Реклама медицинских услуг лечебного учреждения
Сегодня далеко не каждая медицинская организация может обойтись без рекламы. На первый взгляд, особой сложности в рекламировании медицинских услуг нет. Однако на самом деле действующее законодательство содержит немало требований к рекламе таких услуг. Некоторые особенности подобной рекламы будут освещены в настоящей статье.
Требования к рекламированию медицинских услуг
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе*(1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следует помнить, что рекламой является не любая информация. В качестве примера можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 15805/11, в котором арбитры сделали вывод, что размещение стоматологическим учреждением конструкции рядом со входом, содержащей слова и словосочетания "лечение зубов", "зубопротезирование", "ортодонтические услуги (исправление прикуса)", "лечение десен", "отбеливание зубов", свидетельствует о размещении сведений, носящих информационный характер и касающихся деятельности учреждения, которые не могут быть отнесены к рекламе.
Необходимо обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 58*(2), в соответствии с которым понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга". В вопросе определения медицинской услуги следует руководствоваться Номенклатурой медицинских услуг*(3).
В частности, в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N А13-8017/2012 указано следующее.
Из материалов дела следует, что в журнале размещена реклама следующего содержания: "Восточная китайская медицина. Центр здоровья и молодости. Пульсовая диагностика организма; лечение позвоночника и суставов; хронических заболеваний; иглоукалывание. Лечение детей. Все виды китайского массажа: огнем, вакуумный, баночный, гуаша, стоп ног и многое другое".
В рассматриваемом случае из всех перечисленных в рекламе услуг к медицинским отнесен только массаж стоп ног (класс А, раздел 21, подраздел 009 Номенклатуры медицинских услуг). Поскольку предупреждения о противопоказаниях оказываемой услуги по массажу реклама не содержала, следует признать наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 11 Правил предоставления платных медицинских услуг*(4) медицинские организации обязаны предоставить посредством размещения на своем сайте, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию о наименовании, месте нахождения, лицензии, медицинском персонале, перечне платных медицинских услуг с указанием цен. Подобная информация также не является рекламой.
Существует мнение, что если в информации размещены только сведения о медицинской организации и перечне медицинских услуг и отсутствуют сведения о стоимости и особенностях оказываемых медицинских услуг, то она не является рекламой.
Между тем суды признают такую информацию рекламой, если она привлекает внимание потребителей.
В частности, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N А29-5371/2012 арбитры признали размещенную информацию рекламой, так как она адресована неопределенному кругу лиц, очевидно, ассоциируется у потребителя с оказываемыми обществом медицинскими услугами и направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, а также содержит приглашение неограниченному кругу лиц воспользоваться этими услугами в следующей фразе: "Выбирайте сами, где и как лечиться, а мы будем рады Вас видеть".
Общие требования к рекламе содержатся в ст. 5 Закона о рекламе. Следует помнить, что общий запрет на использование в рекламе образов медицинских работников и указание на лечебные свойства (положительное влияние на течение болезни) объекта рекламирования на рекламу медицинских услуг и методов лечения не распространяются.
Конкретные требования к рекламе медицинских услуг указаны в ст. 24 Закона о рекламе, в соответствии с которой реклама медицинских услуг, в том числе реклама методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации, должна:
не содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате оказания медицинской услуги;
не содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием медицинской услуги;
не создавать представление о преимуществах медицинской услуги путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации медицинской услуги;
не содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее трех секунд, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее пяти секунд, а также ей должно быть отведено не менее 7% площади кадра, а рекламе, распространяемой другими способами, - не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).
Первые два и последнее требования не относятся к рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и иной рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
К рекламе медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности предъявляются дополнительные требования. Во-первых, она не должна обращаться к несовершеннолетним. Во-вторых, такая реклама не должна размещаться:
в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);
с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
В-третьих, реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Кроме того, она не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг.
Также следует учитывать, что в силу п. 7 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама медицинских услуг, на реализацию которых требуется получение лицензий, в случае отсутствия лицензии.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
Нарушение законодательства о рекламе влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (штраф для должностных лиц - от 4 000 до 20 000 руб., для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.).
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 субъектами административной ответственности за нарушение Закона о рекламе могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
В соответствии с п. 5-7 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Применительно к медицинским услугам рекламодателем признается лицо, их оказывающее. Довольно часто предприниматели даже не задумываются о том, что осуществляют определенную деятельность в отсутствие медицинской лицензии.
