Что вы знаете о ТСМП?
Ответ на этот вопрос могут дать представители транспортных компаний, занимающихся международными перевозками товаров, пассажиров и багажа. В своей деятельности они используют транспортные средства международных перевозок (ТСМП). Мы предлагаем ознакомиться с особенностями регулирования использования таких ТС. Полагаем, эта небольшая заметка будет небезынтересна для наших читателей.
Основы регулирования
В национальном законодательстве "первоисточником" использования термина "ТСМП" можно считать гл. 44 Закона о таможенном регулировании в РФ*(1). В ней дается отсылочная норма на международное соглашение - Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), который имеет приоритет по сравнению с внутренними нормативными актами государства - члена Таможенного союза. Выделим основные положения ТК ТС, касающиеся ТСМП. В первую очередь, данным нормативным актом регулируется перемещение ТС при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа, что включает в себя главным образом временный ввоз и вывоз ТСМП.
В отличие от "обычных" авто ТСМП, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, не облагаются таможенными пошлинами, налогами и имеют статус иностранных товаров. Временный ввоз ТСМП завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза или помещением под таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита. Если это не сделано, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, взимаемых с ТС, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот. Нелишне заметить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на разрешение вопросов соблюдения порядка перемещения товаров и ТСМП через таможенную границу Таможенного союза, является ФТС (Письмо Минфина РФ от 16.07.2012 N 03-07-08/181).
Порядок перемещения ТСМП подразумевает их остановку и стоянку в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций (п. 1 ст. 341 ТК ТС). Для автомобильного транспорта продолжительность стоянки в общем случае не должна превышать трех часов. Отправление ТСМП из мест их стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу производится после завершения таможенных операций с перевозимыми товарами. Сами ТС подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенные процедуры (п. 4 ст. 341 ТК ТС).
Декларирование ТСМП
В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза. Таможенников интересуют сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТС и наименовании запасных частей и оборудования, перемещаемых для ремонта или эксплуатации ТС. Если чего-то не хватает, то таможенное декларирование ТСМП проводится путем представления таможенной декларации установленной формы. Стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации (п. 2 ст. 350 ТК ТС)*(2). Последняя регистрируется и проверяется на таможне. По результатам оформляется временный ввоз или временный вывоз ТС международной перевозки путем проставления в таможенной декларации на ТС отметок установленной формы. Инструкция о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых ТСМП утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 511.
Временный ввоз и вывоз
В ТК ТС в отношении каждой процедуры установлены условия, сроки временного ввоза (вывоза) ТСМП и операции, которые могут с ними производиться. Кратко изложим эту информацию в виде таблицы.
Временно ввезенные ТСМП | Временно вывезенные ТСМП |
Условия для применения преференций | |
Без уплаты таможенных пошлин и сборов разрешен временный ввоз ТСМП, зарегистрированных в иностранном государстве и используемых для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров, багажа на территории таможенного союза либо за ее пределами* | Без уплаты вывозных таможенных пошлин допускается временный вывоз ТСМП при условии, что это ТС является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства - члена таможенного союза за лицом государства - члена таможенного союза** |
Сроки таможенных процедур | |
Временно ввезенные ТСМП должны быть вывезены после завершения перевозки | Сроки временного вывоза транспортных средств международной перевозки не ограничиваются |
Операции, которые могут производиться с ТС | |
Техническое обслуживание или ремонт, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию таможенного союза либо нахождении на указанной территории | - техническое обслуживание и (или) текущий ремонт; - безвозмездный (гарантийный) ремонт; - капитальный ремонт и восстановление ТС*** |
* Не допускается на таможенной территории таможенного союза использование временно ввезенных ТСМП для внутренней перевозки (по таможенной территории таможенного союза), передача ТСМП иным лицам, в том числе в аренду и субаренду. ** Допускаются временный вывоз ТС и обратный ввоз ранее ввезенных на территорию таможенного союза согласно процедуре временного ввоза (допуска), а также иных ТС, являющихся условно выпущенными товарами (п. 5 ст. 279, п. 4 ст. 345 ТК ТС). *** Операции по ремонту и (или) другие операции в отношении временно вывезенных ТСМП допускаются при условии помещения их под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В противном случае при обратном ввозе отремонтированных ТСМП будут на общих основаниях уплачиваться таможенные пошлины и налоги. |
Скажем несколько слов о запчастях к ТС. Их временный ввоз (вывоз) освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного и технического регулирования при условии, что запасные части и оборудование предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации ТСМП. На такие же преференции можно рассчитывать в отношении временно ввозимого с ТСМП специального оборудования, предназначенного для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов или обслуживания пассажиров и (или) багажа, перемещаемых ТС, независимо от того, может оно использоваться отдельно от ТСМП или нет. Проще говоря, на запасные части и оборудование ТС распространяются преференции, установленные для самих ТСМП.
