Учет телефонных звонков сотрудников
Компания вправе сама выбрать, каким образом возместить сотрудникам расходы на мобильную связь. Например, она может выплатить компенсацию за звонки и использование личного телефона в служебных целях. Другой вариант - фирма сама покупает и выдает работникам телефоны и SIM-карты. Расскажем о тонкостях учета расходов в обоих случаях.
Часто работа некоторых специалистов компании (менеджеры, специалисты отдела кадров и др.) требует значительную часть времени общаться по телефону. Руководство в такой ситуации может либо компенсировать расходы на телефонную связь и износ личных мобильных телефонов работников, либо самостоятельно приобрести служебные аппараты и SIM-карты.
Выбор того или иного варианта зависит от материальных возможностей и размера компании. С точки зрения бухгалтерского учета как в первой, так и во второй ситуации возникают некоторые нюансы, которые будут рассмотрены в статье.
Учет компенсаций за использование в служебных целях личного телефона работника
Часто, по согласованию сторон, работник компании использует личный телефон. Рассмотрим ситуацию, когда работодатель компенсирует работнику износ телефона, при этом работник использует корпоративную SIM-карту. При пользовании личным мобильным телефоном сотрудник имеет право совершать с помощью корпоративной SIM-карты звонки и служебного, и личного характера.
Компенсация использования личного мобильного телефона отлична от оплаты счетов работников за мобильную связь. То есть, на основании детализированного счета работодатель обязан оплатить расходы мобильной связи сотрудника по работе (за исключением личных звонков) и дополнительно предоставить сумму компенсации.
Пример
Расчет компенсации за использование работником личного мобильного телефона.
Ситуация А
Стоимость личного мобильного телефона сотрудника составляет 5000 руб. Данная цифра подтверждена чеком. Телефон куплен 1 месяц назад и находится в отличном состоянии. В течение месяца работник совершает звонков производственного характера на сумму 1000 руб. (было совершено 100 служебных звонков). По согласованию с сотрудником руководство, учитывая вышеизложенные факторы, установило ежемесячные компенсационные выплаты за износ телефона в размере 300 руб. (то есть из расчета 3 руб. за один звонок производственного характера).
Ситуация Б
Стоимость личного мобильного телефона работника составляет 50 000 руб. Данная цифра подтверждена чеком. Телефон куплен 1 месяц назад и находится в отличном состоянии. По решению руководства компенсационные выплаты будут основаны на расчете амортизационных отчислений по телефону. Подобные телефонные аппараты, согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, относят к третьей амортизационной группе. Предположим, что учетной политикой компании закреплен срок полезного использования основных средств третьей амортизационной группы 40 месяцев. Рассчитаем норму амортизационных отчислений за месяц:
1: 40 = 0,025 x 100 = 2,5%.
Амортизационные отчисления за месяц составят:
50 000 руб. x 2,5% = 1250 руб.
Каждый месяц сотруднику полагается компенсационная выплата в размере 1250 руб. Отражение в учете:
- 1250 руб. - начислена компенсация работнику за использование личного мобильного телефона в служебных целях.
Размер компенсации устанавливается соглашением сторон, которое должно быть выражено в письменной форме (см. с. 82).
Соглашение с работником о компенсации
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Открытое акционерное общество "Фантазия"
Соглашение N (фрагмент)
Об использовании личного имущества работника в интересах работодателя
г. Москва | "____" __________ 20_______ г. |
Открытое акционерное общество "Фантазия", именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице генерального директора Морозова Федора Ильича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и главный бухгалтер открытого акционерного общества "Фантазия" Иванов Иван Михайлович, именуемый в дальнейшем "Работник", с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:
1. Работник имеет в собственности мобильный телефон, который применяет в интересах Работодателя. Имущество имеет следующие характеристики:
Модель Sharp SH-04B Q-pot
Размеры: габариты: 109 х 50 х 16,3
В комплекте:
Мобильный телефон
- Аккумулятор Li-Ion 800 mAh
- Software CD
- Оригинальный ремешок для телефона
- Гипер-SIM (для разблокировки телефона)
Стоимость: 50 000 рублей
Чек прилагается. Мобильный телефон находился в использовании 1 месяц.
2. Работнику представляется служебная SIM-карта телефона. Служебные телефонные звонки оплачиваются работодателем.
