Администрирование доходов в системе МЧС
Приказом МЧС РФ от 28.06.2012 N 382 утвержден Порядок осуществления территориальными органами МЧС России и федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - Приказ МЧС РФ N 382, Порядок МЧС РФ N 382). Рассмотрим данный приказ и основные положения бюджетного законодательства в отношении администрирования доходов.
Порядок установления бюджетных полномочий главных администраторов доходов
Бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы РФ регламентированы ст. 160.1 БК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 160.1 БК РФ бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также ЦБ РФ осуществляются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 995*(1), являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов РФ, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.
В силу п. 1 ст. 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
- представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании положений БК РФ и Постановления Правительства РФ N 995 разработан и утвержден Порядок МЧС РФ N 382. В соответствии с п. 3 данного документа территориальные органы МЧС в двухмесячный срок должны:
- сформировать и утвердить перечень подчиненных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- принять правовые акты о наделении подчиненных администраторов полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и об установлении порядка доведения ими указанных актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов по доходам, зачисляемым в бюджет субъекта РФ или местный бюджет.
Кроме того, территориальные органы МЧС и федеральные государственные казенные учреждения, находящиеся в ведении министерства, самостоятельно организуют обмен между структурными подразделениями информацией, связанной с осуществлением бюджетных полномочий главного администратора доходов (п. 5 Порядка МЧС РФ N 382).
Территориальные органы МЧС и федеральные государственные казенные учреждения, находящиеся в ведении министерства (п. 6 Порядка МЧС РФ N 382):
а) формируют и представляют в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, зачисляемым в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, следующие документы:
- прогноз поступлений доходов в сроки, установленные нормативными правовыми актами, по форме, согласованной с финансовым органом субъекта РФ и финансовым органом муниципального образования;
- аналитические материалы по исполнению соответствующего бюджета в части доходов, в установленные законодательством РФ сроки;
- сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта соответствующего бюджета;
- сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана;
б) представляют в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, зачисляемым в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Отчетность составляется по формам и в сроки, установленные Приказом Минфина РФ N 191н*(2).
Бюджетная отчетность главных администраторов доходов бюджетов, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы РФ
Разъяснения по вопросу формирования и представления бюджетной отчетности федеральными органами власти (государственными органами), их подведомственными территориальными управлениями (казенными учреждениями), осуществляющими полномочия главных администраторов доходов бюджетов в отношении источников доходов, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы РФ, содержащих код элемента бюджета "01" (далее - федеральные администраторы поступлений), Минфин дает в Письме от 05.07.2012 N 02-06-07/2561. Приведем его положения.
Бюджетная отчетность составляется в соответствии с Инструкцией N 191н. Отчетность о результатах администрирования главными администраторами доходов, распределяемых между бюджетами бюджетной системы РФ, составляется по данным бюджетного учета, сформированным следующими проводками.
1. Начисление доходов федеральными администраторами поступлений на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств, в доход соответствующего бюджета:
Дебет аналитических счетов счетов 1 205 00 000 "Расчеты по доходам", 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
Кредит аналитических счетов счета 1 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта" (абз. 2 п. 78, абз. 2 п. 120 Инструкции N 162н*(3))
2. При зачислении указанных платежей на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ", открытый территориальным ОФК для распределения поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ:
- территориальные ОФК в соответствии с Приказом Минфина РФ N 92н*(4) направляют администраторам поступлений, а также соответствующим финансовым органам в части поступлений, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0531455 - приложение 5 к Приказу Минфина РФ N 92н) с приложением информации из расчетных документов (либо расчетные документы на бумажном носителе);
- федеральные администраторы поступлений оформляют на основании вышеназванных документов бухгалтерскую запись:
Дебет аналитических счетов счета 1 210 02 100 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам"
Кредит аналитических счетов счетов 1 205 00 000 "Расчеты по доходам", 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (абз. 11 п. 78, абз. 2 п. 91, абз. 11 п. 104 Инструкции N 162н)
Территориальные ОФК ежедневно на следующий день после получения из учреждения банка выписок и приложенных к ним документов направляют федеральным администраторам поступлений Справку о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468 - приложение 18 к Приказу Минфина РФ N 92н) по поступлениям, перечисленным в бюджеты бюджетной системы РФ.
