Вправе ли работодатель (государственное учреждение) в локальном нормативном акте предусмотреть по определенной должности иной перечень должностных обязанностей в сравнении с перечнем, закрепленным Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37?
В силу части второй ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции работника, под которой понимается, в том числе, работа по должности в соответствии со штатным расписанием. Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ). Таким образом, вопрос о конкретном перечне обязанностей сотрудника на определенной должности решается соглашением сторон.
Между тем согласно части пятой ст. 144 ТК РФ государственные учреждения устанавливают системы оплаты труда работников с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - квалификационный справочник, справочник) утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37. Пунктом 2 указанного постановления он рекомендован для применения организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Однако подпунктом "д" пункта 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011 (протокол N 10), определено, что применение квалификационных справочников для государственных учреждений обязательно и направлено, в частности, на "установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований...". Наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Тем не менее из приведенных норм не следует, что должностные обязанности сотрудника должны быть сформулированы в трудовом договоре или локальном нормативном акте организации в строгом соответствии с квалификационным справочником. Напротив, в самом справочнике и нормативных актах, затрагивающих вопросы его применения, указывается на рекомендательный характер данного документа и возможность корректировки предусмотренных им должностных обязанностей. Так, во Введении и п. 4 Общих положений квалификационного справочника, а также п. 5 постановления Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 указано, что справочник содержит квалификационные характеристики должностей, общих для всех отраслей экономики. Поэтому в нем представлены наиболее характерные для каждой должности работы, а при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ в зависимости от особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. Кроме того, в процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
При этом справочник не ограничивает круг работодателей, которым предоставлено право при разработке должностных инструкций уточнять перечень работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, а также расширять круг обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. Следовательно, этим правом обладают, в том числе, государственные учреждения.
С учетом изложенного мы полагаем, что государственное учреждение вправе при определении должностных обязанностей сотрудника отступить от перечня обязанностей, закрепленного квалификационным справочником, если это обусловлено особенностями организации производства, труда и управления, технологией выполнения трудовых процессов.
Аналогичные выводы изложены Саратовским областным судом в решении от 24.03.2011 (http://www.gcourts.ru/case/430844), оставленном без изменения определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19. Новоуральский городской суд Свердловской области в решении от 11.08.2011 по делу N 2-1153/2011 прямо указал, что круг обязанностей работника может быть расширен по сравнению с перечнем, установленным соответствующими квалификационными характеристиками (http://www.gcourts.ru/case/1752534). Косвенное подтверждение такого подхода отражено в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16.07.2012 по делу N 33-2986АП/2012 (http://rospravosudie.com/act-33-2986ap-2012-otmena-prikaza-priznanie-ne- podlezhashhej-primeneniyu-dolzhnostnoj-instrukcii-pristrom-i-g-koreneva-i -v-perminova-n-a-06-08-2012-trudovye-spory-nezavisimo-ot-form-sobstvennos ti-rabotoda-s).
Кроме того, суды неоднократно отмечали рекомендательный характер квалификационного справочника, в том числе применительно к государственным и муниципальным учреждениям. В этой связи смотрите, к примеру, постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2008 N 44г-40/08, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 07.09.2010 по делу N 33-2877, решение Артемовского городского суда Приморского края от 12.05.2011 по делу N 2-626/2011 (http://www.gcourts.ru/case/1785279).
В то же время, на наш взгляд, право работодателя - государственного учреждения предусмотреть в локальном нормативном акте по определенной должности иной перечень должностных обязанностей в сравнении со справочником определенным образом ограничено. Во-первых, как мы указали выше, отступление от перечня обязанностей, закрепленного квалификационным справочником, должно быть обусловлено особенностями организации производства, труда и управления, технологией выполнения трудовых процессов. Во-вторых, при отступлении от справочника закрепленная в нем основа обязанностей по определенной должности должна быть сохранена. Иное, по нашему мнению, лишало бы смысла нормы части пятой ст. 144 ТК РФ об установлении систем оплаты труда работников с учетом справочника: ведь при установлении системы оплаты труда необходимо учитывать, в частности, право работников на выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (часть первая ст. 21 ТК РФ); тем самым оплата труда сотрудника коррелирует, в том числе, с его должностными обязанностями; иными словами, установление систем оплаты труда работников с учетом справочника предполагает учет тех основных обязанностей по конкретной должности, которые закреплены в справочнике.
Однако, к сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Рекомендуем обратиться за ними в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml) на основании ст. 356 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, а также приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.05.2012 N 581н.
Дополнительно отметим, что в отдельных случаях указание должностных обязанностей в точном соответствии с квалификационным справочником обязательно: так, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
30 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.