносах (далее - Методические рекомендации N 120р). В пункте 1.3 этого документа Правление Фонда напоминает территориальным органам: при привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности следует исходить из того, что:
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР;
- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения;
- основанием для привлечения плательщика к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является установление факта совершения данного нарушения решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;
- привлечение плательщика-организации к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством;
- привлечение плательщика к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы страховых взносов и пени.
Глава 6 Закона N 212-ФЗ содержит несколько статей, предусматривающих штрафные санкции за:
- непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46);
- нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке (ст. 46.1);
- неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов (ст. 47);
- отказ или непредставление в контролирующий орган документов, необходимых для осуществления контроля над уплатой страховых взносов (ст. 48);
- несообщение банком сведений о счете плательщика страховых взносов (ст. 49);
- нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 50);
- неисполнение банком поручения контролирующего органа о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 51).
Согласно ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в контролирующий орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Если страхователь сдает расчет по форме 4-ФСС с задержкой, Фонд социального страхования дополнительно имеет право оштрафовать его (ч. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ). Форма 4-ФСС является одновременно отчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, опаздывая с представлением этой формы, страхователь совершает сразу два нарушения (см. письмо ФСС России от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910).
В силу ч. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок отчетности страховщику штраф составит 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если отчетности страховщику не представлена в течение более 180 календарных дней по истечении установленного законом срока, штраф составит 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
Должностное лицо страхователя-организации может быть оштрафовано за нарушение установленных законодательством сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов административным штрафом в размере от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, примечание к данной статье).
Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в контролирующий орган в электронном виде в случаях, предусмотренных законом, влечет на основании ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ взыскание штрафа в размере 200 руб.
С 2012 года Законом N 212-ФЗ введен штраф за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке (ст. 46.1). Он составляет 5000 руб. За это же нарушение установлен и административный штраф для виновного должностного лица страхователя в размере от 1000 до 2000 руб. (ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).
Нарушение обязанностей, установленных ч. 1 ст. 18, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, образуют состав правонарушений, которые влекут за собой взыскание с плательщиков страховых взносов территориальными органами ПФР штрафов, предусмотренных ст. 47:
- в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования;
- в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.
Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов может быть выявлен в ходе проведения камеральной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, или в ходе проведения выездной проверки.
Правление ПФР приводит правила наложения штрафа (п. 2.2 Методических рекомендаций N 120р):
- размер штрафа рассчитывается исходя из величины суммы страховых взносов, не уплаченных (не полностью уплаченных) в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщика;
- плательщик не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов. Неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов не образует состав правонарушения, установленный нормами Закона N 212-ФЗ;
- если в предыдущем периоде у плательщика имелась переплата страховых взносов по определенному виду страхования, которая равна или превышает сумму страховых взносов этого вида страхования, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же государственный внебюджетный фонд, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному виду страхования, состав правонарушения, предусмотренный ст. 47 Закона N 212-ФЗ, отсутствует. Занижение суммы страховых взносов не приводит к возникновению задолженности по страховым взносам перед конкретным внебюджетным фондом. Если у плательщика переплата по страховым взносам образовалась в более поздние периоды по сравнению с периодом, когда возникла задолженность, он может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 47 Закона N 212-ФЗ, только при соблюдении им условий подачи уточненного расчета, определенных п. 4 ст. 17 этого закона.
Еще один штраф предусмотрен ст. 48 Закона N 212-ФЗ за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком в территориальный орган ПФР документов (их копий), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля над уплатой страховых взносов.
В соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее камеральную или выездную проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика страховых взносов необходимые для проверки документы (форма требования о представлении документов утв. приложением 21 к приказу Минздравсоцразвития России N 957н.).
Статьей 37 Закона N 212-ФЗ предусмотрен 10-дневный срок для предоставления плательщиком истребованных в ходе проверки документов.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный (несвоевременно представленный) документ.
Правление ПФР в п. 2.3 Методических рекомендаций N 120р акцентирует внимание на том, что требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные о них (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.
Органу ПФР также придется доказать и отразить в акте проверки, какое именно количество документов не представило проверяемое лицо.
Если страхователь обратится в суд с жалобой по факту наложения такого штрафа, в суде именно орган ПФР обязан будет доказать факт нарушения и его масштабы (п. 1 ст. 65 АПК РФ).
Должностному лицу организации-страхователя непредставление в установленный законодательством срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль над правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде обойдется в 300-500 руб. Этот штраф предусмотрен ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ. Для банков за неисполнение требований закона предусмотрены следующие штрафы.
Несообщение в установленный срок банком в контролирующий орган сведений об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя влечет взыскание штрафа, предусмотренного ст. 49 Закона N 212-ФЗ, в размере 40 000 руб.
Статья 50 за нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов предусматривает взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.
