Статистическая отчётность "упрощенца"
Правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учёта, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 29.11.07 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Федеральное статистическое наблюдение в соответствии с действующим законодательством проводится в отношении респондентов, которыми в том числе являются созданные на территории РФ юридические лица и граждане, осуществляющие на территории РФ предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Респонденты обязаны безвозмездно представлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, персональные данные физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (п. 1 ст. 8 закона N 282-ФЗ).
Субъекты официального статистического учёта - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 2 закона N 282-ФЗ). Под ними подразумеваются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и её подразделения на местах. Согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики (утв. постановлением Правительства РФ от 02.06.08 N 420) Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере официального статистического учёта.
Примечание. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, наряду с остальными субъектами предпринимательской деятельности обязаны представлять в территориальные органы Росстата статистическую отчётность, поскольку для них сохраняется действующий порядок её представления (п. 4 ст. 346.11 НК РФ).
Под первичными статистическими данными понимается документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (п. 7 ст. 2 закона N 282-ФЗ).
Административные данные - используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая органами государственной власти, местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством РФ (п. 6 ст. 2 закона N 282-ФЗ).
Отметим, что респонденты - субъекты малого предпринимательства представляют первичные статистические данные в упрощённом порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п. 4 ст. 8 закона N 282-ФЗ, п. 3 ст. 7 закона N 209-ФЗ).
Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства в РФ осуществляются путём проведения:
- сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства;
- выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.
Примечание. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия. К таковым относятся организации, у которых средняя численность работников за предшествующий год не превышает 15 человек, а объём выручки (без учёта НДС) за предшествующий год менее 60 000 000 руб. Для них при этом сохраняется вышеприведённое ограничение по доле участия других юридических лиц.
Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства проводятся один раз в пять лет (п. 1, 2, 3 ст. 5 закона от 24.07.07 N 209-ФЗ).
Выборочные статистические наблюдения проводятся путём ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий и ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
Напомним, что малыми предприятиями являются организации, у которых одновременно выполняются следующие условия (п. 1 ст. 4 закона N 209-ФЗ):
- доля участия других юридических лиц, которые не считаются субъектами малого и среднего бизнеса, в уставном капитале не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий год не превышает 100 человек;
- объём выручки (без учёта НДС) за предшествующий год не превышает 400 000 000 руб.
Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства утверждены постановлением Правительства РФ от 16.02.08 N 79.
Выше приводилось, что выборочные статистические наблюдения Росстата за деятельностью субъектов малого предпринимательства осуществляются путём ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований, а микропредприятий - путём ежегодных обследований. Такие обследования проводятся в соответствии с федеральным планом статистических работ.
При выборочных статистических наблюдениях используется сочетание обследований основных экономических показателей деятельности малых предприятий по унифицированным формам федерального статистического наблюдения и обследований отраслевых особенностей деятельности по соответствующим специализированным формам федерального статистического наблюдения.
Перечни субъектов малого предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Росстатом на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности по Российской Федерации и субъектам РФ. Субъекты малого предпринимательства, входящие в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального статистического наблюдения.
Утверждённые Росстатом в соответствии с законодательством РФ формы статистического наблюдения включают в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, а также порядок их заполнения.
Территориальные органы Росстата обеспечивают субъектов малого предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, бланками форм федерального статистического наблюдения на безвозмездной основе.
В унифицированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью:
- малых предприятий ежеквартально включаются сведения об обороте товаров (работ, услуг), производимых ими, о выручке от реализации товаров (работ, услуг), средней численности и заработной плате работников, инвестиционной деятельности;
- микропредприятий - сведения об основных показателях экономической деятельности по итогам календарного года;
- микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, и крестьянских (фермерских) хозяйствах - сведения об основных показателях их экономической деятельности с учётом отраслевой специфики по итогам года.
Источниками сведений, представляемых субъектами малого предпринимательства, являются данные первичных учётных документов, регистров, счетов бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
Отчётные формы
Первичные статистические данные представляются территориальным органам Росстата респондентами по утверждённым формам федерального статистического наблюдения, в которых указаны в том числе и сроки представления. В случае если последний день срока подачи государственной статистической отчётности отчитывающимися субъектами приходится на нерабочий день, то днём окончания срока представления отчётности считается ближайший следующий за ним рабочий день (постановление Госкомстата РФ от 07.03.2000 N 18).
Малые предприятия в территориальные органы статистики ежеквартально представляют форму N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". При представлении сведений за 2012 год использовалась форма N ПМ, утверждённая приказом Росстата от 15.08.11 N 355, при подаче же данных за январь-март 2013 года респондентам придётся обращаться к форме N ПМ, утверждённой приказом Росстата от 29.08.12 N 470. Сведения в форме N ПМ приводятся нарастающим итогом за период с начала отчётного года. В указанную форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям данного малого предприятия независимо от их местонахождения (п. 6 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утв. приказом Росстата от 30.12.11 N 531). Приведённое положение действует и при заполнении всех указанных ниже форм статистического наблюдения.
