Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 220675-6 "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов"
Досье на проект федерального закона
Проектом в целях реализации соответствующего положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности.
Запрет устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, увеличения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции.
Проектом определяется, что данный запрет распространяется на лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или Генеральный прокурор Российской Федерации, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.
Устанавливается, что нарушение запрета лицом, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица, влечет досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, федерального судьи, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также освобождение от иной должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, в связи с утратой доверия.
Помимо этого, устанавливается, что проверка соблюдения запрета осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены для осуществления проверки соблюдения лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми других установленных для них федеральными конституционными законами и федеральными законами ограничений и запретов. В ходе проверки в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" могут направляться запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскных мероприятий, о проведении таких мероприятий для добывания информации о соблюдении лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности.
В целях реализации положений проекта в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", а также в федеральные законы, определяющие правовой статус сотрудников органов прокуратуры, других федеральных государственных служащих, работников Центрального банка Российской Федерации и иных лиц, проектом федерального закона N 120809-6 вносятся соответствующие изменения.
В частности, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" дополняется положением, в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Росфинмониторинг), во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации и в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, информирует компетентные органы иностранных государств об устанавливаемом проектом запрете.
Предусмотренные проектом меры соответствуют рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и согласуются с введенными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" повышенными требованиями, предъявляемыми банками и иными кредитными организациями при приеме на обслуживание лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Проект необходимо рассматривать и принимать в пакете с проектом федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и проектом федерального закона N 120809-6.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов"
Принятие федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов"
Принятие федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов" потребует:
1. Внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1) Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";
2) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности";
3) Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации";
4) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации";
5) Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации";
6) Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";
8) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
9) Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
10) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
11) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
12) Трудовой кодекс Российской Федерации;
13) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
14) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
15) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
16) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
17) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
18) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Принятия актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющих порядок осуществления проверки соблюдения устанавливаемого проектом запрета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.