Прямые расчеты РСО и потребителей коммунальных услуг: уступка требования
В прошлом номере журнала был подробно рассмотрен порядок организации прямых расчетов потребителей коммунальных услуг и РСО в соответствии с положениями ЖК РФ, действующими с 2011 года. Однако это не единственный законный вариант внесения платы, минуя счета исполнителя коммунальных услуг. Всегда существовал и по-прежнему существует второй способ достижения аналогичной цели, заключающийся в уступке требования к потребителям, условие о которой включается в договор ресурсоснабжения. Как реализовать такой вариант? На что следует обратить особое внимание? Чем он отличается от варианта, рассмотренного ранее?
Об уступке требования в сфере ЖКХ до 2012 года и в настоящее время
Ранее на страницах журнала был проанализирован особый порядок расчетов потребителей коммунальной услуги по электроснабжению непосредственно с РСО*(1). Суть его состоит в том, что в договор ресурсоснабжения вводится специальное условие о передаче РСО права на получение платы за коммунальную услугу, потребленную собственниками (нанимателями) помещений в МКД. Повод для применения такого варианта расчетов содержался в п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Признав законным указанное положение нормативного акта, Верховный суд пояснил, что правовым основанием для его применения являются общие положения гражданского законодательства об уступке требования. Передача гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) права на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений в данном случае означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования на основании обязательства собственников и нанимателей по уплате потребленной электроэнергии (см. Решение от 06.10.2008 N ГКПИ08-1704, оставленное без изменения Определением от 23.12.2008 N КАС08-666).
К сведению. Несмотря на то что передача РСО права на получение платы от потребителей трактуется Верховным судом как уступка требования, суды не всегда применяли правила уступки требования к правоотношениям сторон. В частности, известны случаи, когда арбитры признавали, что такая передача права не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности по оплате коммунального ресурса, затраченного на цели оказания коммунальной услуги, при неоплате его потребителями в полном объеме (см. постановления ФАС ДВО от 09.06.2012 N Ф03-1820/2012, ФАС СЗО от 06.08.2012 N А21-2075/2011, ФАС ЦО от 10.04.2012 N А68-3803/11, п. 2 разд. 2 Рекомендаций научно-консультативного совета при ФАС УО N 1/2011 (по итогам заседания, состоявшегося 16-17 июня 2011 года в г. Перми)).
Одновременно считаем необходимым привести противоположные решения. Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 23.05.2012 N А67-5508/2011 удовлетворил иск РСО к арендатору нежилого помещения в МКД о взыскании долга за теплоснабжение, поскольку в договоре ресурсоснабжения УК передала РСО право на получение платы напрямую с потребителей. Точно так же Кемеровский областной суд признал законными действия РСО по выставлению платежных документов и подтвердил обязанность потребителей вносить плату именно РСО, если стороны договора ресурсоснабжения воспользовались правом, предоставленным п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (Определение от 24.02.2012 N 33-2231). Неполная оплата жильцами потребленной в квартирах электроэнергии не является основанием для включения неоплаченных объемов в те, что учитываются как потребление в местах общего пользования. К такому выводу пришел ФАС ВВО в Постановлении от 09.10.2012 N А17-1747/2011.
Между тем в июне 2012 года Постановление Правительства РФ N 530 утратило силу в связи с началом действия Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, которым утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии. В новом документе аналогичных норм нет. Одновременно Правила заключения договоров ресурсоснабжения*(2), вступившие в силу с 28.02.2012, содержат такое допущение: в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги (п. 26). Учитывая общий характер действия положений ГК РФ, следует прийти к выводу, что подобное право было у сторон договора ресурсоснабжения и до вступления в силу Правил заключения договоров ресурсоснабжения. Что это означает с практической точки зрения?
