В частном жилом секторе имеются случаи, когда по данным Горводоканала в жилом доме прописано определенное количество человек, из которого исчисляются коммунальные платежи. Но при проверке контролерами Горводоканала (при получении копий домовых книг) выясняется, что с некоторого времени в данном жилом доме прописано большее количество граждан, чем было первоначально.
Имеет ли право Горводоканал доначислить платежи за всех прописанных в жилом доме лиц, или же для этого необходимо судебное решение? За какой период времени возможно произвести доначисление - за последние 3 года (срок исковой давности) или за последние 6 месяцев (как изменение условий договора)?
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Основание и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определены в ст. 155 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Более детально взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг регулируются правилами предоставления коммунальных услуг, которые также в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. "б" п. 19 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила N 307, приводятся в ред. до 1 сентября 2012 г.), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определялся для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307. Одним из показателей формулы расчета являлось количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме). При этом расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливался равным календарному месяцу (п. 14 Правил N 307). В то же время до 7 июня 2011 г. исполнителю коммунальных услуг было предоставлено право производить 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 (пп. "б" п. 19 Правил N 307). Согласно п. 27 Правил N 307 величина, полученная в результате такой корректировки размера платы за коммунальные услуги, учитывалась при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсировалась исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Отметим также, что положениями пп. "ж" п. 52 Правил N 307 на потребителя коммунальных услуг возлагалась обязанность информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. К изменению условий пользования коммунальными услугами можно отнести и изменение числа лиц, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении и потребляющих коммунальные услуги. Однако последствия неисполнения потребителем коммунальных услуг обязанности, предусмотренной пп. "ж" п. 52 Правил N 307, и меры ответственности, применяемые к такому потребителю, установлены не были. В частности, Правила N 307 не предусматривали такого основания для перерасчета (корректировки, изменения размера) платы за коммунальные услуги, как установление исполнителем коммунальных услуг факта проживания (регистрации) в жилом помещении в расчетном периоде большего количества лиц, чем то, из которого исчислялась плата. Исходя из буквального толкования Правил N 307 учет изменений оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты должен был быть постоянным, а полученные сведения сразу же учитываться при ежемесячном расчете платы за коммунальные услуги. Осуществление же исполнителем коммунальных услуг каких-либо действий, направленных на уточнение сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги, не предполагалось. Единственно возможным способом приведения размера платы в соответствии с фактическим потреблением в отсутствие индивидуальных приборов учета (в том числе в случае установления большего числа потребителей коммунальных услуг в расчетном периоде) оказывалось осуществление исполнителем корректировки размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения 1 раз в квартал (1 раз в год) в соответствии с пп. "б" п. 19 Правил N 307, которое допускалось до 7 июня 2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 Правила N 307 признаны утратившими силу и с 1 сентября 2012 г. не подлежащими применению, за исключением их п.п. 15-28 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и п.п. 1-4 приложения N 2 к указанным правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению). Тем же постановлением Правительства РФ были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила N 354), которые, вступив в силу с 1 сентября 2012 г., действуют в настоящее время.
Правила N 354 предусматривают, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (п. 42 Правил N 354). Одним из показателей формулы расчета является количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. При этом расчетный период для оплаты коммунальных услуг также устанавливается равным календарному месяцу (п. 37 Правил N 354). В то же время право исполнителя коммунальных услуг производить корректировку размера платы за коммунальные услуги, предусматривавшиеся пп. "б" п. 19 Правил N 307 (в ред. до 7 июня 2011 г.), исключено. Как разъяснило Министерство регионального развития РФ в письме от 4 октября 2011 г. N 27005-АП/14, выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, в настоящий момент не предусмотрено и, как следствие, незаконно. Очевидно, соответствующие разъяснения в полной мере распространяются и на начисление платежей за названные коммунальные услуги в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, поскольку пп. "б" п. 19 Правил N 307 (в ред. до 7 июня 2011 г.) касался случаев отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В отличие от Правил N 307, в ныне действующих Правилах N 354 прямо закреплена обязанность потребителя коммунальных услуг информировать исполнителя об изменении количества лиц, проживающих в жилом помещении. Так, в соответствии с пп. "з" п. 34 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета. Однако последствия неисполнения данной обязанности потребителем так же, как и в Правилах N 307, не установлены. Исходя из буквального толкования Правил N 354 учет изменений оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты должен быть постоянным, а полученные сведения сразу же учитываться при ежемесячном расчете платы за коммунальные услуги. Право исполнителя коммунальных услуг на совершение каких-либо действий, направленных на уточнение сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги, ныне действующими Правилами N 354 также не предусматривается.
