Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2012 г. по делу N 33-6329
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Суминой Л.Н., Ульяновой О.В.,
при секретаре Черных В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Суминой Л.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя истцов Новицкого И.К. и Комаровой Т.Д. по доверенности Магомедова М.Д. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 ноября 2011 года, которым постановлено:
в иске Новицкого И.К., Комаровой Т.Д. к Департаменту земельных ресурсов города Москвы об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка отказать, установила:
Новицкий М.К., Комарова Т.Д., будучи собственниками здания, общей площадью ... кв. м., расположенного на земельном участке, площадью ... кв.м., за кадастровым N ..., имеющем адресный ориентир: ... и находящемся у истцов в пользовании на основании договора аренды с множественностью лиц N ... от 28.06.04 г., заключенном с Москомземом, 17 декабря 2009 года через службу "Одного окна" обратились в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о выкупе указанного земельного участка с приложением проекта договора купли-продажи и всех необходимых для выкупа документов, согласно утвержденного приказом Минэкономразвития РФ N 370 от 30 октября 2007 года перечня. Поскольку до настоящего времени Департаментом земельных ресурсов меры по оформлению и заключению договора купли-продажи земельного участка не приняты, просили суд обязать ответчика заключить договор купли-продажи данного земельного участка на основе долевой собственности в редакции проекта договора купли-продажи, предложенного истцами.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Магомедов М.Д. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Леонова Т.А. иск не признала, пояснив, что предыдущие решения принимались в отношении участка иного назначения, истцами эксплуатация помещений осуществляется под складские цели, в представленном проекте договора цели использования земельного участка не оговорены, на предложенных истцами условиях договор купли-продажи не может быть заключен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истцов по доверенности Магомедов М.Д. по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, полагая возможным, в порядке ст. 354 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени слушания дела, заслушав объяснения представителя истцов по доверенности Магомедова М.Д., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, ... уполномоченным Правительством РФ федеральным органов исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, ... органами государственной власти субъектов РФ; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ... органами местного самоуправления.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", при оформлении в собственность земельных участков, предусмотрено получение согласований Москомархитектуры.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", п. 2 ст. 6 Закона г. Москвы "О землепользовании в г. Москве" до 01.01.2010 г собственники зданий строений и сооружений, расположенных на земельном участке, приобретают такие земельные участки по цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади соответствующего земельного участка.
Статьей 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" и ст. 6 Закона г. Москвы N 48 от 19.12.2007 г. "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков если объекты капитального строительства, расположенные на таких участках, были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, в случае выкупа земельного участка по цене, составляющей 20% от кадастровой стоимости, в соответствии со ст. 7 Закона г. Москвы N 48 от 19.12.2007 г. "О землепользовании в городе Москве", решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке.
При этом, снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
По смыслу п. 6 ст. 36 ЗК РФ, постановлений Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", от 30.10.2007 г. N 949-ПП "Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" предусмотрена подготовка проекта договора купли-продажи органом исполнительной власти и направление его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами, что Комарова Т.Д. и Новицкий И.К., будучи собственниками здания, расположенного по адресу: г. ..., площадью ... кв.м. (л.д. 24-25), 28 июня 2004 г. с Московским земельным комитетом заключили договор о предоставлении им в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) земельного участка, имеющего адресные ориентиры: ... (л.д. 10-23); разрешенное использование данного земельного участка установлено как эксплуатация производственно-складских помещений в здании (л.д. 29); 17 декабря 2009 г. истцы обратились в службу "Одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выкупе указанного земельного участка с приложением проекта договора купли-продажи с расчетом стоимости земельного участка в размере 20% от кадастровой стоимости (л.д. 28).
В ответ на данное обращение Департамент земельных ресурсов города Москвы в своем письме истцам указал на то, что при оформлении в собственность земельных участков необходимо получение согласований Москомархитектуры, разработка документации по планировке территории промзоны "...", а также обратил внимание на необоснованность указанной в проекте цены договора, на отсутствие условия о запрете на строительство, цели использования земельного участка (л.д. 92-94).
Проанализировав вышеприведенные нормы, оценив в совокупности и взаимосвязи с доводами и возражениями сторон представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отклонении заявленных исковых требований в связи с тем, что представленный истцами проект договора купли-продажи не соответствует требованиям, предусмотренным положениями Земельного кодекса РФ, Закона г. Москвы N 48 от 19.12.2007 г. "О землепользовании в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность", приложением 4 которого утверждена примерная форма договора купли-продажи земельного участка в собственность, постановлениям Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", от 30.10.2007 г. N 949-ПП "Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", так как в нем отсутствуют документы, подтверждающие расчет стоимости земельного участка в размере 20% от кадастровой стоимости; не указано условие о запрете на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке, и цель использования земельного участка; не имеется согласований Москомархитектуры, документации по планировке территории промзоны "Ленино", в которой находится указанный земельный участок.
С учетом того, что предоставленный истцами расчет цены земельного участка исходя из 20% от его кадастровой стоимости не подтвержден документально, наличие у истцов права на выкуп земельного участка по указанной в проекте договора купли-продажи выкупной цене в размере 20% от кадастровой стоимости истцами не доказано, существенные условия купли-продажи земельного участка сторонами не согласованы, у суда первой инстанции не имелось оснований для обязания Департамента земельных ресурсов города Москвы заключить договор купли-продажи земельного участка на условиях предоставленного ими проекта такого договора.
В силу ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы представителя истцов повторяют доводы, как изложенные в исковом заявлении, так и приведенные в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке, по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств.
При этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2012 г. по делу N 33-6329
Текст определения официально опубликован не был