Как "упрощенцам" сформировать входящие данные бухгалтерского учета, который они обязаны вести с 2013 года
Начиная с этого года компании, применяющие "упрощенку", кроме организаций малого бизнеса, обязаны в полном объеме вести бухучет. В связи с этим "упрощенцам" придется сформировать начальные остатки по бухгалтерским счетам. Основными методами являются проведение инвентаризации, анализ первичных документов, сверка с контрагентами.
С 1 января 2013 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме (Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). До этого момента "упрощенцы" должны были вести бухучет только в отношении основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ, далее - Закон N 129-ФЗ).
При этом предприниматели на "упрощенке" по-прежнему освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет (п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Такие налогоплательщики только заполняют книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ, письма Минфина России от 26.07.12 N 03-11-11/221 и от 08.08.12 N 03-11-11/233).
Еще один нюанс - сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект N 174312-6, который предлагает в том числе отменить обязанность по ведению бухгалтерского учета "упрощенцами". На момент подписания номера в печать не прошло еще ни одного чтения. Но поскольку эти поправки будут выгодны компаниям, то при принятии этого закона его действие могут распространить и на прошлые периоды. Поэтому не факт, что за 2013 год "упрощенцам" придется сдавать бухгалтерскую отчетность.
Однако пока обязанность по ведению бухучета вводится с 2013 года. И обязав "упрощенцев" в полном объеме вести бухучет, ни основной бухгалтерский Закон N 402-ФЗ, ни Минфин России не разъясняют, каким образом такие налогоплательщики должны сформировать входящие данные по счетам. Следовательно, "упрощенец" вправе выбрать такой метод по своему усмотрению. Главное здесь - обосновать достоверность своей методики и документально подтвердить полученные числовые показатели.
Начальные показатели бухучета удобнее формировать на основании результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Одним из способов формирования начальных показателей является проведение инвентаризации. Для этого компании могут воспользоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, далее - Указания по проведению инвентаризации). Тем более что организации, уплачивающие "упрощенный" налог, как и компании на общем режиме, ведущие бухгалтерский учет, теперь обязаны соблюдать положения этого документа.
В целях обоснования входящих бухгалтерских показателей, сформированных с помощью инвентаризации, "упрощенцам" безопаснее раскрыть такую методику в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Плюс к этому обоснованию приложить инвентаризационные описи в отношении каждого из объектов учета. Формы таких документов утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88.
Перед проведением инвентаризации создается специальная комиссия. В состав такой комиссии обычно включаются руководитель компании, главный бухгалтер и другие специалисты, имеющие непосредственное отношение к тем объектам учета, которые инвентаризируются (например, инженеры, экономисты, технологи и т.п.). Для достоверности подсчетов входящих остатков компания также может привлечь независимого аудитора. Состав инвентаризационной комиссии закрепляется в приказе руководителя организации (п. 2 Указаний по проведению инвентаризации).
Данные по счетам 07 "стоимость оборудования к установке" и 08 "вложения во внеоборотные активы" определяются на основании первичных документов. Для восстановления входящих остатков по этим счетам компании целесообразно обратиться к первичным документам, которые сопровождали приобретение таких объектов.
К примеру, в 2012 году компания приобрела оборудование, которое к настоящему моменту все еще не введено в эксплуатацию. Такой объект "упрощенец" отражает на счете 08 по стоимости затрат на его приобретение (План счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), которая указана в договоре или иных первичных документах (товарная накладная, акт выполненных работ).
Если по какой-либо причине у компании не сохранились документы, подтверждающие приобретение объекта, то целесообразно запросить их у контрагентов.
Остатки по счетам бухучета, на которых формируются сведения о товарно-материальных ценностях, удастся сформировать путем подсчета, взвешивания, обмера. Такие способы позволят определить количественные показатели по счетам 10 "Материалы", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 20 "Основное производство" в части незавершенного производства.
Стоимость товарно-материальных ценностей можно определить по данным соответствующих первичных документов, подтверждающих их приобретение. В результате компания получит входящие остатки по данным счетам бухгалтерского учета.