В то же время отметим, что Правила N 354 упоминают возможность перерасчета, в том числе доначисления платы, в связи с установлением большего числа проживающих. Так, согласно пп. "ж" п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями. В соответствии с п. 56 Правил N 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с Правилами N 354 исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. В целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. Однако, во-первых, возможность такого перерасчета, в том числе доначисления платы, предусмотрена лишь в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями. При этом факт временного проживания таких потребителей и их количество в соответствии с Правилами N 354 устанавливается лишь на основании заявления собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, поступившего в адрес исполнителя (пп. "б" п. 57, п. 58 Правил N 354). Таким образом, речь не идет об установлении исполнителем большего числа проживающих на основании каких-либо иных документов (к примеру домовых книг). Во-вторых, возможность такого перерасчета Правилами N 354 не связывается с установлением большего числа постоянно проживающих потребителей. Кроме того, порядок такого перерасчета, а также сроки его проведения Правилами N 354 не установлены. На этом основании мы полагаем, что так же, как и Правила N 307, Правила N 354 не предусматривают такого основания для перерасчета (корректировки, изменения размера) платы за коммунальные услуги, как установление исполнителем коммунальных услуг (без заявления потребителя) факта проживания в жилом помещении в расчетном периоде большего количества лиц, чем то, из которого исчислялась плата.
Обращаем Ваше внимание на то, что при рассмотрении споров о начислениях платы за коммунальные услуги по нормам ранее действовавших Правил N 307 суды однозначно исходили из того, что перерасчет (корректировка, изменение размера) платы за коммунальные услуги допустим лишь по основаниям и в порядке, предусмотренных Правилами N 307. В случаях, не поименованных данным нормативным актом, перерасчет (корректировка, изменение размера) платы не может производиться и будет незаконным. В этой связи смотрите, например: решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 29 сентября 2011 г. по делу N 2-282/2011, ознакомиться с которым можно по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/2287368, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 г. N 19АП-4349/11, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2010 г. N 17АП-4320/2010, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2012 г. N 17АП-13544/11. Ныне действующие Правила N 354 прямо предусматривают, что исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном данными правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп. "г" п. 31 Правил N 354). Иными словами, в настоящее время перерасчет (корректировка, изменение размера) платы за коммунальные услуги допустим лишь по основаниям и в порядке, предусмотренных Правилами N 354. Ввиду непродолжительного действия Правил N 354, вступивших в силу только с 1 сентября 2012 г., привести судебную практику по соответствующему вопросу не представляется возможным.
Таким образом, поскольку Правила N 307 и Правила N 354 не предусматривают такого основания для перерасчета (корректировки, изменения размера) платы за коммунальные услуги, как установление исполнителем коммунальных услуг факта проживания в жилом помещении в расчетном периоде большего количества лиц, чем то, из которого исчислялась плата, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации исполнитель коммунальных услуг не вправе произвести дополнительное начисление платы за коммунальные услуги и во внесудебном порядке требовать от потребителей соответствующей оплаты (выставлять потребителям новые платежные документы за прошедший период). Однако, на наш взгляд, это не лишает исполнителя возможности обратиться за возмещением причиненных ему убытков (за взысканием с потребителей недополученных средств) в судебном порядке.
Так, согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Отметим, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По общему правилу гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает в случае установления факта причинения вреда в определенном размере, а также взаимосвязи между виновными неправомерными действиями (бездействием) лица, к которому заявлено соответствующее требование, и нанесенным ущербом. Таким образом, на исполнителя коммунальных услуг, обращающегося с исковым заявлением о возмещении убытков в виде недополученной платы за коммунальные услуги в связи с установлением факта проживания в жилом помещении в расчетном периоде большего количества лиц, чем то, из которого исчислялась плата, возлагаются обязанности по доказыванию:
- проживания в расчетном периоде в жилом помещении большего количества лиц, чем то количество потребителей, сведения о которых имелись у исполнителя;
- начисления платы за коммунальные услуги в расчетном периоде в меньшем размере, исходя из того количества потребителей, сведения о которых имелись у исполнителя (при том, что в жилом помещении отсутствовали индивидуальные приборы учета);
- размера ущерба в виде разницы между размером должного начисления (по фактическому количеству проживающих) и произведенного начисления (по имеющимся сведениям о проживающих);
- неисполнения (ненадлежащего исполнения) потребителем обязанности по извещению исполнителя о количестве проживающих, возложенной на него в соответствии с пп. "ж" п. 52 Правил N 307, пп. "з" п. 34 Правил N 354 (т.е. неправомерности поведения причинителя вреда);
- вины потребителя в неисполнении (ненадлежащем исполнении) названной обязанности;
- невозможности установления исполнителем числа потребителей коммунальных услуг и, соответственно, должного начисления платы без получения сведений о проживающих от потребителей (т.е. взаимосвязи между поведением причинителя вреда и нанесенным ущербом).
Относительно сроков исковой давности в данном случае следует отметить, что согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года и начинает свое течение со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). При этом истечение срока исковой давности само по себе не прекращает обязательство по оплате коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг только лишается возможности защитить свое нарушенное право в суде. Так, в соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
К сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики по рассмотренному вопросу нам в подтверждение или опровержение своих доводов найти не удалось. Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов власти, в том числе судов. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство регионального развития РФ, уполномоченное на разъяснение применения Правил N 307 и Правил N 354 (п. 6 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, п. 3 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
17 января 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.