Новое положение о военных комиссариатах
Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах (далее - Положение N 1609), с этой же даты оно вступило в силу. Прежнее положение, утвержденное Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 (далее - Указ N 1132), перестало действовать. Приведем отдельные нормы нового документа.
Общие положения
Пунктом 2 Положения N 1609 установлено, что военный комиссариат создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ.
Заметим, что данный раздел в сравнении с прежним положением более широко определяет основные принципы создания военных комиссариатов, их структуру, подчиненность.
Нормативная база. Расширен перечень документов, которыми должны руководствоваться в своей работе военные комиссариаты (п. 3 Положения N 1609). В частности, кроме Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ (в том числе издаваемых им как верховным главнокомандующим Вооруженными Силами), актов Правительства РФ, актов Минобороны, Положения N 1609 деятельность военных комиссариатов основывается на приказах, директивах и указаниях командующих войсками военных округов, актах федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, изданных в пределах их полномочий.
Организация деятельности. Как и прежде, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны и входят в состав военных округов (п. 4 Положения N 1609).
Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Минобороны (п. 5 Положения N 1609).
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (п. 6 Положения N 1609).
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Минобороны через командующих войсками военных округов (п. 7 Положения N 1609).
Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром.
Кроме того, п. 7 Положения N 1609 установлено, что служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную и общую служебную деятельность.
Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных Положением N 1609.
Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Минобороны, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.
Напомним, что утративший силу документ не содержал норм, регулирующих служебную деятельность военных комиссариатов.
Структура военных комиссариатов. В Положение N 1609 включены пункты, регулирующие структуру военных комиссариатов.
В частности, установлено, что военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств (п. 8 Положения N 1609).
Согласно п. 9 Положения N 1609 в структуру военных комиссариатов входят:
- командование;
- основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные));
- подразделения обеспечения;
- центры (отделы) социального обеспечения.
Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района.
Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром.
Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Начальникам отделов (муниципальных) военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности (п. 10 Положения N 1609).
В процессе своей деятельности военные комиссариаты взаимодействуют в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями (п. 11 Положения N 1609).
Наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания военных комиссариатов определяются Минобороны (п. 12 Положения N 1609).
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Новое Положение N 1609 содержит п. 13, которым определено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации личного состава военных комиссариатов осуществляются в подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) военных образовательных учреждений профессионального образования Минобороны, а также непосредственно в военном комиссариате в ходе специальной подготовки в порядке, установленном Минобороны.
Аппарат усиления. Нормы, регулирующие особенности создания аппаратов усиления, остались прежними.
Для обеспечения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования в мирное время создается аппарат усиления военного комиссариата (далее - аппарат усиления) (п. 14 Положения N 1609).
Порядок и нормы привлечения граждан к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления устанавливаются Минобороны.
Граждане привлекаются к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого ими с военным комиссариатом.
Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и руководителей организаций о количественном и персональном составе аппарата усиления, помещениях (зданиях), земельных участках, транспортных и других материальных средствах, необходимых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, а также о планируемых мероприятиях по мобилизационной подготовке с привлечением аппарата усиления.
Допуск представителей. Как и прежде, допуск в военные комиссариаты представителей федеральных органов исполнительной власти для работы с документами по оперативным, мобилизационным вопросам, а также по вопросам подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Минобороны (п. 15 Положения N 1609).
Проверка служебной деятельности. По-прежнему проверка состояния служебной деятельности военных комиссариатов осуществляется в порядке, установленном Минобороны. Положением N 1609 расширен порядок проверки служебной деятельности военных комиссариатов. Теперь проверки могут проводить должностные лица, которым военные комиссариаты подчинены, а также по их письменным предписаниям (выданным ими удостоверениям) другие должностные лица в пределах своих полномочий (п. 16 Положения N 1609).
Основные задачи военных комиссариатов
Основные задачи военных комиссариатов перечислены в п. 17 Положения N 1609, они включают в себя 43 пункта.
В целом задачи, возложенные на военные комиссариаты, не изменились, но есть исключения. Укажем те функции военных комиссариатов, которые не были перечислены в Указе N 1132:
- участие в работе по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил (далее - бронирование граждан, пребывающих в запасе) (пп. 5). Ранее военным комиссариатам было предписано проводить проверки по организации бронирования граждан;
- осуществление приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (пп. 11);
- организация работы аппарата усиления и руководство его деятельностью (пп. 12);
- организация при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления военного обучения граждан в период военного положения и в военное время в порядке, установленном Минобороны (пп. 18);
- расширение полномочий по организации и проведению мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу. Теперь такие мероприятия военные комиссариаты должны осуществлять и для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования (пп. 22);
- оповещение граждан, не пребывающих в запасе, о месте и времени явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной или альтернативной гражданской службы (пп. 28);
- обеспечение выполнения установленных для субъекта РФ и муниципальных образований норм призыва на военную службу (пп. 29);
- расширение полномочий по осуществлению учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, и граждан, самовольно оставивших воинские части. Если ранее военные комиссариаты должны были предоставлять информацию о них в правоохранительные органы, то теперь в их обязанность входит привлекать их к административной ответственности и направлять соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством РФ (пп. 30);
- реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 40).
Кроме того, не вошли в перечень задач военных комиссариатов следующие функции, предусмотренные Указом N 1132:
- участие совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований в работе по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- обеспечение на сборных пунктах вещевым имуществом граждан, призванных на военную службу и направляемых в органы военного управления, соединения, воинские части и другие организации Вооруженных Сил, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в порядке, установленном Минобороны. Заметим, что данная функция сборного пункта, как и прежде, закреплена в Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Минфина РФ от 02.10.2007 N 400;
- взаимодействие с органами службы занятости в переподготовке и трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Обратите внимание! Военные комиссариаты не вправе осуществлять приносящую доход деятельность (п. 18 Положения N 1609).
Право осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение, возникает у военных комиссариатов с момента получения такого разрешения и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством РФ (п. 19 Положения N 1609).
Руководство военного комиссариата
Военный комиссариат возглавляет военный комиссар. Военный комиссар назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа после согласования его кандидатуры с министром обороны. Военный комиссар непосредственно подчиняется начальнику штаба - первому заместителю командующего войсками военного округа (п. 20 Положения N 1609).
В пункте 21 Положения N 1609 перечислены обязанности, возложенные на военного комиссара.
Обеспечение деятельности военных комиссариатов
Принцип обеспечения деятельности военных комиссариатов остался прежним.
Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны (п. 23 Положения N 1609).
Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Минобороны (п. 24 Положения N 1609).
Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством РФ, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны.
О. Фурагина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"