3. Работодатель гарантирует, что имущество Работника не будет передано третьим лицам.
4. Работодатель выплачивает Работнику компенсацию за износ личного имущества Работника. Компенсация выплачивается в сумме 1250 рублей в месяц на основе расчета. Расчет основан на сумме ежемесячных амортизационных отчислений на мобильный телефон. Расчет прилагается.
5. Выплата компенсационных отчислений производится 5-го числа каждого месяца в течение 40 месяцев (согласно учетной политике организации).
6. Стороны претензий друг к другу по поводу размера компенсации не имеют.
Реквизиты сторон:
Работодатель: Работник:
Юридический адрес __________ Адрес места жительства ______________
____________________________ Паспорт (или иной документ, удостове-
____________________________ ряющий личность) _____ Серия ________
ИНН ________________________ Номер _________ Кем выдан ___________
Дата выдачи: ________________________
Морозов Ф.И.________________ Иванов И.М. _________________________
(подпись) (подпись)
М.П.
Основные факторы, влияющие на размер компенсации - это текущая рыночная ситуация, уровень инфляции и примерное количество звонков, совершаемых работником в служебных целях, покупная стоимость мобильного телефона, расчет амортизации телефона (если его стоимость превышает 40 тыс. руб.).
Лучше прописать конкретную сумму возмещения сразу, а не указывать "плавающую" сумму из месяца в месяц, так как конкретная сумма позволит признать совершаемые расходы в целях налогообложения прибыли. Необходимость компенсации и связанный с ней учет регламентирован рядом нормативно-правовых актов (см. рис. на с. 82). В трудовом договоре с сотрудником можно прописать: "При использовании личного мобильного телефона Работодатель обязан выплачивать Работнику компенсацию за износ устройства. Ее размер устанавливается соглашением сторон и приказом руководителя организации".
Нормативно-правовые акты, регулирующие учет компенсационных выплат
ст. 188 ТК РФ постановление ФАС ПО письмо Минфина России ПБУ 10/99 "Расходы
"Возмещение расходов от 09.04.2008 России от 19.01.2009 организации",
при использовании N А57-11527/06 N 03-03-07/2 утвержденное
личного имущества ---------------\ /--------------------- приказом Минфина
работника" | | России
---------\ | | от 06.05.1999 N 33н
| /----------------------\ /-------------------
\---------------------| Основные нормативно- |------------------/
| правовые акты, посвя-|
письма УФНС России | щенные начислению |
по г. Москве от 18.01.2008 | и последующему учету | п. 3 ст. 217 НК РФ,
N 21-18/44-1, от 09.02.2005 | компенсации работнику| п. 1 ст. 210 НК РФ,
N 20-12/8153. | при использовании |-\ ст. 212 НК РФ
| личного имущества | \--------------------------------
\----------------------/
--------------------------------------------------------------------------------
п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
В соответствии с ПБУ 10/99 *(1) компенсация работнику за использование служебного телефона является расходом по обычным видам деятельности. По усмотрению работодателя возмещение затрат на оплату мобильной связи (с последующей выплатой компенсации за использование личного мобильного телефона) может быть организовано двумя способами:
1. Работодатель оплачивает все расходы сотрудника на мобильную связь (включая расходы на личные звонки) за месяц, в последующем удерживает из заработной платы работника стоимость личных звонков.
2. Работодатель оплачивает только стоимость служебных разговоров (на основе анализа детализированных счетов) сотрудника и выплачивает ему компенсацию.
На практике чаще всего применяется первый способ. В любом случае, анализировать личные и служебные звонки сотрудника работодателю придется. Так, самый первый момент, на который нужно обратить внимание, - это звонки в рабочее и во внерабочее время. Следует помнить, что при применении первого способа с работника следует взять письменное согласие на удержание денежных сумм по личным телефонным разговорам из заработной платы. Причем, если сумма личных переговоров превышает средний заработок работника, из заработной платы эту сумму лучше не возмещать, а обратиться в суд.
Пример
Главный бухгалтер компании "Энергия" Иванова Т.Ю. работает в удаленном доступе. Для осуществления служебных разговоров Иванова Т.Ю. использует личный мобильный телефон. Работодатель компенсирует сотруднице оплату мобильной связи и предоставляет компенсацию на износ (амортизацию) мобильного телефона в размере 500 руб. в месяц, по согласованию сторон. Отразим операции в учете.
