Об исключении Кипра из перечня офшорных юрисдикций
Очерчивая круг задач на ближайшее время, в декабре 2012 года в своем ежегодном послании парламенту Президент РФ отметил, что "наших предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции. По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики".
Президент также заметил, что "нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений. Все это можно и нужно сделать. Но если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов".
Использование офшорных фирм занимает достойное место в перечне известных способов уклонения от уплаты налогов и, несомненно, оказывает негативное влияние как на криминогенную обстановку в сфере налогообложения, так и на собираемость налогов в целом.
Как показывает анализ способов уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных фирм, в годы расцвета подобного рода схем российские предприятия активно использовали предварительно созданные подконтрольные им офшорные компании. Во многих случаях руководство российской компании предпочитало не афишировать свою связь с дочерней структурой, что вынуждало его прибегать к различного рода действиям, направленным на сокрытие данных фактов.
Однако следует иметь в виду, что это относится к тем случаям, когда предприятие пытается скрыть свою причастность к созданию офшорной фирмы. Гораздо труднее было выявить противоправную деятельность, если российское предприятие создавало или использовало офшорную фирму на легальных основаниях. В данной ситуации пресечение схем уклонения от уплаты налогов на основании материалов, связанных с регистрацией и обеспечением хозяйственной деятельности дочерней офшорной фирмы, при соблюдении ее владельцами всех юридических формальностей, становилось делом практически невозможным.
Сегодня офшорные юрисдикции используются преимущественно для оптимизации налогообложения, финансовых схем, а также для перевода средств за рубеж. И Кипр занимает здесь далеко не последнее место.
Льготное налогообложение и финансовая стабильность уже давно сделали Кипр желанным местом для предпринимателей. Кипрские власти традиционно не вмешиваются в дела бизнесменов и, как следствие, отказываются предоставлять информацию о деятельности компаний и их реальных владельцах налоговым органам других стран. Это весьма удобно для бизнесменов, желающих сохранить инкогнито при совершении финансовых операций.
Предыстория
Рынок российских компаний, предлагающих услуги по регистрации фирм в офшорных зонах, начал формироваться в 1989-1990 годах, с началом реформ и развитием рыночных отношений и предпринимательства. Пик развития офшорного бизнеса пришелся на 1992-1994 годы. К этому времени данный сегмент рынка сформировался практически полностью. Экономический кризис августа 1998 года обрушил в т.ч. рынок офшорных услуг. С начала 2000 года ситуация стала постепенно исправляться, однако многие специалисты в области регистрации компаний в офшорных зонах заговорили с тех пор об упадке бизнеса. Тем не менее в 2009 году около 90% сделок на бирже РТС проходило через офшоры. Что не удивительно, т.к. различного рода сделки с ценными бумагами также являются одним из видов получения дохода, налоговые выплаты с которого возможно значительно уменьшить с помощью офшоров.
Отметим также, что только в 1999 году на Кипре было официально зарегистрировано 33 тысячи офшорных компаний, 2700 из которых принадлежали российским гражданам. Российских клиентов, желающих работать с помощью офшорных схем, условно можно разделить на три основные группы.
Группы организаций, применяющих офшорные схемы
В первую группу входят юридические лица, использующие льготный режим налогообложения, предоставляемый офшорными зонами непосредственно для осуществления легальной финансово-хозяйственной деятельности. Специалисты отмечают, что сегодня данная группа является самой многочисленной - 80-90% от общего количества клиентов (в начале 90-х годов данная группа составляла около 5-10% от общего количества клиентов).
Вторую группу клиентов (примерно 10-15% от общего количества) составляют фирмы, толком не использующие все преимущества, предоставляемые офшорными компаниями для осуществления реальной и законной финансово-хозяйственной деятельности, а использующие данные компании для частичного сокрытия доходов от налогообложения и увода средств из России. Отметим, что в начале 90-х годов данная группа составляла примерно 90-95% от общего числа клиентов, пользующихся услугами по регистрации офшорных компаний.
Типичным примером являлась строительная деятельность, когда строительная площадка находилась на территории Российской Федерации, а заказчик перечислял деньги за строительство подрядчику со своего офшорного счета на офшорный счет подрядчика. Таким образом, деньги ходили между офшорами, а бюджет России не получал ничего.
Третью группу составляют клиенты, целью которых является просто перевод за рубеж законно или незаконно полученных денежных средств. Для этого довольно часто используются услуги обезналичивающих фирм, которые за 3-5% переводят средства на счет офшорной компании. Популярность той или иной офшорной зоны определяется простотой и дешевизной регистрации в ней компании.
