Технология оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных учреждений
В статье представлен опыт организации работ по оценке и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных учреждений в Сургутском центре оценки и сертификации персонала в процессе аттестации на соответствие занимаемой должности. В Центре разработаны процедура оценки, база тестовых заданий, диагностических упражнений, сценариев проведения групповой дискуссии.
Деятельность по оценке и сертификации осуществляется Сургутским центром оценки и сертификации персонала, который основан в 2010 году. Специалисты по оценке и сертификации квалификации персонала должны опираться в своей деятельности на профессиональные стандарты. Поскольку профессиональный стандарт руководителя образовательного учреждения отсутствует, в настоящее время Центр осуществляет исследование, посвященное разработке регионального профессионального стандарта руководителя муниципального образовательного учреждения. Разработка стандарта не завершена, но представленная ниже процедура оценки и сертификации позволяет нам углублять наше исследование и вносить в него коррективы.
Актуальность данной деятельности продиктована новым порядком аттестации руководителей образовательных учреждений в соответствии с приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (далее - Порядок аттестации). Данный приказ отменил с 1 января 2011 года действующее ранее Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации.
Таким образом, новый порядок аттестации касается педагогических работников, но не регулирует аттестацию руководителей образовательных учреждений. Ответственность за аттестацию руководителей образовательных учреждений в настоящее время несет учредитель. Так, Департамент образования города Сургута разработал и утвердил "Положение о порядке аттестации руководящих работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города". Аналогичные положения разработаны всеми субъектами управления муниципальной системой образования в Российской Федерации. Начата работа по созданию муниципальных систем аттестации. Безусловно, уже существуют варианты аттестации, они достаточно технологизированы. Актуальность исследований, осуществляемых Центром, обусловлена тем, что задача оценки компетенций и сертификации квалификации в процессе аттестации ставится впервые. В этой связи муниципальные органы управления образованием вправе создавать свою технологию оценки на основе положения об аттестации.
Особая среда профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность руководителя муниципального образовательного учреждения осуществляется в особых экономических условиях, в особой среде - муниципальной. Различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (дотационные субъекты и субъекты-доноры) создают диаметрально противоположные условия функционирования муниципальных образовательных учреждений. Это, в свою очередь, вносит коррективы в процесс управления муниципальных образовательных учреждений.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения как специфического вида деятельности. Этому есть объективные причины.
Во-первых, образовательные учреждения в период с 2000 года по настоящее время меняли свой статус по мере изменения законодательства и укрепления вертикали управления. В связи с разграничением полномочий на федеральные, полномочия субъектов федерации и полномочия муниципальных органов власти образовательные учреждения получили новый статус, из бюджетных (БОУ) они трансформировались в муниципальные бюджетные образовательные учреждения (МБОУ).
Во-вторых, процесс изменений на данный момент не завершен. С введением новых законов *(1) и подзаконных актов образовательные учреждения продолжают менять свой организационно правовой статус.
Так, появились новые организационно-правовые формы образовательных организаций - это казенные, бюджетные и автономные образовательные учреждения, каждое из которых имеет специфику управления.
Безусловно, за указанный выше период в системе общего образования произошли существенные изменения не только в организационно-правовой форме образовательных учреждений, но и в содержании образования, в организации образовательного процесса, в педагогических технологиях, применяемых, в процессе обучения. Изменились требования к педагогическим кадрам, которые отражены в новом Порядке аттестации.
Приняты новые положения о лицензировании образовательных учреждений, об аттестации и аккредитации, систематизированы требования государственного контроля и надзора в сфере образования, что существенно изменило подходы к определению результатов деятельности образовательных учреждений*(2).
Введение подушевого финансирования образовательных учреждений, участие образовательных учреждений в системе госзакупок, котировок, тендеров, изменения в подходах к стимулированию и мотивации педагогического труда - все это требует новых компетенций от руководителя муниципального образовательного учреждения.
Таким образом, переосмысление требований к должности руководителя муниципального образовательного учреждения, набора компетенций, составляющих его компетентность насущная потребность как науки, так и практики управления образованием.