Способ 1
- 4000 руб. - стоимость служебных разговоров в течение месяца отнесена на расходы (на основании детализированных счетов от оператора связи);
Дебет 73 субсчет 3 "Расчеты по использованию личного имущества сотрудника" (далее - 73.3) Кредит 60
- 2000 руб. - отражена стоимость личных разговоров сотрудницы;
- 6000 руб. - произведена оплата счета на стоимость служебных и личных разговоров сотрудницы;
- 2000 руб. - удержана из заработной платы стоимость личных разговоров сотрудницы (за минусом компенсации за использование личного мобильного телефона);
- 500 руб. - отражена компенсация за использование личного мобильного телефона сотрудницы.
Способ 2
- 4000 руб. - стоимость служебных разговоров в течение месяца отнесена на расходы (на основании детализированных счетов от оператора связи);
- 4000 руб. - произведена оплата счета на стоимость служебных разговоров сотрудницы;
- 500 руб. - отражена компенсация за использование личного мобильного телефона сотрудницы;
- 500 руб. - выдана компенсация за использование личного мобильного телефона.
Что касается налогового учета, то здесь важно правильно документально оформить операцию. Так, включить расходы в базу по налогу на прибыль можно только при наличии подтверждающих служебные разговоры детализированных счетов. НДФЛ на компенсацию работнику не начисляют, при наличии все тех же детализированных счетов, соглашения между работником и работодателем о размере компенсационных выплат (причем они не должны быть "очень большими", может возникнуть необходимость их обосновать), а также документов, подтверждающих право собственности сотрудника на телефон. При наличии этих документов также не начисляют и страховые взносы. Перечень необходимых документов указан в письмах контролирующих ведомств*(2).
Иногда сотруднику приходится очень много разговаривать по служебным вопросам в течение дня. Выходом из положения могут служить безлимитные тарифы от различных сотовых операторов. В случаях, когда количество звонков всегда разное и не очень большое, безлимитные корпоративные тарифы невыгодны. Что касается бухгалтерского учета таких тарифов - все предельно просто. Заключается договор с оператором на конкретных сотрудников. В детализации счетов нет необходимости, так как подтверждением служебных разговоров будет являться сам договор.
Работник также может использовать для служебных целей собственную SIM-карту. Работодатель на основании детализации счетов может возместить сотруднику и оплату служебной связи, и износ телефона. Но признать такие расходы при УСН будет очень сложно. Поэтому лучше потратить некоторое время и оформить корпоративную SIM-карту.
Сотрудник может заключить с работодателем договор аренды мобильного телефона. Работодатель будет обязан выплачивать за телефон арендную плату. Такая плата уменьшает налоговую базу при упрощенной системе налогообложения*(3). При этом налог на доходы физических лиц уплачивать придется, страховыми взносами сумма арендных платежей не облагается*(4). Однако сами сотрудники редко соглашаются на договор аренды личного телефона, предпочитая соглашение о выплате компенсации. Причина проста - при договоре аренды личным телефоном работника имеет право пользоваться и любой другой работник компании.
Оформление приказа о выплате работнику компенсации за использование личного мобильного телефона
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Открытое акционерное общество "Фантазия"
Приказ N ____
О назначении компенсационных выплат за использование личного мобильного телефона в служебных целях
г. Москва | "____" __________ 20_______ г. |
На основании п. 5 Трудового договора от 29 января 2013 года N 34 и N 35 приказываю назначить денежную компенсацию следующим работникам в связи с использованием личных мобильных телефонов в служебных целях:
1. Главному бухгалтеру Иванову Ивану Михайловичу (в размере 1250 рублей в месяц).
2. Менеджеру Петрову Сергею Владимировичу (в размере 300 рублей в месяц).
Расчет прилагается. Выплаты производить с 1 февраля 2013 года.
Генеральный директор _________________ Морозов Ф.И.