Соглашение об избежании двойного налогообложения
Если говорить об использовании кипрских возможностей сегодня, то он зачастую является "прослойкой" между крупным российским холдингом и его активами. Популярность схемы объясняется действующими на Кипре соглашениями об избежании двойного налогообложения, что позволяет перекачивать капитал из России в Европу, и наоборот.
Однако в официальных межгосударственных отношениях нашей страны и Кипра в течение ряда лет назревали серьезные проблемы. Они были связаны с тем, что в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенном в Никосии 05.12.1998, вопросы обмена информацией были прописаны таким образом, что позволяли кипрской стороне отказывать в предоставлении ответов на соответствующие запросы российской стороны.
Так, подп. "с" п. 3 ст. 26 Соглашения говорил о том, что стороны не должны предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс, либо информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике.
Такая ситуация приводила к тому, что многочисленные запросы, направляемые в это островное государство российскими налоговыми и правоохранительными органами, оставались без содержательных ответов. Понятно, что, столкнувшись с таким положением вещей, российская сторона не могла далее проводить общую налоговую политику в отношении Кипра, т.к. отсутствие понятных правил и прозрачности неизбежно приводит к тому, что этим пользуются те, кому на руку невозможность отследить их финансово-экономическую деятельность.
Итогом стало включение Республики Кипр в список государств, в отношении которых не действуют налоговые льготы по дивидендам. К чему это привело? К тому, что российские предприниматели, которые, руководствуясь различными соображениями, выводили денежные средства на счета своих кипрских компаний, а потом, когда для бизнеса, который они ведут в России, требовались деньги, с сожалением понимали, что вернуть деньги обратно без потерь весьма трудно.
При этом для многих российских регионов Кипр являлся основным иностранным инвестором. Однако по сути это были не иностранные инвестиции, а некогда вывезенные из страны российские деньги.
Как раз в то время развитие отечественного налогового законодательства потребовало нормативной правовой формализации перечня офшорных территорий в целях применения норм, в т.ч. о налогообложении получаемых дивидендов.
Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н был утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Приказ был зарегистрирован в Минюсте России и вступил в силу с 1 января 2008 года*(1).
Основанием для издания приказа служат положения подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, в соответствии с которыми установлена нулевая налоговая ставка к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов. При этом если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, нулевая налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
У нас принято драматизировать и давать на первый взгляд невинным явлениям и событиям зловещие названия. Так и этот список тут же окрестили "черным".
Надо сказать, что такое положение дел обеспокоило кипрские власти. Не желая быть обвиненным в поощрении налоговых махинаций, руководство Кипра выразило готовность принять компромиссное решение и изменить свою позицию в отношении раскрытия информации. В течение 2008 года министерства финансов двух стран провели два раунда переговоров по этому вопросу.
В результате кипрская сторона гарантировала, что будет предоставлять полную и оперативную информацию по российским запросам, чтобы добиться исключения из списка офшоров. Параллельно велась работа по снятию претензий к Кипру от Организации экономического сотрудничества и развития.
Итогом этой работы стало подписание в октябре 2010 года дополнительного Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998). В соответствии с положениями данного документа в ст. 26 Соглашения были внесены существенные, по мнению обеих сторон, дополнения.
В соответствии с ними стороны обязываются использовать имеющиеся у них возможности для сбора требуемой информации, даже если это другое договаривающиеся государство не нуждается в такой информации для собственных налоговых нужд.
Ограничения п. 3 ни в коем случае не будут толковаться как позволяющие договаривающемуся государству отказать в предоставлении информации только потому, что оно само не заинтересовано в получении такой информации.
Внесенные дополнения также предусматривали, что положения п. 3 ни в коем случае не будут толковаться как позволяющие договаривающемуся государству отказать в предоставлении информации только потому, что она находится в распоряжении банка, другой финансовой организации, номинального держателя, агента или доверительного управляющего либо содержит сведения об имущественных интересах применительно к какому-либо лицу.
Таким образом, основной причиной исключения Кипра из перечня офшорных юрисдикций стало включение в дополнительный Протокол положения об обмене налоговой информацией и взаимопомощи при сборе налогов. Теперь регуляторы России и Кипра смогут осуществлять обмен конфиденциальной информацией, в т.ч. о владельцах зарегистрированных на Кипре компаний. При этом компании может быть отказано в предоставлении льготного налогообложения, если это является основной целью ее регистрации на Кипре.
