Плата за электричество: регулирование, учет и налогообложение
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Такое определение договора энергоснабжения содержит статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него энергопринимающего устройства, отвечающего установленным техническим требованиям и присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Заключение и продление договора энергоснабжения регулируются статьей 540 ГК РФ.
Если абонентом является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, то обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность электрических сетей, а также приборов учета потребления энергии обязана энергоснабжающая организация (п. 2 ст. 543 ГК РФ).
Оплата энергии, согласно ст. 544 ГК РФ, производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета; порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(1) (далее - Закон N 35-ФЗ). Закон определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Потребителями в целях Закона N 35-ФЗ являются лица, приобретающие электроэнергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Энергоснабжение осуществляется на основании договора. Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора (ст. 2 Закона N 35-ФЗ).
Розничный рынок электрической энергии - сфера обращения электроэнергии вне оптового рынка с участием потребителей электроэнергии.
В соответствии с Законом N 35-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"*(2), которым утверждены:
- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Положения N 442);
- Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442).
Итак, субъектами розничного рынка на основании п. 3 Положений N 442 являются:
- потребители;
- исполнители коммунальной услуги (отметим, что исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность; далее - электроэнергию) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, именуется покупателем);
- гарантирующие поставщики;
- энергосбытовые, энергоснабжающие организации;
- производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;
- сетевые организации;
- субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках.
Потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354*(3) (далее - Правила N 354), не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком и вносят плату за потребленную ими электроэнергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ; п. 20 Положений N 442).
Исполнитель коммунальной услуги в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой с использованием электроэнергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с Постановлением N 442 (п. 68 Положений N 442). Помимо этого при заключении договора энергоснабжения следует руководствоваться Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124*(4) (далее - Правила N 124).
Потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами N 354, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (п. 69 Положений N 442).
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, за исключением случая, когда собственник нежилого помещения в соответствии с Правилами N 354 приобретает коммунальную услугу по энергоснабжению у исполнителя коммунальных услуг (п. 70 Положений N 442).
Граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан - собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией (п. 71 Положений N 442).
Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующим поставщиком является один месяц (п. 79 Положений N 442).
Сроки для внесения платежей установлены пунктом 81 Положения N 442, и они таковы:
- граждане, приобретающие электроэнергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электроэнергии не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом;
- исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты;
- покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электроэнергии в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Если иное не установлено пунктом 81 Положений N 442, потребители (покупатели), приобретающие электроэнергию у гарантирующего поставщика, на основании п. 82 Положений N 442 оплачивают ее гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
- 30% стоимости электроэнергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40% стоимости электроэнергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для осуществления расчетов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354 (п. 161 Положений N 442). Определение объемов потребления электроэнергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами N 354 (п. 184 Положений N 442).
Определение объемов покупки электроэнергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами N 124.
Обращаем внимание, что в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие его на обслуживание, организованное в порядке, установленном разделом II Положений N 442 (п. 53 Положений N 442).
Как отмечалось выше, постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442).
Ограничение режима потребления электроэнергии вводится, в частности, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя, не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за два расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре (п. 2 Правил N 442).
Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации (п. 20 Правил N 442).
Определение категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам), осуществляет Правительство РФ или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти (п. 3 ст. 21 Закона N 35-ФЗ).
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178*(5) (далее - Постановление N 1178).
Отметим, что до настоящего времени остается действующим и применяется постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением"*(6).
Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее двенадцати месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства РФ (ст. 23 Закона N 35-ФЗ).
Государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством РФ. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (п. 3 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ).
Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей электрическую энергию (мощность) устанавливает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (п. 2 ст. 24 Закона N 35-ФЗ).
Обязанность по внесению платы за электроэнергию установлена не только Законом N 35-ФЗ, но и статьей 153 ЖК РФ, согласно которой граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Прежде чем рассчитать размер платы за электроэнергию, нужно определить количество потребленной электроэнергии.
Размер платы за коммунальную услугу электроснабжения, т.е. снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (владение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется в соответствии с Правилами N 354.