Права и обязанности участников правоотношений
В первую очередь нужно отметить, что для изменения порядка расчетов данным способом в общем случае не требуется согласие потребителей коммунальных услуг (на основании п. 2 ст. 382 ГК РФ это верно, если иное не предусмотрено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг). Стороны договора ресурсоснабжения заключают сделку (уступку требования), то есть изменяют свои права и обязательства. Объем прав и обязательств потребителей коммунальных услуг остается неизменным, в частности, они не вступают в договорные отношения с РСО. На это обращал внимание еще Верховный суд, когда комментировал п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Чтобы потребители вносили плату РСО, их надо уведомить о состоявшемся переходе прав кредитора к РСО (п. 3 ст. 382 ГК РФ), что в интересах последней (сделать это можно путем размещения информации на оборотной стороне платежного документа). Кроме того, потребители вправе не производить платежи в адрес РСО до представления им доказательств перехода к ней права требования (п. 1 ст. 385 ГК РФ).
Обратим внимание, что и в п. 90 утративших силу Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, и в новых нормах ЖК РФ о прямых расчетах с РСО по решению общего собрания жильцов говорится о внесении потребителями в адрес РСО платы только за услуги, потребленные в помещении. Применение общих положений ГК РФ об уступке требования не предполагает подобных ограничений, следовательно, в договоре ресурсоснабжения исполнитель и РСО вправе согласовать объем обязательства исполнителя, которое исполняется путем уступки требования к потребителям.
Условия сделки. Объем передаваемого права определяется соглашением сторон: исполнитель вправе передать РСО требование к потребителям как в части платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, так и в полном объеме.
Следующий момент, который существенно отличает уступку требования от внесения платы РСО согласно новым нормам ЖК РФ, заключается в ответственности за невнесение потребителями платы в адрес РСО. Если жильцы по своему решению перешли на прямые расчеты, исполнитель обязан оплатить поставленный коммунальный ресурс полностью, его обязательство перед РСО прекращается только оплатой (в не оплаченной потребителями части - только платежом исполнителя). Если же в договоре ресурсоснабжения есть условие об уступке требования, обязательство исполнителя считается прекращенным путем такой уступки в соответствующей части. Если уступается требование к потребителям в полном объеме, исполнитель вообще не обязан производить платежи в адрес РСО, если в части индивидуального потребления - исполнитель оплачивает коммунальный ресурс в части, соответствующей стоимости коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды. За долги потребителей исполнитель не отвечает (ст. 390 ГК РФ), нет оснований принимать в отношении него меры ответственности либо реализовывать меры обеспечения исполнения обязательства (начислять неустойку). В свою очередь, РСО принимает на себя все риски, связанные с неплатежами потребителей. Соответственно, она вправе в принудительном порядке взыскивать с потребителей уступленную задолженность. Кроме того, если иное не предусмотрено договором, к РСО вместе с задолженностью потребителей переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства (ст. 384 ГК РФ). Иначе говоря, взыскивать с потребителей пени в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ будет РСО.
Далее поговорим о порядке уступки требования. Как уже было указано, стороны должны соблюдать письменную форму сделки об уступке. Одновременно, чтобы соглашение о передаче права могло считаться заключенным, его предмет должен быть индивидуализирован. В соглашении об уступке права по длящемуся обязательству (а именно таковым является обязательство по оплате потребляемых коммунальных услуг) должны содержаться указание на основание для возникновения передаваемого права, а также условия, позволяющие его индивидуализировать (конкретный период, за который передается право (требование) на уплату суммы задолженности) (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120). Это значит, что в договоре ресурсоснабжения следует сделать ссылку на документы (акты, реестры), в которых отражены все необходимые данные (нужно дополнительно отметить, что указанные документы являются неотъемлемой частью соглашения об уступке требования). Просто приложить реестр передаваемой задолженности недостаточно (Постановление ФАС ВВО от 27.07.2012 N А17-2457/2011). В документах должны быть перечислены все должники (с указанием их Ф.И.О. и адресов), основания для возникновения задолженности (реквизиты договоров), периоды ее возникновения и соответствующие суммы.
