Может ли налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки индивидуального предпринимателя провести выемку документов?
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Из системного толкования норм ст. 88 НК РФ следует, что камеральная проверка проводится на территории инспекции и не предполагает присутствия проверяющих на территории налогоплательщика.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В случае отказа предпринимателя представить в добровольном порядке необходимые документы контролеры в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
В свою очередь, порядок проведения выемки регламентирован ст. 94 НК РФ. Как следует из положений п. 3 указанной статьи, выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в выемке приглашается специалист. Отсюда следует вывод, что выемка документов и предметов проводится на территории проверяемого налогоплательщика.
Кроме того, в п. 1 ст. 94 НК РФ сказано, что выемка проводится на основе мотивированного постановления должностного лица, которое проводит выездную налоговую проверку. Эксперты Минфина отмечают этот факт, однако прямого вывода о невозможности проведения выемки в рамках проведения камеральной проверки из разъяснений чиновников не следует (Письмо Минфина России от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471). Учитывая вышеизложенное, можно судить о том, что действия инспекции в данном случае неправомерны. Подтверждают этот подход и некоторые арбитражные суды (постановления ФАС ЗСО от 01.07.2009 N Ф04-3822/2009 (9598-А70-41), ФАС МО от 27.03.2006 N КА-А40/2256-06).
Однако из содержания пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ можно сделать вывод, что изъять документы ревизоры могут и в рамках камеральной проверки, если налогоплательщик отказывается их представить и есть угроза их уничтожения и пр. По крайней мере чиновники придерживаются такого мнения (Письмо Минфина России от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141), которое совпадает с мнением арбитров (постановления ФАС ВСО от 16.12.2008 N А69-1860/08-8-Ф02-6399/08, ФАС МО от 30.10.2006 N КА-А40/10483-06, ФАС УО от 01.11.2005 N Ф09-4928/05-С2, ФАС СЗО от 09.02.2005 N А05-2050/04-18).
Таким образом, в сложившейся ситуации предпринимателю необходимо самостоятельно принять решение по вопросу правомерности проведения выемки в рамках камеральной проверки. Если он посчитает такие действия налогового органа неправомерными, то обжаловать их - его право (гл. 19 НК РФ).
Н.В. Фирфарова,
к.э.н, редактор журнала "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2013 г.
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"