3. Федеральные администраторы поступлений на основании справки о перечислении поступлений в бюджеты на суммы доходов, перечисленных после распределения в бюджеты, отличные от уровня бюджета, установившего ставку налога (отличного от элемента бюджета "01"), осуществляет запись:
Дебет аналитических счетов счета 1 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта"
Кредит аналитических счетов счета 1 210 02 100 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" (абз. 8 п. 91, абз. 5 п. 120 Инструкции N 162н)
4. Учет федеральными администраторами поступлений платежей от плательщиков в последний день отчетного периода и на отчетную дату, оставшихся на счете 40101 для их распределения и последующего перечисления на счета соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в следующем отчетном периоде, отражается в учете проводкой:
Дебет аналитических счетов счета 1 210 04 000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет"
Кредит аналитических счетов счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" (абз. 10 п. 91, абз. 2 п. 94 Инструкции N 162н)
Суммы распределенных доходов, зачисленных на счет 40101 в предыдущем отчетном периоде, поступивших в доход федерального бюджета, отражаются бухгалтерской записью:
Дебет аналитического счетов счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам"
Кредит аналитических счетов счета 1 210 04 000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" (абз. 11 п. 91, абз. 4 п. 94 Инструкции N 162н)
5. Федеральными администраторами поступлений суммы распределяемых доходов, зачисленные на счет 40101 в предыдущем отчетном периоде, перечисленные органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ, отражаются проводкой:
Дебет аналитических счетов счета 1 401 10 000 "Доходы текущего финансового года"
Кредит аналитических счетов счета 1 210 04 000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" (абз. 3 п. 94 Инструкции N 162н)
Минфин разъясняет, что в силу положений бюджетного законодательства РФ лицевой счет поступлений на единых счетах бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований федерального администратора не открывается. Поэтому в бюджетном учете отражение федеральными администраторами поступлений распределенных сумм доходов на единые счета бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований не представляется возможным, поскольку нет первичного документа, подтверждающего указанные зачисления.
В связи с этим финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований по мере зачисления на соответствующие единые счета бюджетов распределяемых поступлений с кодами элементов других бюджетов (элемента бюджета "01") на основании полученной ими от органов Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0531455) отражают в бюджетном учете:
- поступления доходов по кассовому исполнению бюджета:
Дебет аналитических счетов счета 1 202 11 510 "Поступление средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства"
Кредит аналитических счетов счета 1 402 10 000 "Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет" (абз. 2 п. 56, абз. 2 п. 125 Инструкции N 162н)
Одновременно отражаются доходы, поступившие на единый счет бюджета:
Дебет аналитических счетов счета 1 210 02 100 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет"
Кредит аналитических счетов счета 1 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта" (абз. 9 п. 91, абз. 2 п. 120 Инструкции N 162н), содержащих в разрядах 1-3 номера счета код федерального администратора поступлений, согласно Указаниям о применении бюджетной классификации*(5)
Таким образом, федеральные администраторы поступлений бюджетную отчетность в части распределенных сумм доходов, содержащих код элемента бюджета "01", в соответствующие финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований не представляют. При этом суммы задолженности плательщиков по начисленным доходам, распределяемым в бюджеты бюджетной системы РФ, отражаются в балансе исполнения федерального бюджета.
Вместе с тем согласно ст. 160.1 БК РФ федеральные органы власти (государственные органы) в силу возложенных бюджетным законодательством полномочий представляют финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований прогнозы, сведения об администрировании источников доходов, необходимых для обеспечения исполнения бюджета субъекта РФ, муниципального образования.
