Повышение МРОТ: заработная плата и социальные выплаты
В канун Нового года вышло большое количество нормативных актов, вносящих регламентации по поводу оплаты труда, перечисления страховых взносов и осуществления социальных выплат. В первую очередь следует отметить, что Федеральным законом N 232-ФЗ*(1) с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличен с 4 611 до 5 205 руб. Последний раз МРОТ менялся в июне 2011 года. В статье автор обратил внимание на ключевые моменты, касающиеся изменения МРОТ, которые следует учитывать администрации государственного (муниципального) учреждения.
МРОТ и прожиточный минимум
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый работающий имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы.
Определение МРОТ было введено Законом РСФСР от 19.04.1991 N 1028-1 "О повышении социальных гарантий для трудящихся". С 01.10.1991 он составлял 180 руб. в месяц, в указанную сумму не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.
С 1 сентября 2007 года ситуация изменилась. Причиной стал Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации". С его принятием из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие МРОТ. Вместе с тем ч. 3 ст. 133 ТК РФ была изложена следующим образом: месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. С 01.01.2013 он составляет 5 205 руб.
В продолжение разговора хотелось бы заметить: каждый из нас надеется, что оплата его личного труда будет справедливой и обеспечит ему достойное существование. Однако МРОТ (как ранее действовавший, так и измененный с текущего года) порождает сомнения в том, что заработная плата, равная 5 000 руб., может обеспечить человеку достойное существование. Чем обоснована такая величина МРОТ?
С 1 января 1998 года в качестве стоимостного эквивалента, предназначенного для обоснования величины МРОТ, был установлен прожиточный минимум в целом по РФ, приравненный к стоимости потребительской корзины (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ)). Определение потребительской корзины приведено в ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ.
Потребительская корзина - это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
Для справки. Величина прожиточного минимума в целом по РФ за II квартал 2012 года на душу населения составила 6 385 руб., для трудоспособного населения - 6 913 руб., для пенсионеров - 5 020 руб., для детей - 6 146 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 921).
С 1 января 2013 года прожиточный минимум в РФ устанавливается исходя из нового порядка определения потребительской корзины, который установлен Федеральным законом от 03.12.2012 N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 233-ФЗ). Новый порядок заменяет применявшийся ранее нормативный метод определения прожиточного минимума на основе наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, устанавливаемых в натуральных показателях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 233-ФЗ продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, установлены в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).
Наименование | Единица | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
измерения | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети | |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
Картофель | кг | 100,4 | 80 | 88,1 |
Овощи и бахчевые | кг | 114,6 | 98 | 112,5 |
Фрукты свежие | кг | 60 | 45 | 118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
Мясопродукты | кг | 58,6 | 54 | 44 |
Рыбопродукты | кг | 18,5 | 16 | 18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 290 | 257,8 | 360,7 |
Яйца | шт. | 210 | 200 | 201 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 11 | 10 | 5 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,5 |
Отметим, что в силу ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. В то же время ст. 421 ТК РФ предусмотрен специальный порядок введения минимальной заработной платы на уровне не ниже величины прожиточного минимума. Порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанной величины должны быть определены специальным федеральным законом, который в настоящее время еще не принят. Следовательно, на сегодняшний день величина МРОТ соответствует только величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, а не для трудоспособного населения.
Финансовое обеспечение МРОТ
В соответствии со ст. 133 ТК РФ размер минимальной заработной платы, установленный федеральным законом, в каждом субъекте РФ обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности;
- прочими работодателями - за счет собственных средств.
Как уже было сказано, месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ, то есть 5 205 руб. Таким образом, в учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее повышение. В связи с этим следует внести изменения в положение об оплате труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата включает:
- оклад или тарифную ставку (вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы);
- компенсационные выплаты;
- стимулирующие выплаты.
Какую именно из перечисленных частей оплаты труда следует увеличить учреждению, оно должно решить самостоятельно. При этом нужно учитывать, что доплату работнику до установленного МРОТ целесообразно осуществлять из того же источника, что и заработная плата.
По нашему мнению, чтобы избежать проблем с соблюдением трудового законодательства, необходимо увеличить оклад или тарифную ставку до МРОТ, поскольку все остальные выплаты исчисляются из данной базовой части. В то же время, как указал Верховный суд Удмуртской Республики в Кассационном определении от 21.03.2011 по делу N 33-920/11, установление размеров окладов, являющихся составной частью заработной платы работников, меньше МРОТ допускается при условии, что их месячная заработная плата, включающая также компенсационные и стимулирующие выплаты, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Аналогичные решения были вынесены в определениях ВС РФ от 29.07.2011 N 56-В11-10, от 24.06.2011 N 52-В11-1, от 24.06.2011 N 3-В11-16.