Например, в Постановлении от 19.12.2012 N А28-6510/2012 Второй арбитражный апелляционный суд, установив факт размещения в каталоге рекламы перманентного макияжа, сделал вывод, что перманентный макияж не входит в состав бытовых услуг и является медицинской услугой, что подтверждается Номенклатурой медицинских услуг, содержащей указания на такую услугу, как дермапигментация (перманентный татуаж, код услуги А17.31.002). Следовательно, для размещения такой рекламы необходимо наличие лицензии.
В роли рекламораспространителя чаще всего выступает издатель периодических печатных изданий, в которых размещается реклама медицинских услуг.
Так, в Решении Арбитражного суда Вологодской области от 10.12.2012 N А13-9204/2012 указано следующее.
Общество, являясь рекламораспространителем, допустило размещение в журнале рекламы медицинской услуги без предупреждения о наличии противопоказаний к ее применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Вина рекламораспространителя заключается в том, что он не принял всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о рекламе, хотя имелась возможность для соблюдения установленных норм.
Следует учитывать, что согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 58, если в отношении одной и той же рекламы одно лицо является одновременно рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, за соответствующее правонарушение оно подлежит привлечению к административной ответственности однократно.
Медицинская организация может быть привлечена также к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ в случаях установки рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установки рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента (штраф для должностных лиц - от 3 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 50 000 до 80 000 руб.).
В частности, в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 N А63-11451/2012 отмечено следующее.
Материалами дела подтверждается факт самовольной (без соответствующего разрешения) установки обществом шести рекламных конструкций с указанием услуг, оказываемых медицинским центром. При таких обстоятельствах привлечение общества к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ является правомерным.
Довод общества о том, что обнаруженные прокуратурой в ходе проверки конструкции носят информационный характер о деятельности общества и не являются рекламой, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, обнаруженные в ходе проверки конструкции содержат сведения о наименовании услуг, оказываемых организацией, и по своему виду и содержанию направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, что подтверждает директор общества в пояснениях, при этом за получением разрешения на установку рекламного щита в органы местного самоуправления директор общества не обращался.
Следует помнить, что при определенных обстоятельствах правонарушение может быть признано малозначительным и виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ).
Как отмечено в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10*(5), малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Чаще всего данное основание для освобождения от административной ответственности применяется в отношении рекламораспространителей.
В указанном выше решении Арбитражный суд Вологодской области посчитал совершенное рекламораспространителем правонарушение малозначительным, указав следующее.
Суд, исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 65, 71 АПК РФ, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, установил, что на момент вынесения оспариваемого постановления обществом был опубликован материал, указывающий на допущение нарушения законодательства о рекламе, грубого или неоднократного пренебрежения общества к исполнению своих обязанностей по выполнению требований законодательства о рекламе не выявлено. В действиях общества отсутствует прямой умысел, журнал распространяется только на территории города Череповца и имеет небольшой тираж, доказательств причинения существенного вреда интересам граждан, общества и государства материалы дела не содержат. Обществом также заявлено о том, что предупреждение о возможных противопоказаниях по ошибке лица, ответственного за размещение рекламы, было размещено на другой странице.
С учетом всех обстоятельств дела суд считает, что в данном случае назначенное наказание даже в размере минимальной санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (100 000 руб.) несоразмерно характеру совершенного правонарушения и не соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости, соразмерности наказания.
В отношении рекламодателей складывается несколько другая ситуация.
К примеру, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 N 18АП-442/2012 указано следующее.
Довод общества о малозначительности совершенного им правонарушения был обоснованно отклонен.
Несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение достоверной информации о рекламируемых услугах, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным интересам, а также жизни и здоровью потребителей рекламы, поскольку информация, содержащаяся в рекламе, связана с оказанием специфического рода услуг - медицинских. Реклама направлена на привлечение потребителей медицинских услуг. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться, что может привести к угрозе жизни и здоровью потребителей рекламы.
* * *
Подводя итог, следует отметить, что рекламирование медицинских услуг представляет собой не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Только надлежащее исполнение всех требований законодательства позволит медицинской организации избежать административной ответственности.
А. Мандрюков,
магистр права,
юрист КГ "Аюдар"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(2) Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
*(3) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н.
*(4) Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.
*(5) Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"