Отработка механизма оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных учреждений будет осуществляться не один год. Представим некоторые результаты с целью обмена и организации диалога с заинтересованными лицами и организациями. Апробация процесса оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных учреждений проводилась совместно с Департаментом образования Администрации Сургута.
Подходы к механизму оценки
Центром выполнен ряд работ, которые можно представить поэтапно.
На первом этапе были конкретизированы компетенции, которые необходимо оценивать у руководителей муниципальных образовательных учреждений (директоров школ, заведующих дошкольными образовательными учреждениями, руководителей учреждений дополнительного образования). Работа по идентификации компетенций не завершена, она продолжается, поскольку выделенные для оценки компетенции пока не в полной мере отражают профессиональную деятельность руководителя образовательного учреждения.
В настоящее время центр руководствуется картой компетентностей, предложенной Департаментом образования.
Данная карта легла в основу технического задания, по которому разрабатывался инструментарий для оценки руководителей.
По каждой группе компетентностей аттестуемый может набрать 25 баллов, максимальный уровень равен 100 баллам.
Сформированность компетенций проверяется в несколько этапов, заключительная оценка осуществляется аттестационной комиссией департамента с учетом результатов тестирования, групповой дискуссии, диагностических упражнений, которые проводятся в Сургутском центре оценки и сертификации персонала (СЦО и СП).
Таким образом, СЦО и СП проводит только часть аттестационной процедуры. Перечень компетентностей оцениваемых в процессе аттестации, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Карта компетентности в управленческой деятельности
Показатели для оценки уровня профессиональных компетентностей | Количество баллов |
1 | 2 |
Правовая компетентность | 25 баллов |
Знание: | |
- законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность | |
- гражданского законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней | |
- административного законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней | |
- трудового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней | |
- бюджетного законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней | |
- правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения | |
- основ экономики, социологии | |
- нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования | |
- правил по охране труда и технике безопасности | |
- делопроизводства и документооборота согласно номенклатуре дел образовательного учреждения | |
Профессиональная компетентность | 25 баллов |
Знание: | |
- приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации | |
- теоретических основ и методов управления образовательными системами, особенностей управления в сфере образования | |
- ведущих управленческих школ и концепций | |
- стратегии развития образования в РФ, округе, городе | |
- систем и методов материального и морального стимулирования работников | |
- принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности | |
- достижений современной психолого-педагогической науки и практики | |
- современных управленческих технологий | |
- основ менеджмента, управления персоналом | |
- основ управления проектами | |
Коммуникативная компетентность | 25 баллов |
Знание: | |
- методов убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе | |
- технологий диагностики причин конфликтных ситуаций | |
- методов профилактики конфликтных ситуаций | |
- методов разрешения конфликтных ситуаций | |
- методов управления процессом общения в рамках образовательной системы | |
- методов управления процессом общения вне рамок образовательной системы | |
- способов побуждения к самостоятельной активности педагогов и обучающихся (воспитанников) | |
- способов создания благоприятного эмоционального фона в учреждении | |
- способов создания комфортных условий для общения "руководитель - руководитель" | |
- способов создания комфортных условий для общения "руководитель - подчиненный" | |
Информационная компетентность | 25 баллов |
Знание: | |
- основ работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
- способов получения, передачи, обработки и хранения информации | |
- функциональной схемы компьютера, назначение и основные функции операционной системы | |
- основных видов информационных услуг, предоставляемых сетью Интернет | |
- способов создания веб-сайтов | |
Итого | 100 баллов |
Поскольку в научной литературе дискуссии по определению компетенций руководителя образовательного учреждения продолжаются и нормативно не закреплены, в данной карте взяты за основу четыре группы компетентностей из квалификационного справочника (правовые, коммуникационные, информационные и профессиональные).
Далее идентифицированы компетенции, входящие в состав групп компетентностей.