Данную форму необходимо представить в отделение статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Таким образом, за период с января по декабрь 2012 года форму N ПМ надлежит представить до 29 января текущего года включительно.
Для определённых видов деятельности предусмотрены специальные статистические формы. Так, организации - субъекты малого предпринимательства, основным видом деятельности которых являются оптовая, розничная торговля (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом) ежемесячно представляют в территориальные отделения статистики форму N ПМ-торг "Сведения об обороте торговли малого предприятия" (утв. приказом Росстата от 19.07.11 N 328). Срок её представления - 4-е число после окончания отчётного периода. Исходя из этого форму N ПМ-торг за декабрь 2012 года указанные респонденты должны были представить в первый рабочий день 2013 года, то есть 9 января.
Начиная же с отчётности за январь 2013 года попавшим в выборку малым предприятиям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю, при составлении статистической отчётности надлежит использовать форму N ПМ-торг, утверждённую приказом Росстата от 27.07.12 N 421.
Малые предприятия, основным видом деятельности которых является розничная торговля (включая торговлю автотранспортными средствами и моторным топливом), попавшие в статистическую выборку, ежеквартально представляют данные по форме N 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли" (утв. приказом Росстата от 19.07.11 N 328). Данные приводятся нарастающим итогом с начала года. Эту форму за январь-декабрь 2012 года приведённые организации должны представить до 15 января текущего года.
Ежемесячно отчитываются в территориальном органе Росстата по месту нахождения и малые предприятия, осуществляющие экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки, рыболовства. Ими до 4-го числа следующего месяца представляется форма N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием" (утв. постановлением Росстата от 28.07.09 N 153). Эту форму за декабрь 2012 года им, так же как и коллегам по торговле, следовало представить 9 января текущего года.
Форму N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации) за 2012 год" (утв. приказом Росстата от 19.08.11 N 367) до 9 апреля 2013 года надлежит представить малым предприятиям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды и попавшим в выборку.
В 2012 году данные респонденты ежеквартально представляли в отделения статистики форму N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды" (утв. приказом Росстата от 23.09.08 N 235). Указанную форму надлежало подать до 10-го числа последнего месяца отчётного периода. Для внесения информации за январь-март 2013 года респондентам понадобится форма N ДАП-МП, утверждённая упомянутым приказом Росстата N 470. Направить же эту форму малым предприятиям надлежит до 11 марта текущего года.
Для микропредприятий всё тем же приказом Росстата N 470 утверждена форма N ПМ (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия". По ней должны отчитываться все микропредприятия, кроме тех, кто занимается сельскохозяйственной деятельностью. Эта форма является годовой. По итогам 2012 года её нужно представить в органы статистики до 5 февраля 2013 года.
Микропредприятия, которые временно не работали в течение отчётного года и на которых в течение части его имели место производство товаров и услуг или инвестиционная деятельность, предоставляют рассматриваемую форму на общих основаниях с указанием, с какого времени они приостановили свою деятельность.
До 5 февраля 2013 года в территориальные органы Росстата должны представить сведения и микропредприятия, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность (включая крестьянские (фермерские) хозяйства). Статистическую отчётность они представляют по форме N МН (микро)-сх "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность" (утв. упомянутым приказом Росстата N 470).
Если среди учредителей малого предприятия имеются иностранные инвесторы (юридические или физические лица), то организации необходимо представить в территориальный орган Росстата форму N 1-ВЭС "Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала" (утв. упомянутым приказом Росстата N 470). Данная форма годовая, направить её надлежит до 24 марта после отчётного года. Поскольку 24 марта 2013 года приходится на воскресенье, то отчёт за 2012 год представляется не позднее 25 марта.
Для годовой отчётности индивидуальных предпринимателей Росстатом утверждено несколько форм в зависимости от видов их деятельности.
По итогам 2012 года индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством, должны представить в территориальные органы Росстата форму N 1-ИП-сх "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность". Срок её представления - не позднее 4 марта 2013 года (2 марта - выходной суббота).
А вот не занимающимся сельским хозяйством, а также розничной торговлей и ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования индивидуальным предпринимателям, попавшим в статистическую выборку, надлежит представить в территориальные органы Росстата форму N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2012 год" (утв. тем же приказом Росстата N 470). Срок тот же - не позднее 4 марта 2013 года.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров населению и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, до 17 октября прошлого года должны были подать данные за 2012 год по форме N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле" (утв. приказом Росстата от 12.05.10 N 185). Поскольку эта форма не отменена Росстатом, то индивидуальным предпринимателям, попавшим в статистическую выборку, надо быть готовым к её представлению за 2013 год в тот же срок - 17 октября.
Порядок представления
Постановлением Правительства РФ от 18.08.08 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта (далее - положение N 620).