Уступка существующего и будущего требований
Кстати, в п. 26 Правил заключения договоров ресурсоснабжения говорится о передаче требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. С обывательской точки зрения задолженность - это долг, не уплаченный в установленный срок. Между тем, к примеру, в бухгалтерском учете дебиторская задолженность в качестве актива отражается независимо от срока погашения - сразу при выполнении всех условий признания объекта активом (в первую очередь это способность приносить экономические выгоды), а именно при отражении доходов от реализации. Так и здесь: как только потребителям была начислена плата за расчетный период (оказаны коммунальные услуги), можно говорить об их задолженности по внесению платежа. Выходит, что уступить можно непросроченный долг. Здесь же уместно вспомнить о том, что гражданское законодательство не запрещает уступать и будущие требования. На это специально указано в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 120: соглашение об уступке права (требования), предметом которого является не возникшее на момент заключения данного соглашения право, не противоречит законодательству. В этом случае оно перейдет к цессионарию лишь после возникновения этого права (требования) у цедента. Аналогичное правило есть в новой редакции Гражданского кодекса (ст. 388.1), которая в настоящее время рассматривается законодателями (принята в первом чтении). Кстати, в этой норме конкретизируется, что будущее требование должно быть определено в соглашении об уступке способом, позволяющим идентифицировать данное требование на момент его возникновения или перехода к цессионарию.
Таким образом, закон не запрещает сторонам договора ресурсоснабжения определить, что обязательство исполнителя коммунальных услуг по оплате коммунального ресурса, поставляемого в МКД в каждом будущем расчетном периоде, погашается путем уступки требований к потребителям по внесению платы за коммунальные услуги за соответствующие расчетные периоды. Единовременно (в момент начисления платы за коммунальный ресурс и платы за коммунальные услуги):
- возникают обязательства исполнителя по оплате коммунального ресурса и потребителей по оплате коммунальных услуг;
- передается РСО право требования к потребителям по оплате коммунальных услуг, тем самым исполняется обязательство исполнителя по оплате коммунального ресурса. Тем более что благодаря Правилам заключения договоров ресурсоснабжения стоимость коммунального ресурса, поставленного в дом, полностью идентична суммарной величине платы за коммунальные услуги, начисляемой потребителям в конкретном МКД.
О выставлении платежных документов
Остается вопрос: кто должен начислять плату потребителям и выставлять им платежные документы? Установление особых условий в договоре ресурсоснабжения не изменяет права и обязанности потребителей. Значит, в полном объеме действуют Новые правила предоставления коммунальных услуг (далее - Новые правила). В соответствии с пп. "г" п. 31 данного документа начислять плату должен исполнитель. Представляется, что в рассматриваемой ситуации платежный документ может быть заполнен точно так же, как и в случае с прямыми расчетами по решению жильцов: в разд. 2 нужно указать сумму, подлежащую внесению в адрес конкретной РСО. Одновременно в пояснения на оборотной стороне платежного документа следует включить информацию об уступке требования РСО.
Обратите внимание! Уступка требования к потребителям сама по себе не дает РСО права выставлять им платежные документы. Соответствующие функции (снятие показаний приборов учета, начисление платы, доставка платежных документов) могут быть переданы ей в силу специального соглашения между исполнителем и РСО.
Вместе с тем Новые правила допускают передачу исполнителем третьим лицам функций по снятию показаний приборов учета, начислению платы, составлению и доставке платежных документов потребителям (пп. "е" п. 32). Получается, что в том же договоре ресурсоснабжения исполнитель вправе передать РСО указанные полномочия. Одновременно в законодательстве нет запрета выставлять одному потребителю несколько платежных документов (например, по числу предоставляемых коммунальных услуг). В таком случае РСО будет получать показания приборов учета, начислять плату за коммунальную услугу в строгом соответствии с Новыми правилами, вручать платежные документы. Эти платежные документы должны содержать всю информацию, перечисленную в п. 69 Новых правил, в том числе наименование исполнителя (абонента по договору ресурсоснабжения - УК или ТСЖ). Указывать в качестве исполнителя саму РСО незаконно, она является лишь получателем платы. Информация об этом также должна быть указана в платежном документе (в разд. 2 примерной формы). А вот получение платы и ее принудительное взыскание, как и реализация мер обеспечения исполнения обязательства (начисление неустойки), - это полномочия РСО, вытекающие из того, что право требования к потребителям теперь принадлежит именно ей.