На втором этапе разработан инструментарий оценки компетенций. К инструментарию относится база тестовых заданий, кейсы, сценарий групповой дискуссии, показатели и критерии оценки.
На третьем этапе разработанный материал был представлен на экспертизу в Департамент образования. После согласования инструментарий был принят к апробации.
На четвертом этапе организовывалась работа по оценке, которая осуществлялась в течение четырех месяцев. По результатам оценки выдавались сертификаты.
В Сургутском центре оценки и сертификации в 2012 году проходили процедуру оценки три группы руководителей - это директора школ; заведующие дошкольными учреждениями; руководители учреждений дополнительного образования, общее число оцениваемых составило 60 человек.
В 2013 году работа центра будет продолжена. По предварительным данным департамента, планируется аттестация еще 46 руководителей.
Процедура тестирования и инструментарий оценки
Рассмотрим процедуру тестирования, которая осуществлялась по согласованному с Департаментом образования графику. Каждому тестируемому назначалось определенное время тестирования. На тестирование отводилось 1 ч 30 мин. Каждый руководитель получал свой индивидуальный набор теста, который содержал 60 вопросов. Подготовленная центром база тестовых заданий содержала более 1 тыс. вариантов, 134 кейса для анализа Компьютерное тестирование осуществлялось как в стационарном режиме в центре, так и в режиме онлайн по желанию аттестующихся.
Подробнее рассмотрим инструментарий, применяемый в процессе оценки.
Инструментарий оценки правовой компетентности руководителя разрабатывался на основе следующего перечня законов, нормативно-правовых актов, документов: Конституция РФ - ст. 43; Конвенция о правах ребенка, (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); Декларация прав и свобод человека и гражданина (постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1); Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 12.11.2012); Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011); Трудовой кодекс РФ - гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2005 "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (ред. от 31.03.2009); Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, утв. в образовательном учреждении, а также СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 23.12.2002); проект приказа Минобрнауки России об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 14.05.2012.
Для оценки правовой, профессиональной, коммуникативной и информационной групп компетентностей были разработаны тестовые задания, подготовлены сценарии групповых дискуссий "Мои поправки в проект нового Закона "Об образовании", "Внедрение ФГОС: проблемы, перспективы", кейсы для анализа.
Аттестуемые в назначенный день проходят обязательную процедуру тестирования и по желанию записываются на дополнительные испытания, а именно: групповую дискуссию и решение кейсов.
По итогам тестирования подготовлено 60 протоколов с подробным описанием результатов. Процедура тестирования проводится на основе лицензированного программного продукта, который позволяет получить подробный протокол по каждому ответу. Например: если аттестуемый выбрал неверный вариант ответа, в протоколе указывается вариант, выбранный аттестуемым, и верный вариант. В протоколе содержится подробный анализ всех шестидесяти ответов.
Сертификат квалификации выдается тем аттестуемым, которые прошли все предлагаемые варианты испытаний. В настоящее время выдано 24 сертификата. Следует признать, что только 40% от общего числа аттестующихся согласились пройти добровольно дополнительные испытания. Мы выражаем им благодарность и признательность.
Примеры тестовых заданий
Для оценки правовой компетентности
1. В трудовом договоре указывается наименование должности:
А) В точном соответствии с квалификационным справочником.
Б) В соответствии со штатным расписанием.
В) В точном соответствии с квалификационным справочником и штатным расписанием.
2. В трудовом договоре указано, что работник принят на время декретного отпуска сотрудницы. Является ли такой договор срочным?
А) Да, является, так как он заключен для замещения отсутствующей работницы на время ее отпуска по беременности и родам и в нем это указано.
Б) Нет, не является срочным.
В) Договор является бессрочным.
3. Является ли диплом бакалавра, выданный негосударственным образовательным учреждением, подтверждением высшего образования для установления должностного оклада в бюджетном учреждении?
А) Является подтверждением высшего образования.
Б) Не является подтверждением высшего образования.
В) Является в некоторых случаях.