(подпись)
Учет служебных мобильных телефонов и SIM-карт
Обычно служебные мобильные телефоны приобретают для своих сотрудников работодатели из более крупных компаний. В данном случае и телефон, и SIM-карта являются корпоративными (с заключением договора с продавцом телефона и мобильным оператором). Выдавать работникам телефон и SIM-карты следует под роспись в специально созданных для этих целей регистрах учета. Специалистам кадрового учета желательно сделать запись о предоставлении служебных устройств в личных карточках работников и в трудовом договоре. В случае потери телефона так будет легче доказать факт предоставления устройств работнику.
Пример
Сотрудник потерял служебный мобильный телефон, который был выдан ему под подпись. Можно ли возместить стоимость телефона с сотрудника?
Да, получить возмещение от сотрудника, потерявшего служебный мобильный телефон, можно. Однако его сумма зависит от того факта, был ли заключен с работником договор о материальной ответственности за телефон. Если да, то можно возместить стоимость служебного мобильного телефона полностью. Если договора не было, можно возместить сумму телефона, но не более размера среднемесячного заработка сотрудника.
Предоставление служебной SIM-карты не предполагает личных звонков. С этой точки зрения учет должен быть более строгим. Особенно это касается анализа детализации звонков. Если у проверяющего возникают сомнения относительно того или иного телефонного номера, можно потребовать от работника написать объяснительную или служебную записку с расшифровкой организации, которой был адресован звонок. Объяснительную или служебную записку следует написать на имя руководителя организации.
Пример
Можно ли получить от работника возмещение за личные телефонные разговоры по корпоративной SIM-карте, если работник уволился?
Да, получить такое возмещение можно. Для этого следует обратиться в суд*(5). Лучше, чтобы за сотрудником под подпись был закреплен телефон (в случае если он служебный).
Часто сотрудники передают рабочий телефон своим коллегам для совершения звонков, а потом забывают об этом факте. Если дело дойдет до суда и работник подчеркнет этот факт, много шансов, что суд встанет на сторону работника, обвинив руководство организации в том, что не до конца разобрались в ситуации. Поэтому, хотя анализ требует больших временных затрат (как правило, бухгалтера), необходимо проводить его тщательно.
Если работник все же использовал служебный мобильный телефон не по назначению, причем на значительную сумму, то он обязан возместить причиненный работодателю ущерб (то есть личные разговоры по мобильному телефону)*(6).
Кроме того, на сумму расходов по личным разговорам у сотрудника возникает доход, другими словами, по сути, работодатель оплачивает мобильную связь работнику*(7). Такой доход облагается налогом на доходы физических лиц.
Может возникнуть ситуация, когда работник, совершив звонки в личных целях на оставшуюся на SIM-карте сумму денежных средств, не сделал срочные служебные звонки, в связи с чем компания могла получить значительные потери. Обосновать такие потери отсутствием телефонного звонка вряд ли удастся. Компания может только возместить себе сумму, на которую были совершены личные звонки работника (то есть остаток денежных средств на SIM-карте, который был использован).
При предоставлении сотруднику служебного телефона возникает необходимость носить с собой и личный, и рабочий телефон, что не совсем удобно и может способствовать потере одного из телефонов. Поэтому оптимально, если работодатель приобретет мобильный телефон на две SIM-карты. Тогда работник вместо двух может использовать один телефон, переключая по необходимости SIM-карты, принимать и передавать звонки.
Если работа сотрудника не сопряжена с поиском данных в Интернете, а, судя по телефонному счету, работник пользовался Интернетом, эту стоимость также можно возместить с работника. Это же правило относится к SMS- и MMS-сообщениям.
В случае потери телефона работодатель имеет право удержать его сумму из заработной платы работника.
В заключение хочется отметить, что в учете мобильной связи, как с личных устройств сотрудников, так и со служебных, важно правильно детализировать личные и служебные звонки. Это важное требование позволит обосновать свои действия и учесть расходы с точки зрения налогового учета. А еще важнее кадровым специалистам на должность соответствующего сотрудника подобрать человека, который будет ответственно относиться к работе и к имуществу работодателя. Но это уже совсем другая история.
А. Выручаева,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(2) письма Минфина России от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/275 и УФНС России по г. Москве от 09.02.2005 N 20-12/8153
*(3) подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(4) подп. "ж" п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
*(5) ст. 232 и 381 ТК РФ; пост. Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52
*(6) ст. 238 ТК РФ
*(7) ст. 211 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.