Об авансах потребителей
Следует оговориться, что потребители вправе осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов (пп. "г" п. 65 Новых правил). Это оплата услуг, которые еще не оказаны и размер платы за которые еще не определен. Тем не менее предварительная оплата - это также исполнение обязательства потребителя, пусть и досрочное. Выходит, что на момент начисления платы потребителю за расчетный период такая плата уже внесена, обязательство исполнено. Значит, требование к потребителю по внесению данной платы не существует (оно погашено), передавать РСО путем уступки нечего. И этот факт не зависит от того, на чей расчетный счет поступил авансовый платеж потребителя. Так, например, если исполнитель по договору передает РСО будущие требования и она формирует отдельный платежный документ на определенную коммунальную услугу, такие платежи, вероятно, поступят РСО (а она обязана своевременно передать исполнителю информацию об этом). Если платежный документ формирует исполнитель, не исключено, что платеж получит именно он. В последнем случае исполнитель обязан соблюдать Требования к расчетам с РСО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, то есть он должен незамедлительно перечислить поступившие суммы РСО.
И в той, и в другой ситуации платеж потребителя засчитывается в счет исполнения обязательства исполнителя по оплате коммунального ресурса. В момент начисления платы за ресурс и платы за услуги по итогам расчетного периода этот авансовый платеж уменьшает объем прав, передаваемых исполнителем РСО по сделке уступки требования. Таким образом, при включении в договор ресурсоснабжения условия об исполнении обязательства исполнителя коммунальных услуг по оплате коммунального ресурса за каждый будущий период путем уступки требования к потребителям за соответствующие расчетные периоды целесообразно дополнить его словами "за исключением стоимости коммунального ресурса, оплаченной за счет авансовых платежей потребителей".
Бухгалтерский учет и налогообложение
При бухгалтерском учете операций исполнителю и РСО следует обратить внимание, что они должны формировать доходы и расходы так, как если бы право требования к потребителям не передавалось РСО. То есть в учете исполнителя отражаются расходы в виде стоимости поставленного в дом коммунального ресурса и доходы в виде платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям. В учете РСО формируются доход в размере стоимости коммунального ресурса, поставленного в дом, и дебиторская задолженность исполнителя коммунальных услуг. Аналогичным образом признаются доходы и расходы для целей налогообложения прибыли по методу начисления. Если исполнитель и РСО заключили сделку об уступке будущих требований к потребителям (возникающих по итогам каждого расчетного периода), одновременно с отражением указанных доходов и расходов в учете контрагентов необходимо показать погашение задолженности исполнителя путем уступки требования к потребителям.
Выходит, что при включении в договор условия о погашении обязательства исполнителя путем передачи права требования к потребителям в полном размере платы за коммунальные услуги у исполнителя не будет задолженности по оплате коммунального ресурса. В актах сверки будут отражены начисление платы за коммунальный ресурс и его оплата путем уступки требования к потребителям в той же сумме.
Если потребители внесли на счет РСО сумму предварительной оплаты, то исполнитель и РСО, учитывая ее сущность (описана выше), должны расценивать ее как полученный аванс со всеми вытекающими последствиями для целей налогообложения (одновременно исполнитель должен отразить в учете выданный РСО аванс).
Пример 1
Согласно особому условию договора ресурсоснабжения обязательство УК по оплате холодной воды за расчетный период исполняется путем уступки требования к потребителям по внесению платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в полном объеме, за исключением авансовых платежей потребителей, засчитываемых в счет оплаты коммунального ресурса. Одновременно РСО переданы функции по снятию показаний приборов учета, начислению платы за коммунальные услуги и доставке потребителям платежных документов.
Стоимость поставленной в ноябре 2012 г. в дом холодной воды, объем которой определен по показаниям ОПУ, составила 170 000 руб. Потребителям начислены плата за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную в помещениях, в размере 150 000 руб. и плата за холодное водоснабжение на общедомовые нужды в размере 20 000 руб.
В декабре организация водопроводно-канализационного хозяйства получила платежи от потребителей: за ноябрь - 160 000 руб., за декабрь - 10 000 руб. Стоимость коммунального ресурса, поставленного в дом в декабре, составила 160 000 руб.
И РСО, и УК являются плательщиками НДС (УК отказалась от применения налоговой льготы).