Названные изменения приблизили Россию и Кипр к стандарту Организации экономического сотрудничества и развития, что открыло новые возможности для привлечения инвестиций в экономики обеих стран.
Наиболее мнительные пользователи кипрской юрисдикции заговорили о том, что новые положения Протокола позволят налоговым органам злоупотреблять своим положением и использовать его нормы для идентификации личности бенефициарных владельцев.
Обратите внимание!
Если внимательно посмотреть на новую редакцию ст. 26, то можно увидеть, что кардинальных изменений нет и она имеет немного шансов на постоянное практическое применение. По-прежнему желающему получить информацию придется учитывать сложную процедуру сбора и предоставления информации в соответствии с внутренним законодательством Кипра.
Кроме того, если российские государственные органы желают получить информацию о кипрской компании, они должны обладать подробными сведениями о конкретной компании, прежде чем они смогут ходатайствовать о предоставлении информации.
В качестве дополнительного механизма контроля также необходимо письменное согласие генерального прокурора на получение такой информации.
В итоге Кипр, несомненно, сохранит привлекательность для иностранных инвесторов, которые могут по-прежнему инкорпорировать там компании, используя их для налоговой оптимизации своего бизнеса.
Стоит также отметить, что чуть раньше Кипр был исключен и из банковского перечня офшорных территорий. Так, указанием Банка России от 07.08.2003 N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" был утвержден список офшорных государств и территорий. Он подразделяется на три группы. Первая - самая респектабельная. Вторая - менее надежная и третья - требующая серьезной перестраховки.
Установление корреспондентских отношений с банками из стран и территорий, относящихся ко второй и третьей группам, возможно только при соблюдении одного из следующих условий:
1) банк-нерезидент имеет размер собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 100 млн. евро, рассчитанной по курсу центрального (национального) банка государства, на территории которого зарегистрирован банк-нерезидент, на дату последнего представления финансовой отчетности банком-нерезидентом, предшествующую дате заключения договора об установлении корреспондентских отношений, и представил следующие документы с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык:
- копию аудиторских заключений о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента с приложением форм финансовой отчетности, достоверность которых подтверждалась аудиторской организацией (аудитором) при вынесении заключения о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента, за последние три года деятельности;
- документы, подтверждающие наличие у банка-нерезидента постоянного офиса в государстве, где зарегистрирован банк-нерезидент;
2) банк должен иметь долгосрочный кредитный рейтинг агентства Moody's не ниже "Аа3", Standard & Poor's или Fitch Ratings - не ниже "АА-".
В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29.01.2010 N 2) указанием Банка России от 08.02.2010 N 2394-У Республика Кипр была исключена из данного списка стран.
Предпринятые шаги, а также подписание дополнительного Протокола и обусловили тот факт, что приказом Минфина России от 21.08.2012 N 115н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения..."*(2), вступившего в силу с 1 января 2013 года, Республика Кипр исключена из перечня офшорных зон.
На практике это означает, что Кипр больше не входит в список стран, на которые не распространяется режим российских холдинговых льгот - возможность выплачивать дивиденды на российский холдинг в безналоговом режиме. Таким образом, кипрские дивиденды, полученные российскими компаниями, теперь можно будет облагать по нулевой ставке. Для этого необходимо будет соблюсти следующее условие: на день принятия решения о выплате дивидендов российская организация должна в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеть не менее чем 50%-ным вкладом (долей) в уставном капитале кипрской компании или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых дивидендов (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Данное решение является давно назревшим, а потому своевременным. Несмотря на то что налоговая и связанная с ней информационная политика Кипра все еще кажутся привлекательными для многих предпринимателей, заинтересованных в выходе из капитала за пределы страны происхождения, эта страна уже не воспринимается как классический офшор.
К россиянам на острове традиционно доброжелательное отношение в силу религиозной и культурной близости. Кроме того, Кипр сегодня, будучи членом ЕС, отличается предсказуемой экономической и политической ситуацией и в ближайшем будущем будет обязан внедрять европейские стандарты в области банковского сектора и деятельности юридических лиц. Все это, несомненно, добавит этому островному государству, где в крупных городах практически половина уличных вывесок на русском языке, респектабельности, веса как международного финансового центра и не снизит его популярность у наших предпринимателей.