4. Привлечение отдельных работников к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях:
А) По письменному приказу (распоряжению) администрации школы с разрешения профкома, предоставлением другого дня отдыха в течение ближайших двух недель или оплаты.
Б) По указанию руководителя.
В) По желанию работника.
Для оценки профессиональной компетентности
1. "Моя дочь - ученица 4-го класса, в классе 25 человек. Иностранный язык преподается одним учителем всему классу, без деления на группы. Чему их можно научить? Разве это правомерно!"
А) Деление класса при наполняемости 25 человек для 4-го класса допускается, но не является обязательным.
Б) Деление класса при наполняемости 25 человек для 4-го класса для преподавания иностранных языков является обязательным.
В) Учителей иностранных языков не хватает, о каком делении на подгруппы можно говорить.
2. Продолжительность рабочего дня учителя и сотрудников школы определяется:
А) Расписанием и графиком, утвержденным директором школы по согласованию с профкомом.
Б) Должностными обязанностями, возложенными на работника.
В) Правилами и Уставом школы.
Г) Руководителем.
3. Во время каникул педагогические работники привлекаются администрацией школы к педагогической и организационной работе:
А) В пределах времени, не превышающего средней учебной нагрузки в день.
Б) График работы в каникулы, согласованный с профкомом, доводится до сведения работников.
В) На столько необходимо по решению администрации.
4. В 10-м классе 37 человек. Является ли это нарушением СанПиН?
А) Это прямое нарушение п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.
Б) Наполняемость класса не должна превышать 25 человек.
В) Это не является нарушением.
Г) Это не является нарушением при наличии вакансий.
Для оценки коммуникативной компетентности
1. Примером критики-сопереживания является:
А) "Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...".
Б) "Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня, ведь дело не сделано".
В) "Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно...".
Г) "Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить".
2. К принципам общения с "трудными" людьми можно отнести следующие:
А) Подчеркивайте свою роль и разницу в положении.
Б) Сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не попадайте под влияние эмоционального заряда оппонента.
В) Развивайте контакт, держите ситуацию под контролем.
Г) Применяйте допросную тактику.
Д) Установите контакт с вашим оппонентом.
Е) Настаивайте на собственной правоте.
3. К факторам, ориентирующим руководителя на административные средства разрешения конфликта, относят:
А) Индивидуально-психологические особенности личности (конфликтная личность).
Б) Неосознанные действия субъектов социального взаимодействия, ставшие причиной конфликтной ситуации.
В) Уровень профессиональной подготовки сотрудника не соответствует занимаемой должности, но есть условия для его повышения.
Г) Амбициозность отношений ("нашла коса на камень").
В вышеуказанных вариантах заданий необходимо выбрать правильные варианты ответов. Разработаны задания на определение соответствия, последовательности, открытые и др.
Безусловно, нас волновало, как справятся аттестуемые с тестированием.
Большая часть неверных ответов касалась вопросов об организации новой процедуры аттестации педагогов, применения Трудового кодекса РФ в части дисциплинарной ответственности, дифференциации оплаты труда. Были неверные ответы в заданиях на оценку информационной компетентности. Тестируемые получили консультации по вопросам и рекомендации для развития компетенций.
Общее число тестируемых составило 60 человек. Тестируемые были разделены на три группы руководителей (директора школ, заведующие дошкольными учреждениями, руководители учреждений дополнительного образования). Для каждой группы тестируемых предлагался набор тестовых заданий, учитывающий специфику деятельности, содержащий не менее трехсот заданий.
Все тестируемые предварительно были ознакомлены с перечнем дидактических единиц и примерными вариантами тестовых заданий. Каждому предоставлялась возможность получения индивидуальных консультаций и прохождения пробного тестирования.
В процессе тестирования каждый тестируемый получал 60 заданий, которые необходимо выполнить за указанное время. Руководители справились с тестированием. Выполнили пороговые значения, или 70% от общего числа заданий 13% тестируемых. 87% тестируемых показали результаты от 75 до 93%.