Размер платы за электроснабжение, предоставленное потребителю в жилом помещения, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за электроснабжение, предоставленное потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (п. 42 Правил N 354).
Плата за электроснабжение, предоставленное потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в п. 59 Правил N 354, а при отсутствии таких данных определяется для электроснабжения расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре электроснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об электроснабжении (п. 43 Правил N 354).
Размер платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 (п. 44 Правил N 354).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 (п. 48 Правил N 354).
При расчете размера платы за электроснабжение используются следующие единицы измерения:
- в отношении объемов электрической энергии - кВт-ч;
- в отношении нормативов потребления - кВт-ч на человека;
- в отношении размера платы за электроснабжение - рубль.
При определении нормативов потребления в отношении электроснабжения учитывается количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений, и используется такой показатель, как кВт-ч на человека. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.
Размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), что определено пунктом 2 ст. 157 ЖК РФ.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.
Следует отметить, что согласно названным выше Методическим указаниям, к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственное регулирование тарифов может производиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, определяемой в установленном порядке.
Пунктом 70 Постановления N 1178 установлено, что регулируемые цены (тарифы) для поставки электроэнергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
- одноставочная, дифференцированная по двум и по трем зонам суток цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии. Интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной службой по тарифам.
Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по двум и трем зонам суток цены (тарифа)).
Для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1 (п. 71 Постановления N 11781).
Основанием для внесения платы за коммунальную услугу электроснабжения являются платежные документы, которые представляются исполнителем потребителю не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п. 67 Правил N 354). Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит пункт 69 Правил N 354.
В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками (п. 70 Правил N 354).
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена приказом Минрегионразвития России от 19 сентября 2011 г. N 454.
Плата за электроснабжение на основании п. 65 Правил N 354 может быть внесена несколькими способами, причем потребители сами могут выбрать тот, который им более удобен:
- оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
- поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
- вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;
- осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Потребители вносят плату за электроснабжение в следующем порядке: наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ (п. 4 ст. 155 ЖК РФ).
Напомним, что частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
- члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива - в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления названных выше кооперативов (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);
- собственники помещений в доме, где создано ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, но сами не являющиеся членами ТСЖ и названных кооперативов - в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо этими кооперативами (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);
- собственники помещений в доме, в котором не созданы ТСЖ, либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, управление которым осуществляет управляющая организация, - этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);
- собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом, - в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);
- собственники жилых домов - в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Поскольку речь идет об оплате электроэнергии, попутно отметим, что распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р утверждена "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года". В Приложении N 5 к названному документу указано, что социальная политика в энергетике в части обеспечения надежного энергоснабжения населения страны по доступным ценам направлена на доведение доли затрат на электроэнергию в доходах домохозяйств до уровня:
- не более 15% - на первом этапе (временные рамки окончания данного этапа ориентировочно 2013-2015 гг.);
- не более 12-13% - на втором этапе (ориентировочно 2020-2022 гг.);
- не более 8-10% - на третьем этапе (срок окончания данного этапа - 2030 г.).
Перейдем к вопросам учета и налогообложения и рассмотрим их на примере такого вида организаций ЖКХ, как товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), поскольку рассмотреть вопросы учета платы за электричество всеми организациями ЖКХ в рамках одной статьи не представляется возможным.
В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат обложению НДС операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых гражданам управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами. Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
В письме ФНС Российской Федерации от 15 июня 2012 г. N ЕД-3-3/2088 обращено внимание на то, что операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг на основании п. 1 ст. 146 НК РФ облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. В случае если покупателем является население, то в соответствии с п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
Таким образом, при реализации ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг исполнителям или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для оплаты - различен, т.е. исполнителю коммунальных услуг предъявляются тариф и дополнительно сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению - тариф, увеличенный на сумму налога.
Указанный вывод соответствует правовой позиции по вопросу учета суммы НДС при определении размера тарифов на коммунальные услуги, выраженной в постановлении Пленума ВАС Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 72.
Таким образом, можно сделать вывод, что приобретение ТСЖ коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у поставщиков электрической энергии с учетом НДС. При этом на основании п. 2 ст. 170 НК РФ сумма НДС, предъявленная ТСЖ поставщиком электроэнергии, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.