В учете РСО будут составлены следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В ноябре | |||
Отражена реализация холодной воды | 170 000 | ||
Начислен НДС | 25 932 | ||
Отражены погашение обязательства абонента по оплате коммунального ресурса и получение права требования к потребителям по оплате коммунальных услуг* | 170 000 | ||
В декабре | |||
Получены денежные средства от потребителей за ноябрь | 160 000 | ||
Получены денежные средства от потребителей за декабрь | 10 000 | ||
Отражено получение аванса от абонента | 62-АВ | 10 000 | |
Начислен НДС с полученного аванса | 76-НДС | 1 525 | |
Отражена реализация холодной воды | 160 000 | ||
Начислен НДС | 24 407 | ||
Зачтен аванс в счет оплаты холодной воды | 62-АВ | 10 000 | |
"Авансовый" НДС принят к вычету | 76-НДС | 1 525 | |
Отражены погашение обязательства абонента по оплате коммунального ресурса и получение права требования к потребителям по оплате коммунальных услуг | 150 000 | ||
* По общему правилу дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, относится к финансовым вложениям (п. 2, 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"). Однако в рассматриваемой ситуации требование не принесет РСО будущих экономических выгод в форме прироста ее стоимости. В связи с этим отражать полученную задолженность на счете 58 нет оснований. В рассматриваемой ситуации долг одного контрагента погашается при получении долга других контрагентов. Следовательно, в учете происходит просто замена должника. |
Особого внимания заслуживает учет операций у исполнителя, передающего задолженность РСО. Традиционно уступка требования отражается как выбытие актива (дебиторской задолженности) с одновременным отражением прочих расходов и формирование другого актива (задолженности нового кредитора по оплате переданного требования) с отражением прочих доходов. Такой способ базируется на общем подходе к отражению доходов и расходов, когда доходом считается увеличение экономических выгод или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала (задолженность нового кредитора будет погашена деньгами), а расходом - уменьшение экономических выгод или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (задолженность потребителей передана, она не сможет принести экономические выгоды)*(3).
Между тем, когда в оплату обязательства передаются денежные средства, которые также являются активом, абсурдно говорить о признании доходов или расходов. Осуществляются лишь расчеты - ранее возникшее обязательство (а его возникновение означало формирование расходов) погашается путем передачи актива эквивалентной стоимости. По мнению автора, в рассматриваемой ситуации уступаемая дебиторская задолженность является своеобразным средством платежа по аналогии с денежными средствами, нет причин отражать доходы и расходы*(4). Кстати, еще в 2004 году Минфин при разъяснении порядка бухгалтерского учета операций по договору факторинга (финансирование под уступку требования) предлагал аналогичную корреспонденцию счетов, в которой были задействованы счета учета расчетов, а расход отражался лишь в сумме дисконта (см. Письмо от 30.08.2004 N 07-05-14/221).
Отдельно следует обсудить налогообложение у исполнителя. В первую очередь необходимо отметить, что квалификация уступки требования как предусмотренного договором способа исполнения обязательства по договору означает, что никакие налоговые последствия у исполнителя коммунальных услуг не возникают. Именно так рассуждают арбитры, рассматривая налоговые споры, связанные с оплатой товаров векселями третьих лиц: суды полагают, что у продавцов не возникает реализации ценной бумаги ни для целей исчисления НДС (Постановление ФАС ПО от 19.04.2011 N А65-14950/2010), ни для целей расчета налога на прибыль (Постановление ФАС ЗСО от 17.07.2008 N Ф04-4331/2008(8129-А45-37)). Полагаем, можно провести аналогию между данной ситуацией и случаем, изучаемым нами. Принцип приоритета экономического содержания операции (способ расчетов) перед ее юридической формой (уступка требования, продажа дебиторской задолженности) применяется как в бухгалтерском учете (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"), так и в налогообложении (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Однако чиновники придерживаются противоположного мнения, настаивая на определении налоговых баз в общем порядке - реализация актива (ценной бумаги) в обмен на товары, работы, услуги (см., например, Письмо Минфина РФ от 21.03.2011 N 03-02-07/1-79 про оплату товара векселем третьего лица). Несложно догадаться, что и при погашении долга путем уступки требования проверяющие будут квалифицировать ее именно как реализацию имущественного права. Тогда нужно читать абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ о том, что налоговая база при уступке первоначальным кредитором требования определяется как превышение суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены. В нашем случае эти величины равны, значит, налоговая база не возникает. При налогообложении прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки по сделке уступки права требования в порядке, установленном ст. 279 НК РФ (пп. 7 п. 2 ст. 265 НК РФ). Вместе с тем в налоговой декларации отдельно указываются выручка от реализации права требования долга и стоимость реализованного права требования долга (см. приложение 3 к листу 02). Московские налоговики также считают, что налогооблагаемым доходом является выручка от реализации имущественного права - права требования долга (Письмо от 27.07.2005 N 20-12/53139). Следовательно, исполнителю на дату подписания сторонами акта уступки права требования (п. 5 ст. 271 НК РФ) необходимо показать доходы от реализации имущественного права и расходы в виде его стоимости, которые равны по величине. В итоге налоговая база будет равна нулю, однако нужно серьезно подойти к документальному подтверждению расходов, в частности, потребуется акт уступки требования, в котором должны быть приведены сведения, индивидуализирующие передаваемую задолженность. Очевидно, если в договоре ресурсоснабжения указано об уступке будущих требований, такой акт необходимо подписывать ежемесячно - по мере возникновения права.
