Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 70631-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, Д.Ф. Вяткиным, Р.Д. Курбановым, В.А. Поневежским, И.Л. Зотовым, А.Л. Красовым, Н.И. Макаровым, М.Е. Старшиновым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) изменений, направленных на усиление административной ответственности организаторов и участников массовых мероприятий, а также введение нового вида административного наказания - обязательных работ.
В частности, предлагается:
дополнить перечень видов административного наказания обязательными работами, заключающимися в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, и назначаемыми судом;
увеличить предельный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, до одного миллиона рублей, а на должностных лиц - до одного миллиона пятисот тысяч рублей;
усилить административную ответственность за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38 (нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании) и 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), в том числе путем значительного увеличения размеров административных штрафов и введения обязательных работ.
Как следует из пояснительной записки, внесение предлагаемого законопроекта обусловлено недостаточностью имеющихся санкций за указанные выше административные правонарушения.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта.
В то же время, по содержанию отдельных норм законопроекта имеются замечания и предложения.
Так, по мнению Комитета, необходимо дополнить часть 1 статьи 3.3 КоАП РФ нормой, в соответствии с которой обязательные работы могут назначаться только в качестве основного административного наказания.
В целях повышения качества правового регулирования предлагается целесообразным отнести установление порядка отбывания обязательных работ к ведению Правительства Российской Федерации.
Необходимо также дополнить предлагаемую статью 13.13 КоАП РФ нормой, в соответствии с которой обязательные работы не назначаются беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, признанным инвалидами первой группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статью 13.13" следует читать "статью 3.13"
Комитет полагает необходимым также дополнительно обсудить предлагаемые санкции статей 5.38 и 20.2 КоАП РФ с целью устранения чрезмерных разрывов между минимальными и максимальными размерами налагаемых штрафов, а также исключения возможности назначения несоизмеримых наказаний за одни и те же деяния. При этом предлагаемые максимальные размеры административных штрафов могут быть уменьшены, а минимальные - увеличены.
Целесообразно также обсудить возможность уточнения составов административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, выделить нормы об ответственности за неисполнение конкретных обязанностей и нарушение конкретных запретов, установленных законом, установить повышенную ответственность за нарушения, повлекшие наступление негативных последствий, разграничить составы административных правонарушений и составов преступлений.
Одновременно Комитет полагает целесообразным рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" ряда изменений, корреспондирующих изменениям, вносимым в КоАП РФ.
Кроме того, Комитет полагает целесообразным обсудить возможность внесения в Закон изменений, направленных на:
- уточнение содержания понятия "организатор публичного мероприятия";
- ограничение права быть организаторами публичных мероприятий лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления либо привлекавшихся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3 КоАП РФ;
- уточнение прав и обязанностей организаторов и участников массовых мероприятий, закрепление правовых механизмов осуществления ими своих прав и обязанностей;
- закрепление ответственности организаторов публичных мероприятий за вред, причиненный участниками массового мероприятия, в случае неисполнения ими предусмотренных законом обязанностей, направленных на предотвращение причинения такого вреда;
- установление в отношении участников массовых мероприятий запретов использования масок, средств маскировки и иных предметов, затрудняющих установление личности, иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства и психотропные вещества, находиться в месте проведения массового мероприятия в состоянии опьянения.
Вместе с тем, высказанные замечания не носят концептуального характера. Их реализация в законопроекте будет способствовать более полной реализации концепции законопроекта, более эффективному обеспечению безопасности граждан, защите прав и свобод человека и гражданина.
Высказанные замечания могут быть полностью учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 15 мая 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.