Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 20 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19535
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, могут применять систему налогообложения в виде ЕНВД при соблюдении определенных условий. Одними из таких условий являются оказание услуг с помощью транспортных средств численностью не более 20 автомобилей и обладание указанным транспортом на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).
Определение количества транспортных средств
В опубликованном письме ФНС России подчеркнула, что применение системы налогообложения в виде ЕНВД связано не с эксплуатацией упомянутого автотранспорта, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на него. Определяющим критерием для перевода на спецрежим является количество транспортных средств, изначально находящихся у налогоплательщика в наличии.
При решении вопроса о возможности перехода (перевода) организаций (индивидуальных предпринимателей) на систему налогообложения в виде ЕНВД учитываются автобусы, легковые и грузовые автомобили, принадлежащие им на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения). Причем не имеет значение эксплуатационное состояние этих автотранспортных средств и характер их использования налогоплательщиком. То есть могут учитываться автобусы и автомобили, находящиеся в ремонте на консервации, простаивающие, и т.п., а также используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта.
Не учитываются в таком случае автотранспортные средства, переданные в пользование другим организациям или индивидуальным предпринимателям во временное владение и пользование или во временное пользование по договорам аренды, заключаемым в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ.
Разные позиции финансового министерства
В письме от 23.10.2012 N 03-11-09/79 Минфин России заключил, что в целях перехода на систему ЕНВД учитываются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.). Характер их использования налогоплательщиком (например, используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта) также не влияет на переход на ЕНВД.
Раньше в отношении последнего пункта специалисты финансового министерства высказывали несколько иное мнение.
Например, согласно письму Минфина России от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108 под количеством имеющихся на праве собственности транспортных средств необходимо понимать количество автотранспорта (не более 20 единиц), который предназначен для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов и находится у налогоплательщиков в целях осуществления данной предпринимательской деятельности на балансе. Причем в число автотранспортных средств, имеющихся на балансе, включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, то есть как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся в ремонте в течение налогового периода. В число автотранспортных средств не входят транспортные средства, переданные в аренду сторонней организации. А также транспорт, имеющийся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве, и который используется в целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта).
В письмах Минфина России от 10.10.2012 N 03-11-11/302, от 09.10.2012 N 03-11-11/294, от 20.09.2012 N 03-11-09/74 также указано, что под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения, распоряжения) транспортных средств необходимо понимать количество автотранспорта, предназначенного для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов. При этом учитываются все транспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния.
Как видим, Минфин России относительно учета автобусов и автомобилей в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД в письме от 23.10.2012 N 03-11-09/79 несколько изменил свое мнение. Согласно ему, характер использования автотранспорта налогоплательщиком не имеет значения при определении предельного числа транспортных средств. Из чего следует, что при установлении наличия права на уплату ЕНВД учету подлежит также транспорт, который не используется непосредственно для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Отметим, что такая позиция не выгодна перевозящим пассажиров и грузы налогоплательщикам, которые заинтересованы в применении спецрежима.
А.А. Соловьев,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.