При этом согласно пункту 2.7 Указаний по проведению инвентаризации руководитель организации должен создать необходимые условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества. В частности, обеспечить инвентаризационную комиссию рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым оборудованием, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т.п.
Для формирования данных по счетам бухучета, на которых отражаются данные о движении денежных средств, понадобятся банковские документы. Так, при определении начальных остатков по счету 51 "Расчетный счет" будет достаточно выписки банка. Остаток по счету 50 "Касса" формируется по данным кассовой книги. А входящие сведения по счету 57 "Переводы в пути" определяются по квитанциям банка или почтового отделения, а также копиям сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.
Остатки по счетам расчетов с контрагентами определяются путем анализа хозяйственных договоров, первичных и банковских документов. Формирование начальных остатков по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" осуществляется путем тщательного анализа всех имеющихся у компании хозяйственных договоров, выписок банка, платежных поручений, актов приема-передачи материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг, товарных накладных.
С помощью таких документов "упрощенцу" удастся определить величину дебиторской и кредиторской задолженности. После этого целесообразно провести сверку взаимных расчетов с контрагентами, оформив соответствующие акты и направив их на подпись. Это позволит подтвердить достоверность начальных остатков.
Для формирования остатков по налоговым счетам целесообразно провести сверку расчетов с налоговыми органами и социальными фондами. Несмотря на то что до 2013 года "упрощенцы" не обязаны были вести бухгалтерский учет расчетов с бюджетом, данные по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" можно восстановить путем анализа сведений, содержащихся в налоговой отчетности и отчетности, представляемой в социальные фонды.
Кроме того, компания, уплачивающая "упрощенный" налог, может провести совместную сверку расчетов с контролирующими органами. Порядок проведения сверки регулируется Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным приказом ФНС России от 09.09.05 N САЭ-3-01/444@.
Согласно пункту 3 этого Регламента срок проведения сверки не должен превышать 10 рабочих дней (а в случае выявления каких-либо расхождений -15 дней). По результатам сверки составляется акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 20.08.07 N ММ-3-25/494@, который подписывается инспектором и налогоплательщиком (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Входящие данные по счету 97 "расходы будущих периодов" формируются на основании соответствующих документов. Из имеющихся у компании документов, подтверждающих осуществление расходов будущих периодов, инвентаризационная комиссия устанавливает их стоимостное выражение. Такими документами могут быть, в частности, акт выполненных работ или счет на оплату страховой премии по договору ОСАГО.
При этом полученная сумма относится на издержки производства и обращения в течение документально обоснованного срока (п. 3.35 Указаний по проведению инвентаризации).
Примечание. Методику восстановления начальных остатков целесообразно прописать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
При инвентаризации финансовых вложений и заемных средств анализируются документы, подтверждающие приобретение ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, а также выданные займы. Такой порядок формирования начального остатка по счету 58 "Финансовые вложения" предусмотрен пунктом 3.9 Указаний по проведению инвентаризации. При этом инвентаризация ценных бумаг проводится по каждому эмитенту с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости ценной бумаги, сроков гашения и общей суммы.
Те компании, ценные бумаги которых сданы на хранение в специальные организации (депозитарии), могут подтвердить остаток по счету 58 путем запроса соответствующих выписок с депозитарного счета (п. 3.13 Указаний по проведению инвентаризации).
Начальные остатки по финансовым вложениям в уставные капиталы других организаций, а также выданных займов компания вправе подтвердить соответствующими документами - уставами компаний-эмитентов, договорами займа и т.п. Исходя из пункта 3.14 Указаний по проведению инвентаризации, для подтверждения бухгалтерской стоимости данных активов таких документов будет достаточно.
Аналогичным образом формируется начальное сальдо по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" - анализируются соответствующие договоры займа или кредита, выписки по счету и платежные поручения.
Субъекты малого предпринимательства вправе вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке
Начиная с 1 января 2013 года организации малого бизнеса также обязаны вести бухгалтерский учет, но упрощенным способом (п. 3 ст. 20, подп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", см. также врезку слева).
