Скидка взамен рекламы
Закон не запрещает продавцам торговать со скидками, причём особое значение имеют скидки маркетинговые, в числе которых принято рассматривать и вознаграждение, выплачиваемое продавцом покупателю товаров за оказание последним рекламных и иных услуг в интересах продавца.
Как следует из положений главы 30 ГК РФ, по договору купли-продажи продавец обязан передать товар в собственность покупателю, который в свою очередь обязан принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).
Договор купли-продажи - это всегда двусторонняя сделка, сторонами которой выступают продавец и покупатель товара, и договор считается заключённым тогда, когда стороны договорятся по всем существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ) предусматривает, что продавец и покупатель вправе предусмотреть в своём соглашении любое условие, не противоречащее закону. Предоставление скидок законом не запрещено. Поэтому продавец и покупатель вправе предусмотреть условие о предоставлении скидки в своём договоре. Такая форма поощрения должна предоставляться продавцом товара взамен совершения покупателем определённых действий. Например:
- приобретение покупателем определённого количества (ассортимента) товара;
- оплата товара до его отгрузки и т.д.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, совершить определённые действия, осуществить определённую деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Факт оказания услуг должен быть подтверждён документом - как правило, это акт, подписываемый заказчиком и исполнителем.
Отметим, что включение в договор условия о предоставлении скидки за оказание услуг по рекламе или иных услуг, оказываемых покупателем товаров в интересах продавца, не запрещено - в части непродовольственных товаров.
Если речь идёт о продовольственных товарах, то включение в договор купли-продажи или поставки подобного условия может привести к негативным последствиям.
Примечание. Часто скидка предоставляется взамен оказания покупателем маркетинговых, рекламных или иных услуг, связанных с продвижением товара на рынке. Строго говоря, в данном случае имеет место скорее не скидка, а возмездное оказание услуг на основании договора купли-продажи, который содержит элементы возмездного оказания услуг. На это, кстати сказать, указывает и судебная практика (постановление ФАС Московского округа от 15.07.11 N КА-А40/7132-11-2).
Статья 9 Федерального закона от 28.12.09 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (п. 11) предусматривает, что услуги по рекламе, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться продавцам торговыми сетями исключительно на основании отдельных договоров возмездного оказания услуг.
Не допускается включение в договор поставки продовольственных товаров условий:
- о совершении покупателем в отношении поставленных продовольственных товаров определённых действий;
- об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.
Не допускается заключение договора поставки продовольственных товаров путём понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (п. 12 ст. 9 закона N 381-Ф3).
Таким образом, при поставках продовольственных товаров в розничную торговую сеть оказывать услуги по рекламе, маркетингу, продвижению товаров и так далее покупатель может лишь на основании отдельного договора. Пренебрегать этим запретом небезопасно, поскольку данные расходы продавца будут рассматриваться в качестве расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, на что указывали и финансисты (письмо Минфина России от 19.02.10 N 03-03-06/1/85). Конечно, можно поспорить с этим выводом, поскольку закон N 381-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах. Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о рекламе, маркетинге или оказании иных услуг в интересах продавца само по себе не может являться основанием к тому, что такие расходы продавца не могут учитываться им для целей налогообложения. Однако, с учётом того что минфиновцы высказались по этому вопросу вполне определённо, велик риск непризнания таких расходов для целей налогообложения.
Примечание. С учётом того что скидка за услуги, оказанные в интересах продавца, рассматривается как плата за оказанные услуги, на свои услуги покупатель обязан выставить продавцу счёт-фактуру и предъявить ему сумму НДС к уплате. На основании этого документа продавец товаров сможет воспользоваться вычетом по сумме НДС.
Кроме того, включение подобного условия в договор приведёт и к мерам административной ответственности, установленным статьёй 14.42 "Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности" КоАП РФ. За подобные действия указанная статья КоАП РФ предусматривает штраф в размере:
- от 20 000 до 40 000 руб. для должностных лиц;
- от 1 000 000 до 5 000 000 руб. для организаций.
Рассмотрим теперь финансовые вопросы, касающиеся скидок, предоставляемых продавцом товаров в качестве вознаграждения за услуги, оказанные покупателем. Минфин России в письме от 13.11.10 N 03-07-11/436 указал, что предоставление скидки в виде вознаграждения за оказанные услуги возможно двумя способами:
- путём изменения цены товара или
- без изменения цены товара.
Это не совсем логично, поскольку скидка представляет собой условие именно о снижении базовой цены товара. Скидка не может не влиять на цену сделки. Если цена товара остаётся неизменной, то логичнее говорить о вознаграждении покупателю.
Так или иначе, деловая практика складывается таким образом, что "скидка" предоставляется без изменения цены товаров, тем более что учесть данную скидку для целей налогообложения продавец может на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в качестве внереализационных расходов.
При предоставлении такой "скидки" нет необходимости:
- вносить изменения в отгрузочные документы, оформленные продавцом при продаже товаров;
- пересчитывать бухгалтерскую выручку от продажи товаров, налогооблагаемые доходы;
- пересчитывать НДС, исчисленный продавцом при отгрузке товаров.
Для признания скидки налогооблагаемым расходом необходимо, чтобы:
- условия её предоставления вытекали из договора купли-продажи или из дополнительного соглашения к нему. То есть в договоре (соглашении) должно быть указано, что скидка не связана с изменением цены за единицу товара. Это важно, поскольку к скидкам, уменьшающим цену товара, не применяется подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ;
- скидка, предоставляемая покупателю за объём оказываемых услуг, имела обоснование, т.е. её предоставление должно быть закреплено в маркетинговой политике;
- в договоре было отмечено, какими документами стороны подтверждают выполнение условий о предоставлении скидки за встречное оказание услуг покупателем.
М. Чигарских,
эксперт ООО "Ваше право"
"Практический бухгалтерский учет", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455