Еще раз напомним, что ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов ТСЖ, выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Если в соответствии с уставом ТСЖ на товарищество возложены, в частности, обязанности по предоставлению коммунальных услуг и ТСЖ от своего имени заключает договоры с поставщиками данных услуг и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ, т.е. не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ соответствующие услуги, и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ, то налогообложение средств, поступающих на счет ТСЖ, осуществляется в порядке, рассмотренном в письме Минфина России от 26 февраля 2007 г. N 03-07-15/24.
Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций на основании ст. 247 НК РФ являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществам собственников жилья их членами.
В письме Минфина России N 03-07-15/24 указано, что ЖК РФ аккумулирование членских взносов членами ТСЖ не предусмотрено. Члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления ТСЖ, что установлено пунктом 5 ст. 155 ЖК РФ. Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями, по мнению Минфина Российской Федерации, не являются.
Плата членов ТСЖ за коммунальные услуги является выручкой от реализации услуг и, соответственно, учитывается ТСЖ при исчислении налога на прибыль. При этом для целей налогообложения ТСЖ учитываются расходы, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ. Такая же позиция высказана в письмах Минфина России от 27 ноября 2007 г. N 03-03-07/23, от 12 февраля 2008 г. N 03-03-06/4/7, от 17 декабря 2008 г. N 03-03-06/4/97. В этих письмах сказано, в частности, о том, что обязательные платежи, поступающие ТСЖ от их членов, в соответствии с общеустановленным порядком включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом коммунальные платежи, например такие, как плата за свет, одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимаются к вычету в составе расходов, так как должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги, и тем самым под налогообложение не попадают.
Если же в соответствии с уставом на товарищество возложены обязанности, перечисленные в предыдущем абзаце, и ТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖ или от имени и за счет членов ТСЖ заключает договоры с поставщиками данных услуг, т.е. является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ соответствующие услуги, то обложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ, осуществляется в порядке, предусмотренном НК РФ для организаций, осуществляющих посредническую деятельность. Аналогичная позиция была изложена в письме Минфина России от 5 мая 2006 г. N 03-03-05/8.
Следует отметить, что суды нередко встают на сторону ТСЖ и признают обязательные платежи членов ТСЖ целевыми поступлениями, не включаемыми в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. В качестве примера можно привести постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2007 г. по делу N А19-26596/06-Ф02-6060/07. По мнению налогового органа, проводившего проверку ТСЖ, поступающие от членов ТСЖ взносы в оплату за коммунальные услуги подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль. Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение в пользу ТСЖ, исходил из того, что при поступлении взносов от членов ТСЖ на оплату коммунальных услуг указанные взносы в соответствии со ст. 251 НК РФ относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли.
Суд указал, что при налогообложении прибыли не учитываются целевые поступления, к которым относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. С учетом приведенной правовой нормы у налоговиков отсутствовали основания для включения в налоговую базу при исчислении налога на прибыль членских взносов, поступивших от членов ТСЖ, в соответствии с ч. 5 ст. 155 ЖК РФ.
В отношении отражения платы за электричество в бухгалтерском учете следует сказать, что для ТСЖ, применяющего общий налоговый режим, такая плата отражается, как правило, на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и проходит транзитом. Платежи, поступающие от собственников жилых и нежилых помещений, перечисляются ресурсоснабжающей организации.
Библиография
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
В.В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина",
участник экспертного совета по
налоговому законодательству при
Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ
и экспертного совета по налогам,
созданного при Департаменте по законодательству ТПП РФ
"Гражданин и право", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1177.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 23. Ст. 3008.
*(3) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 22. Ст. 3168.
*(4) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 8. Ст. 1040.
*(5) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 4. Ст. 504.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 50. Ст. 6160.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плата за электричество: регулирование, учет и налогообложение
Автор
В.В. Семенихин - руководитель "Экспертбюро Семенихина", участник экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ и экспертного совета по налогам, созданного при Департаменте по законодательству ТПП РФ
"Гражданин и право", 2013, N 2