Справка. Какие налогоплательщики относятся к субъектам малого бизнеса
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые соответствуют следующим критериям:
- суммарная доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет не более 100 человек включительно;
- выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 22.07.08 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Минфин России в информационном письме от 01.11.12 N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" указал, что организации малого бизнеса при ведении бухгалтерского учета в упрощенном порядке вправе, в частности:
- сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;
- утвердить упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема операций это может быть простая форма бухгалтерского учета, предполагающая регистрацию всех хозяйственных операций только в книге или журнале учета фактов осуществления хозяйственной деятельности;
- использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
- не проводить переоценку основных средств, нематериальных активов и не отражать обесценение нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета;
- не отражать в бухгалтерском учете оценочные обязательства, условные обязательства и активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств, производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание);
- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости реализованной продукции полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
- признавать все расходы по займам как прочие, вне зависимости от того, на какой срок такой заем получен. То есть не соблюдая положение пункта 7 ПБУ 15/08 о том, что долгосрочные займы увеличивают стоимость инвестиционных активов.
Бухгалтерскую отчетность представители малого бизнеса могут формировать в упрощенном порядке
Согласно пункту 6 приказа Минфина России от 02.07.10 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" субъекты малого предпринимательства обязаны составлять бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, в которых сведения указываются по группам статей, то есть без детализации показателей по статьям (письмо Минфина России от 23.10.12 N 03-11-09/80).
При этом в приложениях к таким формам отчетности компания вправе отображать только наиболее важную информацию, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Формировать остальные формы бухгалтерской отчетности субъектам малого предпринимательства не обязательно (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, письмо Минфина России от 03.04.12 N 03-02-07/1-80).
Так, в информационном сообщении от 01.11.12 N ПЗ-3/2012 Минфин России уточнил, что субъекты малого предпринимательства вправе:
- составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде по разработанным упрощенным формам, разбивая показатели по группам статей без детализации;
- раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации (например, не раскрывать информацию о связанных сторонах, по прекращаемой деятельности, по сегментам и пр.);
- не раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах согласно ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль";
- отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно;
- исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, которые выявлены уже после утверждения бухгалтерской отчетности за текущий год, и включать прибыль или убыток, возникший в результате такого исправления, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Примечание. Субъекты малого предпринимательства вправе не раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах.
Приказ по учетной политике для целей бухгалтерского учета безопаснее Утвердить 1 января 2013 года
Согласно пункту 3 ПБУ 1/08 "Учетная политика организаций" все организации обязаны формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета. Новые бухгалтерские правила не содержат каких-либо исключений, в соответствии с которыми компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождались бы от необходимости формировать учетную политику (ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Следовательно, на них распространяются общие требования.
В учетной политике компаниям необходимо закрепить рабочий план счетов, формы отчетности, форму ведения бухгалтерского учета, методы и варианты учета фактов хозяйственной жизни, активов, обязательств, доходов и расходов и пр.
В общем случае учетная политика должна быть утверждена до начала отчетного года, то есть не позднее 31 декабря 2012 года. Однако на эту дату Закон N 402-ФЗ еще не вступит в силу, поэтому его применять нельзя.
Однако в ПБУ 1/08 есть еще одна норма, согласно которой вновь созданная организация должна утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета в течение 90 дней со дня своей регистрации (п. 9 ПБУ 1/08)*(1). Каких дней (рабочих или календарных), не указано, однако контролирующие органы обычно исчисляют такие сроки в календарных днях. Логично предположить, что эти 90 дней можно применить и к "упрощенцам". Ведь до 1 января 2013 года обязанности вести бухучет у них нет, а 1 января вести его в полном объеме за один день невозможно.
Но официальные разъяснения по этому поводу в настоящее время отсутствуют. Вполне возможно, что "упрощенец" может разрабатывать учетную политику в течение трех месяцев, однако утвердить ее безопаснее 1 января 2013 года.
Е.С. Баширова,
ведущий юрист налоговой практики юридической компании Sameta
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Составить учетную политику для целей бухгалтерского учета, исчисления налога на прибыль и НДС можно при помощи Конструктора учетной политики, представленного на электронной версии сайта журнала РНК - e.rnk.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99