По регламенту
В конце прошлого года начался настоящий переполох среди поставщиков и продавцов некоторых товаров. А все дело в том, что перечень полномочий, осуществляемых Роспотребнадзором, был расширен. Соблюдение регламентов теперь контролирует не только Росстандарт, но и Служба по защите прав потребителей. Марина Скудутис узнала, стоит ли опасаться новых проверок.
Первый пункт, который нужно выяснить: на основании каких документов Роспотребнадзор получил новые права. Их несколько. Правительство РФ определило Службу уполномоченным органом, призванным обеспечивать госконтроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза. Постановления: от 11 сентября 2012 года N 912, N 917, N 918; от 27 сентября 2012 года N 989; от 9 октября 2012 года N 1033.
Технический регламент Таможенного союза - это документ, в котором закреплены обязательные для применения и исполнения на территории РФ, Беларуси и Казахстана требования к продукции, либо процессам, связанных с ней. На сегодняшний день таких документов утверждено несколько. В ближайшее время их список значительно расширится: того требует законодательство Таможенного союза.
Итак, в настоящее время Роспотребнадзор контролирует соблюдение регламентов: "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011), "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
Большие полномочия
Многие предприниматели в конце года начали задаваться вопросом: какие именно полномочия получил Роспотребнадзор и чем будет заниматься ведомство? Ответ - список того, что могут проверить чиновники, достаточно велик. Рассмотрим его на примере ТР ТС "О безопасности продукции легкой промышленности".
Документом установлено, что безопасность оценивается по нескольким показателям, среди которых механические, химические и биологические. Есть и другие требования. К примеру, интенсивность запаха продукции легкой промышленности и материалов, применяемых для ее производства, не должна превышать установленного максимума.
Таким образом, контролеры имеют право проверить качество продукции, требования к биологической и химической безопасности, соответствие информации, содержащейся в маркировке товара, действительным данным.
Получается, что контролировать Роспотребнадзору есть что. При этом налицо проблема. Система проверки качества, в частности, текстильной продукции в России давно не обновлялась. Лабораторные испытания и тесты проводить практически негде, ведь в большинстве институтов оборудование просто устарело. Поэтому вопрос о том, как же будут проходить такие ревизии, и не станут ли они своего рода кормушкой для не чистых на руку контролеров, беспокоит многих предпринимателей.
Но есть и другая проблема, не менее серьезная. Возьмем для примера все тот же ТР ТС 017/2011. Производителям и поставщикам необходимо было привести продукцию в соответствии с ним до 1 января 2013 года (с отдельными исключениями). Однако сделали они это или нет - большой вопрос. А под удар попадут именно те, кто занимается реализацией контролируемой продукции. Ведь взятие образцов возможно на любом жизненном цикле изделия. Конечно, если будут нарушения, то продавец вернет партию товара производителю. Однако все издержки лягут на его плечи. Вот этого и боятся предприниматели. Ведь те, кто, например, работает на вмененке, не смогут ничего компенсировать. То есть, у них будут убытки.
Жесткая ответственность
И, конечно, один из главных вопросов: а какая опасность может грозить поставщикам и продавцам, работающим с продукцией, на которую уже утверждены ТР ТС, но не выполняются? Статья 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов. Штраф для организаций - от 100 до 300 тысяч рублей. Если причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создана угроза его причинения - наказание еще жестче: до 600 тысяч с конфискацией или без нее. Если же правонарушение будет совершено повторно в течение года, то размер штрафа может достигать миллиона рублей. К тому же возможно приостановление деятельности компании на срок до девяноста суток.
Однако применением одной названной выше статьи Роспотребнадзор ограничиваться, конечно, не будет. В КоАП еще много норм, которые чиновники вправе использовать.
Кроме этого, может быть рассмотрен вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". А это уже совсем не шутки.
Первые споры
Новые техрегламенты ТС не так давно вступили в силу, а уже есть первая арбитражная практика. Приведем в качестве примера дело о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Управление Роспотребнадзора провело выездную проверку. Основанием для нее послужило обращение потребителя, в котором указывалось на низкое качество купленной им обуви, ненадлежащее исполнение обязательств по договору купли-продажи, отсутствие в товарном чеке необходимой информации о продавце и товаре.
В ходе ревизии чиновниками были установлены нарушения, которые они зафиксировали в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Управление Роспотребнадзора обратилось к арбитрам. Служба хотела привлечь предпринимателя к ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что изначально не были учтены многие обстоятельства (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 г. по делу N А19-15781/2012). Составы статей 14.5 и 14.8 КоАП РФ являются специальными по отношению к части 1 статьи 14.43. Что это означает? Арбитры признали, что предпринимателя должны были привлечь именно по статье 14.5 или 14.8. Получается, что, во-первых, Служба неправильно квалифицировала нарушение. А, во-вторых, было установлено, что на момент проведения ревизии Управление Роспотребнадзора не могло осуществлять государственный контроль за соблюдением требований ТР ТС. У него просто еще не было таких полномочий. Права на проведение проверки принадлежали на то время Росстандарту.
Решение суда первой инстанции было отменено, а производство по делу прекращено. Этот пример наглядно показывает, что ответственность по результатам контрольных мероприятий, проводимых Роспотребнадзором, в целях соблюдения технических регламентов Таможенного Союза, далеко не всегда будет ограничиваться статьей 14.43 КоАП. А контролеры, еще не получив полномочий, уже в середине прошлого года пытались наказывать предпринимателей.
М. Скудутис
"Расчет", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru