Размещение заказа у единственного поставщика
Существует несколько способов размещения заказа, которые не противоречат нормам Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках): путем проведения торгов (конкурс, аукцион, в том числе аукцион в электронной форме) и без проведения торгов (размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика). Каждый из них имеет свои особенности. В данном материале мы рассмотрим последний из указанных способов.
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о закупках, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) пользуется среди заказчиков популярностью, так как осуществляется без проведения торгов, а значит, требует наименьших финансовых затрат.
Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) регламентированы ст. 55 Закона о закупках. Перечень таких случаев насчитывает более 30 позиций и носит закрытый характер. Рассмотрим некоторые из них.
Размещение заказа у единственного поставщика по результатам проведения конкурса или аукциона
В некоторых случаях размещение заказа у единственного поставщика становится возможным по результатам проведения конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
1. В соответствии с п. 8 ст. 55 Закона о закупках размещение заказа у единственного поставщика возможно, если:
- по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией (п. 12 ст. 25 Закона о закупках);
- по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям и условиям документации об аукционе (п. 12 ст. 35 Закона о закупках);
- по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка, соответствующая требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (п. 22 ст. 41.8 Закона о закупках);
- после окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, соответствующая извещению о проведении запроса котировок и содержащая предложение о цене контракта, не превышающей максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок (п. 6 ст. 46 Закона о закупках);
- при размещении заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в срок, указанный в запросе котировок, подана только одна котировочная заявка (п. 10 ст. 53 Закона о закупках).
2. Согласно п. 9 ст. 55 Закона о закупках разместить заказ у единственного поставщика разрешается в случае признания одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, его участником, если признан несостоявшимся:
- конкурс (п. 5 ст. 27 Закона о закупках);
- аукцион (п. 6 ст. 36 Закона о закупках);
- открытый аукцион в электронной форме (п. 11 ст. 41.9 Закона о закупках).
3. Исходя из п. 10 ст. 55 Закона о закупках разместить заказ у единственного поставщика можно в случае, если в аукционе участвовало только одно лицо. Здесь имеется в виду случай, предусмотренный п. 13 ст. 37 Закона о закупках, определяющий порядок заключения контракта с единственным участником аукциона.
4. В соответствии с п. 11 ст. 55 Закона о закупках можно проводить размещение заказа у единственного поставщика, когда контракт не заключен с единственным участником конкурса (аукциона) или участником размещения заказа, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе (аукционе) (при наличии таких участников), в результате признания конкурса или аукциона несостоявшимся (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 40 Закона о закупках). Решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик может принять по согласованию с ФАС.
Также предусмотрено, что разместить заказ у единственного поставщика возможно, когда:
- открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка соответствует требованиям документации (п. 15 ст. 41.11 Закона о закупках);
- все участники открытого аукциона, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя открытого аукциона или иного участника открытого аукциона, с которым заключается контракт, признаны уклонившимися от заключения контракта (п. 14 ст. 41.11 Закона о закупках).
Размещение заказа у единственного поставщика в сумме, не превышающей установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ
Размещение заказа у единственного поставщика на основании пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о закупках возможно при выполнении следующих условий:
- поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляются на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке;
Для справки. В настоящее время согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами составляет 100 000 руб.
- заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик размещает в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами;
Для справки. Под одноименными понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 (п. 6.1 ст. 10 Закона о закупках).
- по итогам размещения заказов заключаются контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.
Применение положений пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о закупках разъясняется в Письме ФАС РФ от 21.11.2011 N АЦ/43116. На примере отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг ФАС приходит к выводу, что не требуется отбора путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с Законом о защите конкуренции*(1), если услуги оказываются на сумму, не превышающую установленного предельного размера расчетов наличными деньгами.
При этом ФАС основывается на следующих доводах.
В силу п. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды независимо от суммы сделки заключают договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимого в соответствии с положениями Закона о закупках.
В то же время в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11 указано, что ст. 18 Закона о защите конкуренции, предписывая осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о закупках, не исключает из числа этих положений ст. 55 Закона о закупках, предусматривающую случаи размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, ФАС, ссылаясь на позицию Президиума ВАС о применении положений п. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, считает, что отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции должен быть осуществлен в случае, если начальная цена договоров (контрактов), подлежащих заключению по результатам открытых конкурсов (открытых аукционов), будет превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.
Размещение заказа у единственного поставщика в сумме, не превышающей 400 000 руб.
Согласно пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о закупках заказчики вправе размещать заказ у единственного поставщика на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую 400 000 руб. Данное положение касается исключительно поставок для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов. При этом следует учитывать, что заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую 400 000 руб. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.
В письме *(2) ФАС разъясняется, что согласно пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о закупках заказчики, в том числе указанные в пп. 14.1 п. 2 ст. 55 этого закона, вправе размещать заказы без проведения торгов на одноименные товары, работы, услуги, сумма которых в течение квартала не превышает 100 000 руб.
В этом письме также отмечено, что согласно п. 1 ст. 18 Закона о закупках сведения о контрактах и об иных гражданско-правовых договорах, заключенных в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о закупках, не включаются в реестр контрактов.
Вместе с тем вышеуказанная норма не распространяется на контракты и иные гражданско-правовые договоры, заключенные на основании пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о закупках. Таким образом, заказчик обязан направлять в соответствующий орган сведения о контрактах и об иных гражданско-правовых договорах, заключенных на основании пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о закупках.
Размещение заказа на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов
Размещение заказа у единственного поставщика в данном случае осуществляется только для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций. Заказ должен размещаться у издателей печатных и электронных изданий определенных авторов, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий (пп. 19 п. 2 ст. 55 Закона о закупках).
Размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами
В соответствии с п. 22 ст. 55 Закона о закупках заказчиком осуществляется размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
Размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку
Заказчиком осуществляется размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия (п. 26 ст. 55 Закона о закупках). При этом к услугам, предусмотренным п. 26, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.
В разъяснениях *(3) ФАС по данному пункту указано, что заказчик вправе на его основании заключить контракт на оказание услуг по транспортному обслуживанию и обеспечению питанием при направлении работника в служебную командировку только с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги. Услуги по бронированию и доставке авиа- и железнодорожных билетов, бронированию гостиниц не подпадают под действие рассматриваемого пункта, в связи с чем размещение заказов на оказание данных услуг должно осуществляться с применением процедур, предусмотренных Законом о закупках.
Размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения НИОКР
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по государственному или муниципальному контракту либо заключенному с другим бюджетным учреждением гражданско-правовому договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, привлекает в ходе его исполнения иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения указанных в таком контракте либо договоре работ (п. 32 ст. 55 Закона о закупках).
План-график размещения заказов
Должно ли выполняться требование о размещении на официальном сайте плана-графика размещения заказов у единственного поставщика?
Закон о закупках предписывает заказчикам, уполномоченным органам размещать на официальном сайте планы-графики размещения заказов (п. 5.1, 7 ст. 16). Заказчики размещают планы-графики в порядке и по форме, утвержденным Приказом N 761/20н*(4).
В плане-графике приводится перечень товаров, работ, услуг на один календарный год, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок или путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, перечисленных в пп. 6, 8-14, 14.1, 32, 33 п. 2 ст. 55 Закона о закупках (п. 2 Порядка).
Л. Салина,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
*(2) Письмо ФАС РФ от 09.02.2012 N АЦ/3704 "О разъяснении положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов в части заключения контрактов на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов".
*(3) Разъяснения ФАС РФ "О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов..." по вопросу размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, у единственного поставщика".
*(4) Приказ Минэкономразвития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Порядок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"