Отметим: ввоз на таможенную территорию таможенного союза замененных частей и оборудования допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках таможенной процедуры реимпорта. При этом законодательством государств - членов таможенного союза могут быть определены иные особенности ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с такой территории запасных частей и оборудования, снятых для замены в процессе его эксплуатации ТСМП (ст. 349 ТК ТС).
От чего предостерегают чиновники?
Как показывает практика, имеют место случаи неправомерного использования ТСМП во внутренней перевозке товаров, не допускаемого п. 2 ст. 344 ТК ТС. В связи с этим в Письме от 03.10.2012 N 01-11/49333 таможенники напоминают, что ТСМП подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенную процедуру и с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении ряда условий. А именно временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза ТСМП должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 ТК ТС, если иное не установлено международными договорами. В силу п. 3 ст. 344 ТК ТС использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (во внутренней перевозке по таможенной территории Таможенного союза), допускается при условии помещения этих ТСМП под таможенные процедуры. В противном случае таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в общем порядке.
При обнаружении в ходе таможенного контроля в отношении временно ввезенных ТСМП случаев их использования во внутренних перевозках лица, совершившие указанные действия, подлежат административному наказанию. После исполнения административного наказания ТС может рассматриваться в качестве ТСМП для его вывоза с таможенной территории Таможенного союза либо должно быть помещено под таможенную процедуру, предусматривающую дальнейшее нахождение ТС на таможенной территории Таможенного союза. В целях профилактики описанного нарушения таможенникам на местах предписано принимать дополнительные меры по информированию лиц, осуществляющих временный ввоз ТСМП, о порядке совершения операций с такими ТС.
Однако в любом правиле есть исключения. Обратимся к международному Соглашению об особенностях использования ТСМП для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза*(3). В нем сказано, что допускается использовать ТСМП, если внутренняя перевозка осуществляется*(4):
- после завершения международной перевозки, для выполнения которой ТСМП было ввезено на территорию государства - члена таможенного союза;
- при следовании ТСМП под загрузку для последующего вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;
- при следовании порожнего ТСМП через таможенную территорию таможенного союза.
Во всех иных случаях использование ТСМП для внутренней перевозки грузов не допускается. Например, если ТС зарегистрированное в Германии, то оно не может быть задействовано во внутренней перевозке груза из Российской Федерации в Республику Казахстан. Правомерный, основанный на законе запрет государственных органов на использование конкретного транспортного средства на территории Таможенного союза, не вызванный какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, не может расцениваться как причина освобождения стороны от исполнения обязательств по договору. Поэтому, в частности, профессиональный экспедитор обязан знать предъявляемые действующим законодательством требования к ТС при осуществлении перевозок по территории Таможенного союза. Организуя перевозку, именно экспедитор несет ответственность перед клиентом за исполнение всеми участниками (в том числе перевозчиками) своих обязанностей. Поэтому за задержку ТСМП на таможне отвечать тоже экспедитору (Постановление ФАС МО от 13.02.2012 N А40-32502/11-61-264). Если же клиент работает напрямую с перевозчиками, им нужно быть в курсе особенностей использования ТСМП в перевозках внутри таможенного союза.
Об ответственности
За незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) ТС международной перевозки ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В частности, нарушение порядка прибытия (убытия) ТС международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза карается штрафом. Для граждан и юридических лиц он определяется в размере от 1/2 до трехкратного размера стоимости товаров и (или) ТС, явившихся предметами административного правонарушения (с конфискацией или без таковой). Санкции для должностных лиц составляют от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Предприниматели-нарушители несут такую же ответственность, как юридические лица. Согласитесь, санкции за нарушение требований ТК ТС достаточно существенны, при этом накладываются они независимо от того, что перевозчик-нарушитель может лишиться преференций и уплатить таможенные пошлины.
* * *
Как видим, эксплуатация ТСМП имеет ряд нюансов, о которых бухгалтеру следует иметь представление и не удивляться, если при неблагоприятном стечении обстоятельств у организации появятся дополнительные обязательства по таможенным платежам и штрафам. А чтобы таких неприятных сюрпризов не возникало, советуем перевозчикам эксплуатировать ТСМП с соблюдением изложенных в статье норм законодательства.
А.В. Панкратова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-Ф3.
*(2) Если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с ТС международной перевозки, то допускается заявление сведений о них в таможенной декларации на ТС.
*(3) Ратифицировано Федеральным законом от 05.04.2011 N 58-ФЗ.
*(4) Законодательством государства - члена таможенного союза могут устанавливаться ограничения по количеству раз использования ТСМП для внутренних перевозок по его территории (но не менее одной перевозки).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"