Порядок установления бюджетных полномочий администраторов доходов
В отношении территориальных органов МЧС и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении министерства, исполняющих бюджетные полномочия администраторов доходов в соответствии с принятыми ими правовыми актами, Приказ МЧС РФ N 382 ссылается на общие нормы п. 2 ст. 160.1 БК РФ. В соответствии с указанным пунктом администратор доходов обладает следующими полномочиями:
- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- осуществляет взыскание задолженности по указанным платежам;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в ОФК для осуществления возврата;
- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты и представляет уведомление в ОФК;
- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов, формирует и представляет главному администратору сведения и бюджетную отчетность администратора доходов бюджета;
- предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов. Информация передается в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетный учет администраторов доходов
Администрированию подлежат доходы бюджетов бюджетной системы РФ, к которым относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ).
В соответствии с Инструкцией N 162н учет доходов текущего периода ведется на счете 0 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта" по кредиту следующих аналитических счетов указанного счета:
- 0 401 10 110 "Налоговые доходы";
- 0 401 10 120 "Доходы от собственности";
- 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг";
- 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия";
- 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- 0 401 10 152 "Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";
- 0 401 10 153 "Доходы от поступлений от международных финансовых организаций";
- 0 401 10 160 "Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование";
- 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов";
- 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами";
- 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами";
- 0 401 10 180 "Прочие доходы".
В соответствии с п. 197 Инструкции N 157н*(6) доходы отражаются в бюджетном учете в момент возникновения требований к их плательщикам. Учет расчетов по доходам ведется на соответствующих аналитических счетах счета 205 00 "Расчеты по доходам".
Аналитический учет расчетов по счету ведется в карточке учета средств и расчетов и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам. Аналитический учет организуется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов. Отражение операций по счету осуществляется в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.
Учет расчетов по процентам, штрафам, пеням по предоставленным заимствованиям ведется на аналитических счетах счета 207 00 "Расчеты по кредитам, займам и ссудам". Аналитический учет по счету ведется в карточке учета выданных бюджетных кредитов, займов (ссуд) в разрезе видов заимствований и дебиторов, а также сумм основного долга, начисленных процентов, штрафов и (или) пеней. Операции по начислению процентов, пеней (штрафов) отражаются в журнале по прочим операциям.
Для учета администратором доходов операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей, а также расчетов с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, применяется счет 210 02 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции N 157н). Учет поступлений в бюджет ведется на основании первичных документов, согласно которым отражаются операции на лицевом счете администратора доходов, и документов, представляемых в ОФК (например, Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761)).
Корреспонденция счетов по администрированию доходов
Начисление администратором доходов от предоставления межбюджетных трансфертов согласно Уведомлению по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) сумм доходов по полученным межбюджетным субсидиям, субвенциям, дотациям и иным межбюджетным трансфертам отражается проводкой:
Дебет счета 0 205 51 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Начисление администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов (администратором возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) расчетов по возврату неиспользованных остатков межбюджетного трансферта в доход соответствующего бюджета, предоставившего трансферт, отражается проводкой:
Дебет счета 0 205 51 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 0 205 51 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Начисление администратором доходов от возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, расчеты по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта отражается проводкой:
Дебет счета 0 205 51 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 0 206 51 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Принятие на основании Уведомления по расчетам по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) сумм восстановленного в текущем финансовом году неиспользованного остатка межбюджетного трансферта прошлых лет, полученного в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, отражается проводкой:
Дебет счета 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 0 205 51 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Поступление сумм доходов отражается проводкой:
Дебет аналитических счетов счетов 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" (0 201 11 510, 0 201 21 510, 0 201 27 510), 0 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения", соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (0 210 02 110 - 0 210 02 180)
Кредит аналитических счетов счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" (0 205 11 660, 0 205 21 660, 0 205 31 660, 0 205 41 660, 0 205 51 660-0 205 53 660, 0 205 61 660, 0 205 71 660-0 205 75 660, 0 205 81 660)
Начисление администрируемых доходов отражается проводкой:
Дебет аналитических счетов счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" (0 205 11 660, 0 205 21 660, 0 205 31 660, 0 205 41 660, 0 205 51 660-0 205 53 660, 0 205 61 660, 0 205 71 660-0 205 75 660, 0 205 81 660)
Кредит аналитических счетов счета 0 401 10 100 "Доходы текущего финансового года".
Л. Салина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
*(2) Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция N 191н).
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Приказ Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
*(5) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н.
*(6) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"