Пояснительная записка к проекту федерального закона N 70631-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 70631-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Досье на проект федерального закона

 

В настоящее время законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях нацелено преимущественно на защиту прав и интересов организаторов и участников публичных мероприятий. В меньшей степени в нем предусматривается применение превентивных мер и санкций, направленных на стимулирование организаторов публичных мероприятий к уважительному отношению и соблюдению законных интересов граждан, которые в связи с проведением массовых мероприятий испытывают ограничение конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и т.д.

Во многих случаях проведение публичных мероприятий препятствует доступу граждан к месту проживания, работы или учебы, общественным местам досуга и отдыха, а хозяйствующим субъектам - к офисным и производственным помещениям; наносит ущерб местам озеленения (цветникам), иным объектам благоустройства территорий, ухудшает санитарно-эпидемиологическую ситуацию, мешает проезду общественного и специального транспорта, проходу пешеходов.

Установленные КоАП РФ административные штрафы за нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ничтожны и неадекватны общественной опасности нарушений. Они также не являются превентивной мерой для лиц, совершающих правонарушения.

По действующему законодательству к гражданам или должностным лицам не выдвигается строгих требований и адекватного административного наказания за несоблюдение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Как отмечается в докладе "Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан" (2010 г.), подготовленном Национальной лабораторией внешней политики по просьбе Общественной палаты Российской Федерации, западное законодательство отличается более конкретным и более жестким (по сравнению с российским) набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование "черного списка" для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания).

В марте 2012 года одном из кантонов Женевы (Швейцария) на референдуме был одобрен законопроект об ужесточении правил проведения уличных демонстраций - за участие в уличной акции без соответствующего разрешения или нарушение правила поведения на разрешенной акции устанавливается штраф до 110 тыс. евро или лишение права принимать участие в демонстрациях в течение пяти лет.

В докладе подчеркивается, что правовые системы всех развитых демократических стран мира предусматривают уголовную ответственность граждан за злоупотребление правом на свободу собраний, включающую денежные штрафы и лишение свободы. При этом проводятся различия между видами публичных мероприятий - от "мирных шествий" до "сборищ", "незаконных собраний" и "публичных беспорядков". Такая классификация позволяет оперативно выбирать на месте, без длинной цепочки согласований методику действий органов правопорядка, степень жесткости этих действий. Исходя из принципа гуманизма при установлении системы наказаний предлагается использовать преимущественно "мягкие" виды наказаний - штрафные санкции и обязательные работы в качестве альтернативы административным арестам.

Наказание в виде обязательных работ в отечественной юриспруденции имеет широкую историческую практику.

Таким образом, законопроектом предлагается внести ряд изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на усиление административной ответственности организаторов и участников собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также введение обязательных работ как нового вида административного наказания.

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.