Последствия данного решения
Говоря о последствиях данного шага, отметим следующее:
1) теперь дивиденды, выплачиваемые российскому акционеру, не будут облагаться подоходным налогом и налогом на оборону на Кипре, а дивиденды, выплачиваемые кипрской дочерней компанией, не будут облагаться налогом на прибыль в России. Используя кипрскую компанию как акционера российской компании, собственник защищает активы, которыми владеет дочерняя компания, и реализует выгодную схему выплаты дивидендов;
2) сделки между взаимозависимыми лицами не будут признаваться контролируемыми для целей налогообложения, если стороной таких сделок будет компания - резидент Кипра (п. 3 ст. 105.14. НК РФ). В силу новых положений НК РФ о трансфертном ценообразовании к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России;
3) к зарегистрированным в офшорных юрисдикциях компаниям с повышенным вниманием должны относиться банки. Согласно "антиотмывочному" законодательству они обязаны отправлять сведения о банковских операциях этих компаний в Росфинмониторинг. Теперь такого пристального контроля не потребуется;
4) компании из третьих стран, желающие инвестировать в Россию, могут теперь свободно использовать для этих целей кипрскую юрисдикцию;
5) появилась возможность применения кипрских компаний в системе международной торговли как посредника, когда импортер товаров является резидентом страны с ограниченно конвертируемой валютой и контролем международных финансовых операций, а экспортером выступает офшорная компания;
6) использование кипрской юрисдикции в случаях, когда импортеру целесообразнее иметь дело с одним генеральным поставщиком, а не с несколькими мелкими. В этом случае кипрская компания, приобретая товары у иностранных поставщиков, перепродает их конечному покупателю, в то время как товар отправляется непосредственно от продавца к конечному пункту назначения.
Обобщая сказанное, остановимся на привлекательных сторонах кипрской юрисдикции сегодня:
- Кипр является членом ЕС и более не находится в "черном списке" Минфина;
- широко развит номинальный сервис;
- 10%-ная ставка налога на прибыль;
- полное налоговое освобождение операций купли-продажи ценных бумаг (в т.ч. долей в российском ООО);
- освобождение при определенных условиях от обложения корпоративным налогом прибыли кипрских компаний от процентов по ранее выданным кредитам;
- при выполнении определенных условий эффективная ставка налога при реализации схемы выплаты дивидендов составляет лишь 5%.
- при реализации схем выплат роялти налогом по ставке 10% облагается лишь разница между полученным и уплаченным роялти. Это расширит возможности российских инвесторов, которые захотят вкладывать деньги в экономику тех стран, с которыми у России отсутствует нулевая ставка по дивидендам, роялти и процентам, а у Кипра эта ставка близка к нулю. В таких ситуациях будет выгодно использовать кипрскую компанию в качестве "прокладки" для уменьшения налогообложения заработанных денег;
- возможность использования иностранными инвесторами преимуществ широкой сети договоров об избежании двойного налогообложения.
В заключение стоит отметить, что большая информационная открытость Кипра и его приближение к европейским стандартам приведет к тому, что компании, зарегистрированные сейчас на Кипре и заинтересованные в отсутствии информационной транспарентности, переместятся в иные юрисдикции (благо их четыре десятка в известном списке Минфина). В остальном изменения могут коснуться только крупных промышленных групп. Как отмечалось выше, нынешняя привлекательность Кипра для иностранных предпринимателей и заключается именно в том, что регистрация на острове обеспечивает свободное перемещение капитала из России в Европу и обратно.
А то, как будут развиваться двусторонние отношения и какие в них будут превалировать акценты, покажет время.
И. Соловьев,
профессор, заслуженный юрист РФ, д.ю.н.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данный приказ были внесены два изменения: в феврале 2009 года в список добавлены Сейшельские острова, а 21 августа 2012 года из списка исключена Республика Кипр (правда, только с 1 января 2013 года).
*(2) К слову, распоряжением Кабмина Украины от 23.02.2011 N 143-р вследствие заключения нового налогового соглашения из списка офшорных зон был исключен Кипр. Ранее украинские предприятия, заключавшие с кипрскими компаниями коммерческие договоры, имели благоприятные возможности выводить за границу доходы от ценных бумаг, другие пассивные доходы без какого бы то ни было налогообложения. Вследствие указанного решения объем вывода капитала на Кипр сократился, а операции по минимизации налоговых обязательств при участии кипрских компаний-инвесторов и Кипра стали практически невозможными. Налоговая система Украины избавилась от необоснованных налоговых льгот и, соответственно, увеличила поступления в бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1