Продлеваем срок лицензии на пользование недрами
Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент, в котором определены последовательность и сроки действий по исполнению государственных функций в части:
- выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами;
- внесения изменений и дополнений в такие лицензии;
- переоформления лицензий;
- принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права на пользование участками недр.
Решением ВС РФ от 04.10.2012 N АКПИ12-1108 признаны недействительными п. 41 (в части, предусматривающей в качестве основания для отказа в рассмотрении заявки пользователя недр по вопросу продления срока пользования участком недр представление документов позднее шести месяцев до дня окончания срока действия лицензии на пользование недрами) и абз. 1 п. 42 (полностью) указанного регламента. Выясним причины такого заключения.
Напомним: отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются Законом о недрах*(1). На основании ст. 11 данного закона предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия формируется на бланке установленной формы с Государственным гербом РФ и содержит текстовые, графические и иные приложения. Эти приложения являются неотъемлемой составной частью лицензии, в них определяются основные условия пользования недрами.
В итоге лицензия выступает в роли документа, который удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, по общему правилу изменение условий пользования недрами (включая условие о сроке действия лицензии) допускается лишь при взаимном согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию. В то же время из этого правила законодателем могут быть установлены исключения. Такое исключение содержится в ч. 3 ст. 10 Закона о недрах: срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
На основании приведенных норм Верховный суд делает вывод: в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий пользователь недр, не допустивший нарушения условий лицензии, имеет безусловное право на продление срока пользования участком недр независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию. Причем реализация данного права не поставлена законодателем в зависимость от подачи заявления о продлении данного срока не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии. О каких шести месяцах идет речь?
В пунктах 37-43 Административного регламента приведена последовательность действий Роснедр и их территориальных органов при исполнении государственной функции по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр. Согласно абз. 1 п. 42 Административного регламента в случае необходимости продления срока пользования участком недр заявка на внесение изменений и дополнений по вопросу продления указанного срока должна быть подана в территориальный орган Роснедр не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии. Представление документов с нарушением шестимесячного срока является основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию (п. 41 Административного регламента).
Получается, эти предписания Административного регламента в нарушение положений Закона о недрах ограничивают возможность подачи пользователем недр заявки по вопросу продления срока пользования участком недр определенным периодом времени (не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии) и позволяют Роснедрам и их территориальным органам при несоблюдении данного срока отказывать в рассмотрении заявки. При этом никакой процедуры по восстановлению или продлению пропущенного срока на подачу заявки Административный регламент не содержит. В результате, по сути, регламентом установлен пресекательный срок, по окончании которого пользователь недр не может обращаться в лицензирующий орган. Данное обстоятельство неправомерно ограничивает гарантированное ч. 3 ст. 10 Закона о недрах право пользователя недр на продление срока пользования участком недр, на что и указал Верховный суд.
С какого момента вступает в силу решение ВС РФ? На основании п. 2 ст. 253 АПК РФ, если суд устанавливает, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, этот акт признается недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иного указанного судом времени. В комментируемом решении высший арбитр постановил: поскольку до вынесения судом решения Административный регламент применялся и на его основании реализовывались права субъектов предпринимательской деятельности, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу. Согласно п. 1 ст. 209 АПК РФ решения суда вступают в силу по истечении срока (месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме) на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
Таким образом, теперь у Роснедр и их территориальных органов отсутствует возможность отказать пользователю недр в рассмотрении заявки на продление срока пользования участком недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий в связи с нарушением срока подачи этой заявки. Ранее такие отказы находили поддержку среди судей (см., например, Постановление ФАС ДВО от 24.02.2012 N Ф03-122/2012, в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 02.07.2012 N ВАС-8194/12). Рассмотрев отказ Управления по недропользованию по Сахалинской области в продлении срока действия лицензии, снятии лицензии с учета, суды признали данные действия не противоречащими действующему законодательству. При этом они исходили из того, что в соответствии с п. 42 Административного регламента заявка на внесение изменений и дополнений по вопросу продления указанного срока должна быть подана в территориальный орган Роснедр не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии. Несоблюдение установленного срока является основанием для отказа в рассмотрении заявки. Как следует из материалов дела, обществом не были соблюдены указанные требования.
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"