Следует также обратить внимание на тот факт, что увеличение заработной платы в связи с повышением МРОТ неизбежно приведет к увеличению расходов на уплату страховых взносов, которые начисляются на заработную плату работников. В связи с этим нужно предусмотреть увеличение соответствующих затрат в финансово-хозяйственном плане автономных и бюджетных учреждений и смете доходов и расходов казенных учреждений.
Пример 1
Федеральное бюджетное учреждение расположено в местности, где к заработной плате установлен районный коэффициент 1,2. Должностной оклад работника - 3 500 руб. Стимулирующие выплаты установлены в размере 500 руб. Следует рассчитать сумму заработной платы работника с 01.01.2013.
Месячная заработная плата сотрудника, отработавшего норму рабочего времени, в январе 2013 года составит 4 800 руб., в том числе:
- должностной оклад - 3 500 руб.;
- премии - 500 руб.;
- районный коэффициент - 800 руб. ((3 500 + 500) руб. x 20%). Поскольку работодатель не имеет права выплачивать заработную плату менее МРОТ, установленного федеральным законом, он должен произвести данному работнику доплату в размере 405 руб. (5 205 - 4 800). По решению администрации указанная надбавка будет выплачиваться путем увеличения размера должностного оклада.
Пример 2
В федеральном бюджетном учреждении установлена 40-часовая рабочая неделя. Работник в организации исполняет обязанности сантехника. В январе 2013 г. при норме рабочего времени, равной 136 часам, он фактически отработал 120 часов. Оклад работника составляет 4 000 руб., стимулирующие выплаты - 630 руб.
Следует рассчитать заработную плату сантехника за январь 2013 г.
Заработная плата сотрудника за январь 2013 года составит 4 159,41 руб., в том числе:
- должностной оклад - 3 529,41 руб. (4 000 руб. / 136 ч x 120 ч);
- стимулирующая выплата - 630 руб.
Из расчета федерального МРОТ минимальная величина заработной платы сотрудника за фактически отработанное им время составит 4 593, 60 руб. (5 205 руб. / 136 ч x 120 ч).
Поэтому бюджетное учреждение обязано произвести работнику специальную доплату не ниже 434,19 руб. (4 593,60 - 4 159,41).
Федеральный и региональный МРОТ
Во многих субъектах РФ есть еще и региональный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Он устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате и не может быть ниже федерального МРОТ. Разрабатывает такое соглашение трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ. После того, как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории конкретного субъекта РФ, предлагается к нему присоединиться. Это происходит посредством официального опубликования текста соглашения в СМИ.
Так, например, п. 1 Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30.11.2011 установлено двухэтапное повышение размера минимальной заработной платы в г. Москве. С 1 января 2012 года МРОТ составляет 11 300 руб., с 1 июля 2012 года - 11 700 руб.
Каким образом происходит присоединение к соглашению о применении регионального МРОТ, установленного в субъекте РФ?
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, если работодатель, осуществляющий деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять. Соглашение действует со дня его официального опубликования.
Исходя из ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата сотрудника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6-8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже МРОТ в этом субъекте РФ при условии, что сотрудник полностью отработал за данный период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Таким образом, региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.
МРОТ и пособия по больничным листам
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) исчисление пособия по временной нетрудоспособности производится на основании среднего дневного заработка, умноженного на коэффициент, учитывающий страховой стаж, и количество календарных дней болезни. Коэффициент, учитывающий страховой стаж, определен п. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ в следующем порядке:
- для застрахованного лица, имеющего страховой стаж 8 и более лет, - 100% среднего заработка;
- для застрахованного лица, имеющего страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80% среднего заработка;
- для застрахованного лица, имеющего страховой стаж до 5 лет, - 60% среднего заработка.
В силу п. 3 ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ, если страховой стаж работника не превышает шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается ему исходя из МРОТ.
Пример 3
В октябре 2012 г. в бюджетное учреждение после окончания высшего учебного заведения был принят на работу молодой специалист. С 14 по 18 января 2013 г. он находился на больничном. Оклад работника составляет 7 000 руб.
Следует рассчитать сумму пособия по временной нетрудоспособности.
Поскольку страховой стаж специалиста составляет менее шести месяцев, расчет пособия по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из МРОТ, равного 5 205 руб.
Средний дневной заработок сотрудника равен 171,13 руб. (5 205 руб. х 24 мес. / 730 дн.).
Поскольку страховой стаж работника - менее пяти лет, ему выплачивается пособие в размере 60% среднего заработка (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ). Следовательно, сумма дневного пособия составит 102,68 руб. (171,13 руб. х 60%).
Таким образом, сумма пособия (исходя из условий примера) будет равна 513,40 руб. (102,68 руб. х 5 дн.).
Обратите внимание! Согласно п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом районного коэффициента.
* * *
В заключение отметим, что выплата заработной платы за отработанное время в меньшем размере, чем это гарантировано государством, является нарушением законодательства о труде. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от 1 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Повторное несоблюдение норм трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию этого лица на срок от одного года до трех лет.
С.Р. Валова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"