Таким образом, директора школ, заведующие дошкольными образовательными учреждениями и руководители учреждений дополнительного образования прошли этап тестирования успешно. Наилучшие показатели продемонстрировали руководители учреждений дополнительного образования со средним результатом в 84%. Средний результат директоров школ 82%.
Оформление итогов тестирования
Представим фрагмент документа по результатам, который выдается по итогу тестирования по каждому из 60 заданий с указанием процента верных ответов (табл. 2).
Таблица 2
Фрагмент итогового документа по результатам тестирования
Вопрос 23 | |
Правильный: | Нет |
Баллы: | 0 |
Время: | 17.04.2012 10:36 |
Вопрос: | Выберите 1 правильный ответ. Ребенок ходит в подготовительную группу. В апреле ребенку исполнилось 7 лет. Каждый год он ходил в летний дежурный детский сад. Правомочно ли заявление администрации о том, что, учитывая возраст ребенка, он не детсадовский контингент и его не возьмут в летний дежурный детский сад? |
Ответ: | Администрация детского сада обязана предоставлять место в дежурном детском саду на летний период |
Правильный ответ: | Администрация детского сада не обязана предоставлять место в дежурном детском саду на летний период, если только это не обговорено в договоре |
Вопрос 25 | |
Правильный: | Да |
Баллы: | 1 |
Время: | 17.04.2012 10:41 |
Вопрос: | Выберите 1 правильный ответ. Вы стали свидетелем диалога между вашим заместителем и воспитателем. Заместитель пытается установить причину того, что во время занятий дети гуляют по спальне. Ваши действия |
Ответ: | Поддержу заместителя, напомню и предупрежу воспитателя об ответственности за жизнь и здоровье детей |
Правильный ответ: | Поддержу заместителя, напомню и предупрежу воспитателя об ответственности за жизнь и здоровье детей |
После тестирования предполагаются дополнительные испытания по желанию аттестующихся: участие в групповой дискуссии по выбранной теме, диагностические упражнения, решение кейсов.
Эти виды испытаний оцениваются группой экспертов.
В настоящее время весь инструментарий разработан, но Департамент образования решил ограничиться тестированием, другие виды испытаний организует аттестационная комиссия вне Центра оценки и сертификации.
Тем не менее Центр продолжает предлагать и другие виды испытаний для сертификации квалификации компетенций руководителей муниципальных образовательных учреждений.
Рассмотрим один из предложенных примеров ситуации для анализа в процессе сертификации.
Пример
Инна Сергеевна Самылова проработала в школе секретарем 15 лет, за это время сменилось три руководителя. Весь этот период она получала доплату 12% от оклада за работу с компьютером и другими техническими средствами. Инна Сергеевна умела убедить каждого директора в том, что она незаменима и труд ее связан с большими нагрузками, а каждый рабочий день отличается высокой степенью напряженности. Оберегая здоровье секретаря, руководители соглашались со сложившимся когда-то графиком работы И.С. Самыловой: 6-часовой рабочий день, методический день раз в неделю. По распоряжению нового директора на ее рабочем месте установили новую мебель, офисное кресло, современный ноутбук.
Когда в сентябре Инна Сергеевна не обнаружила в расчетном листке начислений в объеме 12% от оклада за вредные условия труда, то посчитала это недоразумением. Она напомнила молодому руководителю, что его предшественники высоко ценили ее трудовые усилия и устанавливали доплату каждый год. Но ей не только отказали в компенсационных выплатах, так как рабочее место было переоборудовано, но и изменили график работы: по 8 часов ежедневно с 1-часовым интервалом для приема пищи. Рабочая неделя для Инны Сергеевны составляла теперь 40 часов. На вопрос секретаря, почему сняты "доплаты за вредность", директор ответил, что рабочее место секретаря полностью модернизировано, и он считает, что теперь условия работы не являются вредными.
Объекту оценки предлагалось ответить на вопросы: правомерны ли действия руководителя? Как следует поступить руководителю в данной ситуации? Пояснить действия, опираясь на статьи Трудового кодекса.
