Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 558761-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за третьим ребенком", внесенному депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 08.09.2011 г. (протокол N 297, п. 49) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 558761-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым.
Указанным законопроектом предлагается внести изменения в три федеральных закона: Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (статьи 14, 15, 17.2); Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (статьи 1 и 7); Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (статьи 1.3, 10, 11.1, 11.2; 12).
Предлагаемые изменения направлены на увеличение продолжительности выплаты ежемесячного пособия на ребенка до трех лет. В настоящее время согласно статье 14 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста полутора лет.
Согласно законопроекту право на получение указанного пособия до достижения ребенком трехлетнего возраста предлагается предоставить как неработающим гражданам, так и работающим, в том числе подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае принятия закон предлагается вводить в действие поэтапно в течение трех лет в зависимости от количества детей, нуждающихся в определении в дошкольные учреждения, и фактической обеспеченности местами в этих учреждениях. С 2012 года выплату ежемесячного пособия до достижения ребенком трехлетнего возраста планируется осуществлять в 21 субъекте Российской Федерации, где количество детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, превышает 30% от общей численности детей дошкольного возраста, в 2013 году - от 20 до 30 % (24 региона) и в 2014 году - менее 20% (38 регионов).
Комитет отмечает следующее.
1. Законопроект направлен на усиление социальной защиты семей с детьми, решение проблем, связанных с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Вместе с тем авторами законопроекта не принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 19 июня 2002 г. N 11-П и от 10 ноября 2009 г. N 17-П) о необходимости особой защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Что предполагает дополнительные меры их социальной защиты по сравнению с другими гражданами.
В настоящее время согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указанным гражданам ежемесячное пособие по уходу за ребенком уже выплачивается до достижения ребенком возраста трех лет и в двойном размере (пункт 7 статьи 18).
Соответствующие изменения в указанный Закон законопроектом не вносятся.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Следует также иметь в виду, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики" предусмотрено введение ежемесячной денежной выплаты в размере определённого в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума ребенка нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет.
При этом субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации, будет оказываться финансовая поддержка из федерального бюджета. Согласно проекту федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 году на указанные цели предполагается направить 5,9 млрд. рублей, в 2014 году - 17,1 млрд. руб., в 2015 году - 26,9 млрд. руб.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, которой предусмотрены меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми.
В соответствии с планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р) запланировано проведение мониторинга эффективности мер социальной поддержки семей, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Таким образом, в настоящее время государство предпринимает дополнительные меры по усилению материальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе в возрасте до трех лет.
4. Согласно финансово-экономическому обоснованию дополнительные затраты на реализацию закона составят около 28 млрд. рублей из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом проектом федерального закона N 143347-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при установленной в настоящее время продолжительности выплаты указанного пособия - до достижения ребенком возраста полутора лет - в 2013 году составят 114,4 млрд. рублей. Следовательно, при увеличении продолжительности выплаты пособия вдвое, т.е. до достижения ребенком возраста трех лет, дополнительные расходы составят не менее 80,0 млрд. рублей, при условии, если правом на отпуск по уходу за ребенком до трех лет воспользуются не все граждане, имеющие право на такой отпуск. В то время как бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год формируется с дефицитом в сумме 22,8 млрд. рублей в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется из двух источников: федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Однако финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит расчетов дополнительных затрат федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно проекту федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на указанные цели потребуется более 55 млрд. рублей при выплате пособия до достижения ребенком возраста полутора лет. При увеличении продолжительности выплаты пособия до достижения ребенком возраста трех лет указанные расходы возрастут вдвое и составят более 110 млрд. рублей.
Таким образом, фактические расходы на реализацию закона могут составить более 312,4 млрд. рублей, дополнительные - более 153 млрд. рублей (без учета "чернобыльцев"). Даже поэтапное введение законопроекта окажет существенное давление на федеральный бюджет и бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом источник пополнения дополнительных затрат на реализацию закона не предложен.
5. Законопроектом не внесены необходимые изменения в пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
6. Отзывы на законопроект получены из 39 субъектов Российской Федерации. Общее количество отзывов и предложений - 70, из них: 24 - от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 46 - от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Положительные отзывы по законопроекту дали 21 законодательный (представительный) и 28 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отрицательные - 3 и 21 - соответственно.
Общее количество положительных отзывов - 49, отрицательных - 21.
Законопроект не поддерживают: Правительство Российской Федерации, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы есть замечания по законопроекту.
Учитывая изложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 558761-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым.
Первый заместитель |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.