Профессиональный стандарт: правила разработки и утверждения
Квалификация работника в Трудовом кодексе упоминается неоднократно, при этом никакого определения ей до 15.12.2012 не давалось. Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ*(1) (далее - Закон N 236-Ф3) данный пробел был восполнен. Кроме того, было введено новое понятие, характеризующее квалификацию, - "профессиональный стандарт". А в январе 2013 года Правительством РФ были утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Что такое профессиональный стандарт, для чего он применяется и как разрабатывается, расскажем в статье.
Квалификация работника
Согласно новой ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Квалификация в первую очередь связана с трудовой функцией работника. В силу ст. 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, с профессией, со специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. До принятия профессиональных стандартов для определения трудовой функции за основу берутся:
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), который включает в себя тарифно-квалификационные характеристики, содержащие определения основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), который включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, а также требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Оба справочника утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787.
При этом если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
От квалификации работника в первую очередь зависит его заработная плата (ст. 132 ТК РФ). Кроме того, работники с более высокой квалификацией имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 79 ТК РФ). А несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. В этом случае несоответствие работника должно быть подтверждено результатами аттестации.
Каждый работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 21, 197 ТК РФ). При этом при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).
Профессиональный стандарт
О введении государственных профессиональных стандартов вопрос ставился еще в 1996 году, о чем свидетельствует Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 N 222.
А в Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы содержались положения о создании такой системы стандартов, которая смогла бы заложить требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ (Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2003 N 568-р). Да и существующие квалификационные справочники должностей сегодня уже не отвечают требованиям, предъявляемым работодателями к уровню знаний и квалификации работников.
И вот спустя довольно долгие годы усилия, направленные на создание профессиональных стандартов, наконец-то дали результат. Первый шаг к введению самого понятия "профессиональный стандарт" и установлению порядка его разработки сделан.
Итак, согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее - Правила). Данным постановлением также определено, что:
- функцию по установлению тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, выполняет Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- Минтруд дает разъяснения по вопросам применения Правил;
- реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах регламентированной Правительством РФ предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Разработка, утверждение и применение профессионального стандарта
Согласно Правилам проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее - разработчики).
Согласование проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрение и подготовку экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов осуществляет экспертный совет по профессиональным стандартам (далее - экспертный совет), созданный Минтрудом.
Экспертный совет формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций.
Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом методическими рекомендациями за счет собственных средств разработчиков в инициативном порядке.
Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтрудом с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений экспертного совета, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Проект профессионального стандарта представляется разработчиком в Минтруд одновременно со следующими документами:
- пояснительная записка;
- сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
- информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
Если комплект документов неполный, проект профессионального стандарта отклоняется.
Минтруд в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении или о принятии к рассмотрению проекта профессионального стандарта.
В случае принятия проект в течение 10 дней размещается на официальном сайте Минтруда в Интернете для общественного обсуждения.
Срок общественного обсуждения составляет не более 30 календарных дней со дня размещения проекта, по истечении которых проект профессионального стандарта по определенной группе занятий (профессий) направляется Минтрудом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который, в свою очередь, в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта направляет в Минтруд свои замечания и предложения.
После этого проект направляется в экспертный совет, который его рассматривает в течение 30 календарных дней. По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта.
На основании заключения Минтруд в течение 7 дней принимает решение об утверждении профессионального стандарта, либо о направлении проекта профессионального стандарта на доработку, либо об отклонении проекта профессионального стандарта.
Проект, требующий доработки с учетом заключения экспертного совета, направляется разработчику в течение 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
В свою очередь, доработанный проект профессионального стандарта направляется разработчиком в Минтруд для его повторного рассмотрения экспертным советом.
Если решением Минтруда проект утверждается, сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, ведение которого осуществляется Минтрудом в установленном им порядке.
В профессиональные стандарты допускается вносить изменения. Внесение изменений осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.
Правилами также установлен порядок применения профессиональных стандартов. Они применяются работодателями при:
- формировании кадровой политики и управлении персоналом;
- организации обучения и аттестации работников;
- разработке должностных инструкций;
- тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Кроме этого, в Правилах указано, что профессиональные стандарты применяются организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ, а также при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Поскольку вопрос о создании профессиональных стандартов в РФ обсуждался уже давно, на сегодняшний день в некоторых отраслях они уже были разработаны, например в области авиастроения, информационных технологий, индустрий гостеприимства и питания и т.д.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2015 году планируется разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Отметим, что принятие профессиональных стандартов на сегодняшний день не влечет отмены ЕТКС и ЕКС, поскольку если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых Правительством РФ (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Кроме того, процесс установления тождественности должностей и профессий не очень быстрый. Возможно, придется вносить в законодательство еще не одно изменение и дополнение, о чем мы будем своевременно информировать наших читателей.
Т.Ю. Комиссарова,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"