Особенности применения упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями
С вопросом о правомерности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) автономными учреждениями налоговые органы определились. Однако данное право указанной разновидности государственных учреждений может быть ограничено другими законодательными рамками, в то время как отдельные факторы деятельности такого учреждения оказывать влияние на применение УСН не могут.
В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
П. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" дано определение автономному учреждению. Так, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Ст. 346.12 НК РФ установлены основания для перехода организаций на упрощенную систему налогообложения. В п. 3 ст. 346.12 НК РФ приведен перечень лиц, которые не вправе применять рассматриваемый спецрежим. При этом согласно подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения.
Проводя разграничение между видами государственных учреждений, Минфин России в Письме от 07.10.2011 N 03-11-06/2/140 однозначно поясняет, что автономное учреждение не является бюджетным учреждением, поэтому ограничение для применения упрощенной системы налогообложения, установленное подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.
В такой ситуации все ясно. Но как быть в том случае, если остаточная стоимость имущества, переданного автономному учреждению, закрепленному за ним на праве оперативного управления для осуществления уставной деятельности, превышает 100 000 000 руб., поскольку согласно подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.?
Минфин России в Письме от 09.08.2011 N 03-11-06/2/116 разъясняет, что в целях применения данного ограничения учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
При этом в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации амортизируемое имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений.
В то же время согласно подп. 7 п. 2 ст. 251 НК РФ целевыми поступлениями признаются использованные по целевому назначению поступления от собственников созданными ими учреждениями.
Таким образом, имущество автономного учреждения, полученное от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности, в целях применения главы 25 НК РФ амортизации не подлежит и, соответственно, стоимость данного имущества не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Однако при определенных условиях автономное учреждение все же теряет право перехода на УСН.
В Письме Минфина России от 02.02.2012 N 03-11-06/2/16 анализируется ситуация, в которой деятельность организации была направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежали высшему учебному заведению, которое являлось одним из учредителей с долей 33,4%; в 2011 году федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования было преобразовано в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования, в связи с чем не ясно, сохранилось ли право организации применять УСН (в соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ) после преобразования организации-учредителя с названной долей в уставном капитале.
Финансовое ведомство отметило, что главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ не предусмотрено, что ограничение по доле участия других организаций (на основании подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) не распространяется на хозяйственные общества, учрежденные автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Исходя из этого вышеуказанное ограничение по доле участия других организаций распространяется на хозяйственные общества, учрежденные автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в общеустановленном порядке.
При этом п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ установлено, что, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.
Таким образом, если у хозяйственного общества, применяющего упрощенную систему налогообложения, доля участия в его уставном капитале автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования составит более 25 процентов, то такое хозяйственное общество утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанному требованию, и обязано перейти на общий режим налогообложения.
Ю.М. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427