Подобные ситуации из реальной практики подобраны для экспертной оценки руководителей в процессе сертификации квалификации. Центр готовит публикацию инструментария, для оценки компетентности руководителей муниципальных образовательных учреждений в процессе аттестации.
Проблемы и возможные пути решения
Основная проблема, с которой Центр столкнулся в процессе разработки инструментария оценки, связана с тем, что не существует единой системы оценки результата трудовой деятельности руководителя образовательного учреждения и перечня компетенций, которые позволяют достигать определенных результатов.
В научной литературе продолжается дискуссия о компетентности и компетенциях руководителя образовательного учреждения. За период с 2006-го по 2011 год защищено более 30 диссертационных исследований, рассматривающих те или иные компетенции руководителя. Как пишет О.В. Иванова в своем исследовании, "на сегодняшний день единой классификации компетентностей/компетенций не существует. Каждый автор выделяет "удобные" для своего исследования группы" [3]. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является подход, представленный Шмельковой Ларисой Витальевной, заместителем начальника отдела Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ на интернет-семинаре "Новые требования к квалификации руководителя образовательного учреждения" (01.03.2011) [4]. Л.В. Шмелькова компетенции руководителя группирует на правовые, финансово-экономические, эргономические, кадровые и методические, организационные, психолого-педагогические и управленческие.
С одной стороны, данный набор компетенций в наибольшей степени соответствует современным реалиям управленческой деятельности руководителя, но, с другой, он входит в противоречие с компетентностями, обозначенными в Квалификационном справочнике [5].
На сегодняшний момент существующий инструментарий и методы оценки пока не позволяют в полной мере оценить квалификацию. Инструментарий позволяет оценить знания, но не потенциальные возможности руководителя. Отсутствие профессионального стандарта руководителя образовательного учреждения приводит к многообразию противоречивых требований к руководителю образовательного учреждения. В исследованиях, рассматривающих компетенции руководителя, не анализируются документы сферы труда, в частности Квалификационный справочник работников образования.
Понятийный аппарат педагогических исследований, посвященных анализу компетенций руководителя, существенно отличается от понятийного аппарата, используемого в сфере труда. В исследованиях компетенций руководителя недостаточно представлена ориентация на результаты деятельности образовательного учреждения и персональные результаты руководителя. Недостаточно исследований, посвященных изучению особенностей управленческих компетенций руководителя муниципального образовательного учреждения.
В настоящее время Сургутский центр оценки и сертификации персонала возглавил деятельность по разработке регионального стандарта профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения. В процесс разработки стандарта включилось более 300 руководителей образовательных учреждений ХМАО - ЮГРЫ. Стандарт позволит выстроить единую систему оценки компетенций руководителей муниципальных образовательных учреждений с учетом региональных задач и особенностей развития муниципальных систем образования ХМАО - ЮГРЫ. Необходимость формирования системы компетенций руководителя, потребует внедрения инновационных подходов повышения квалификации и переподготовки.
Вот в этом направлении и предстоит работать.
Библиографический список
1. Боровик В.Г. Об изменениях в порядке лицензирования образовательной деятельности // Администратор образования. - 2011. - N 10. - С. 69-78.
2. Боровик В.Г. О требованиях нового положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций // Администратор образования. - 2011. - N 9, 11. - С. 76-86; С. 64-76.
3. Иванова И.О. Проектирование системы оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений: дис. канд. пед. наук. - Калининград, 2011.
4. Шмелькова Л.В. Интернет-семинар "Новые требования к квалификации руководителя образовательного учреждения" (01.03.2011) [Электронный ресурс] URL: http://www.resobr.ru/materials/1289/30385/.
5. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих). - Сборник нормативных правовых актов с комментариями / Под ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. - М.: МИСИС, 2009. - 94 с.
Н. Шкляева,
канд. ист. наук, доцент,
зав. кафедрой менеджмента
Сургутского государственного педагогического университета,
директор Сургутского центра оценки и сертификации персонала
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012); Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 06.11.2011).
*(2) Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (ред. от 24.09.2012).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107