Пример 2
Воспользуемся условием примера 1 и предположим, что УК в учете и налогообложении действует, руководствуясь принципом приоритета содержания операции перед ее формой.
В учете УК будут составлены следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В ноябре | |||
Принят к учету коммунальный ресурс "холодная вода" | 144 068 | ||
Отражен НДС | 25 932 | ||
НДС принят к вычету | 25 932 | ||
Отражена реализация коммунальной услуги по холодному водоснабжению | 170 000 | ||
Начислен НДС | 25 932 | ||
Сформирована себестоимость коммунальной услуги | 144 068 | ||
Отражены погашение обязательства перед РСО по оплате коммунального ресурса и уступка требования к потребителям по оплате коммунальных услуг | 170 000 | ||
В декабре | |||
На основании данных РСО отражено поступление денежных средств потребителей в счет предварительной оплаты коммунального ресурса за декабрь | 60-АВ | 62-АВ | 10 000 |
Начислен НДС с полученного аванса | 76-НДС | 1525 | |
Принят к учету коммунальный ресурс "холодная вода" | 135593 | ||
Отражен НДС | 24 407 | ||
НДС принят к вычету | 24 407 | ||
Отражена реализация коммунальной услуги по холодному водоснабжению | 160 000 | ||
Начислен НДС | 24 407 | ||
Сформирована себестоимость коммунальной услуги | 135593 | ||
Зачтен аванс потребителей | 62-АВ | 10 000 | |
Принят к вычету НДС по полученному авансу | 76-НДС | 1525 | |
Погашена задолженность перед РСО | 60-АВ | 10 000 | |
Отражены погашение обязательства перед РСО по оплате коммунального ресурса и уступка требования к потребителям по оплате коммунальных услуг | 150 000 |
* * *
Введенные ЖК РФ в редакции 2011 года прямые расчеты потребителей с РСО на основании решения общего собрания жильцов имеют альтернативу - внесение потребителями платы РСО в силу уступки исполнителем коммунальных услуг в пользу РСО требований к потребителям. Нельзя считать, что новый порядок прямых расчетов отменил расчеты на основании уступки права требования, поскольку последние предусмотрены положениями ГК РФ и базируются на принципе свободы договора. Главное отличие прямых расчетов на основании уступки от прямых расчетов на основании решения собрания заключается в том, что исполнитель не обязан уплачивать РСО задолженность потребителей. Сделка уступки не нуждается в одобрении потребителями. Однако, как и в случае прямых расчетов по решению собрания, при уступке требования сторонам договора ресурсоснабжения нужно со всей ответственностью подойти к вопросу обмена информацией о платежах потребителей и начисленных суммах платы за ресурс и услуги.
С.Н. Козырева,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью Е.В. Емельяновой "Оплата электроэнергии населением напрямую поставщику" (N 10, 2010).
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
*(3) См. Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).
*(4) Такая же ситуация складывается с исполнением обязательства по оплате товаров путем передачи векселя третьего лица: вексель является не реализуемой ценной бумагой, а средством платежа, хотя чиновники придерживаются противоположного мнения (подробнее об этом см. статью Е.В. Емельяновой "Оплата электроэнергии населением напрямую поставщику" (N 10, 2010)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"