Для того чтобы первичные статистические данные и административные данные входили в число обязательных для представления в территориальные органы Росстата, они должны удовлетворять ряду условий, перечисленных в пункте 2 положения.
Собираемые в обязательном порядке данные должны быть обобщены Росстатом (его отделениями) и впоследствии включены в официальную статистическую информацию. То есть они должны в будущем стать частью данных, сведённых воедино с целью дать представление о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ (п. 3 ст. 2 закона N 282-ФЗ).
Указанные данные представляются в виде заполненных форм федерального статистического наблюдения. Они же, в свою очередь, должны быть утверждены в установленном порядке Росстатом, как и указания по их заполнению (п. 4 ст. 6 закона N 282-ФЗ).
Названные формы и указания по их заполнению должны быть доведены до респондентов, причём безвозмездно.
На практике территориальные отделения Росстата выдают необходимые формы по месту сдачи отчётности. Респонденты также могут найти формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на официальных сайтах территориальных управлений Росстата в сети интернет, которым вменена соответствующая обязанность. Размещены они и на сайте Росстата http://www.gks.ru/metod/forma.html.
Для статистической отчётности, как и для налоговой, предусмотрено несколько способов сдачи. Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами следующим образом (п. 10 положения N 620):
- сдана непосредственно или через представителей;
- направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
- передана по телекоммуникационным каналам связи.
Кстати, на бланках форм федерального статистического наблюдения теперь прямо указывается, что возможно их представление в электронном виде. Респонденты при такой форме представления должны иметь соответствующее программное обеспечение. Действующее же до выхода положения N 620 Положение о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (утв. постановлением Госкомстата России от 15.07.02 N 154) требовало ещё и согласования с территориальным органом Росстата.
При направлении форм почтой датой представления отчётности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче по телекоммуникационным каналам связи - дата отправки (п. 11 положения N 620). В последнем случае территориальный орган Росстата должен передать респонденту квитанцию о приёме в электронном виде (п. 12 положения N 620).
Ответственность за достоверность представляемой в органы Росстата информации несёт руководитель организации, её филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Эти же лица и подписывают формы статистической отчётности.
В то же время положение N 620 предлагает руководителю организации назначить должностное лицо, уполномоченное предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.
Если респондентом нарушены указания по заполнению первичных статистических данных либо в них допущены арифметические или логические ошибки, то они считаются недостоверными. Недостоверность в статистических данных может быть обнаружена самим респондентом, и тогда он направляет исправленные статистические данные. Если ошибку обнаружили в территориальном органе Росстата, он направляет респонденту письменное уведомление об этом. В таком случае исправленные данные надлежит представить по истечении трёх дней с момента получения уведомления. В приложенном сопроводительном письме приводятся обоснования внесения исправлений или необходимые пояснения.
Для территориальных органов Росстата также установлен трёхдневный срок для направления уведомления о недостоверности представленных статистических данных с момента их обнаружения. Но его несоблюдение и направление уведомления позднее трёхдневного срока не даёт респонденту права проигнорировать необходимость исправления.
Непредставление или несвоевременное представление респондентами территориальным органам Росстата первичных статистических данных или административных данных либо представление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечёт ответственность респондентов, предусмотренную законодательством РФ (п. 14 положения N 620).
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка её представления, а равно представление недостоверной статистической информации в силу статьи 13.19 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
Помимо упоминания о возможности наложения штрафных санкций по данной статье КоАП РФ на бланках форм федерального статистического наблюдения приводится ещё и статья 3 Закона РФ от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчётности". Данной нормой установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и объединений, представивших искажённые первичные статистические данные или нарушивших сроки представления отчётности, по возмещению в установленном порядке органам статистики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчётности. Несмотря на то что это положение установлено довольно давно, порядок его применения до настоящего времени не разработан. Поэтому на практике указанная норма не применяется.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 13.19 КоАП РФ, рассматривают территориальные органы Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ) в лице руководителей или их заместителей. При этом осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учёта и составлять протоколы об административных правонарушениях допускается служащим, замещающим должности начальника отдела и заместителя начальника отдела в территориальных органах Росстата и непосредственно выполняющим возложенные на них функции сбора статистической информации (п. 1 постановления Госкомстата России от 07.02.03 N 36).
В случае если в установленный срок не будет выполнено требование об исправлении недостоверной отчётности, в соответствии с пунктом 1 статьи 19.5 КоАП РФ территориальными органами Росстата может быть наложен штраф:
- на предпринимателей - от 300 до 500 руб.;
- должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трёх лет;
- юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Должностное лицо статистического органа в данной ситуации может также воспользоваться пунктом 1 статьи 19.4 КоАП РФ: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Это влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.
Кроме того, может быть применена статья 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде влечёт наложение административного штрафа:
- на предпринимателей - в размере от 100 до 300 руб.;
- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.
В. Малышко,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455