Неправомерное неисполнение банком в срок поручения контролирующего органа о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете плательщика страховых взносов, в отношении которых в банке находится поручение контролирующего органа на списание и перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда необходимых денежных средств, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы. Эти санкции введены ст. 51 Закона N 212-ФЗ.
Штрафы за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 49-51 Закона N 212-ФЗ, взыскиваются в порядке, аналогичном установленному за нарушение законодательства о страховых взносах.
За нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, осуществляющего контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда ч. 2 ст. 15.10 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.
Кроме того, ст. 4.2 Закона N 155-ФЗ за неуплату или неполную уплату плательщиком взносов сумм взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления сумм взносов или совершения им других неправомерных действий предусматривает взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм взносов.
Непредставление плательщиком в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд РФ по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Отказ плательщика взносов от представления или непредставление им в установленный законом срок в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документов (их копий), необходимых для осуществления контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, влекут взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ.
Привлечение к ответственности за названные нарушения производится территориальными органами Пенсионного фонда РФ в порядке, аналогичном определенному Законом N 212-ФЗ. Если страхователь считает какой-либо из наложенных на него и (или) его должностных лиц необоснованным, он вправе обжаловать решение органа Фонда в порядке гл. 7 Закона N 212-ФЗ и гл. 30 КоАП РФ.
Санкции за нарушения в сфере персонифицированного учета
Пенсионный фонд РФ уполномочен контролировать правильность ведения персонифицированного учета.
Страхователи представляют в ПФР сведения в соответствии с Законом N 27-ФЗ. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (в т.ч. физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы) применяются финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание этого штрафа производится органами ПФР только в судебном порядке (ст. 17 Закона N 27-ФЗ, информационное письмо ВАС РФ от 20.02.2006 N 105, письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379).
Пример
Орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия финансовых санкций в размере 172 004 руб., основанном на акте проверки и решении о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Поскольку требование о добровольной уплате финансовых санкций предприятием в установленный срок исполнено не было, орган ПФР обратился в суд с заявлением об их взыскании. Суд удовлетворил данное требование частично, мотивировав свое решение следующим. Согласно материалам дела общее количество застрахованных лиц на предприятии составляет 456 человек.
Как установил суд, по состоянию на дату нарушения об 11 застрахованных лицах из их числа сведения представлены не были.
Определяя размер финансовых санкций, орган ПФР исчислял 10% суммы всех страховых взносов за год, которые работодатель был обязан уплатить за 456 застрахованных лиц, т.е. от 1 720 042 руб.
Однако, как признал суд, по смыслу нормы ст. 17 Закона N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФР за всех застрахованных лиц, а от платежей за застрахованных лиц, в отношении кого сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
С учетом изложенного заявленное требование удовлетворено в размере 752 руб. 44 коп., поскольку сумма причитающихся за отчетный год платежей в ПФР за 11 застрахованных лиц, в отношении кого были представлены неполные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, составила 7524 руб. 40 коп.
(По материалам п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".)
Размер штрафа должен определяться от суммы платежей только в отношении застрахованных лиц, о ком представлены неполные сведения (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, письмо ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784).
Пенсионный фонд РФ письмом от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 "О взыскании сумм от применения финансовых санкций" указал: территориальным органам ПФР следует четко руководствоваться положением п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении застрахованных лиц, за кого вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
Кроме того, суд может снизить размер штрафа в случае незначительности нарушения.
Пример
Организация представила в ПФР индивидуальные сведения на работников с опозданием на два дня. За это на нее был наложен штраф в размере 98 670 руб.
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет ответственность страхователя по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Этот штраф взыскивается органами Фонда в судебном порядке.
При рассмотрении дела суд учел смягчающее обстоятельство - незначительность нарушения, сославшись на то, что п. 4 ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или контролирующим органом, рассматривающим дело.
В итоге суд признал сумму штрафа несоразмерно завышенной и уменьшил штраф до 2000 руб.
(По материалам постановления ФАС Московского округа от 27.05.2011 N КА-А40/4550-11 по делу N А40-137251/10-140-776.)
Закон предусматривает регистрацию страхователей в органах ПФР (ст. 11 Закона N 167-ФЗ).
Работодатели - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей регистрируются в органах ПФР в пятидневный срок со дня представления налоговой службой в территориальные органы страховщика сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестре членов саморегулируемых организаций. Таким образом, от самого страхователя не требуется регистрироваться в ПФР, подавать какие-либо заявления и т.п.
В связи с этим фактически не должны применяться штрафы, предусмотренные п. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ.
Не применяется в указанных случаях и ст. 15.32 КоАП РФ, устанавливающая санкцию за нарушение страхователями определенного законодательством об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов.
М. Климова,
независимый налоговый консультант, к.э.н.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1