Постановление Московского городского суда от 13 сентября 2012 г. N 4у/6-6879, 4у/6-6880
Судья Московского городского суда Бондаренко Э.Н.,
изучив надзорные жалобы адвоката Чернякова С.А., поданные в защиту осужденных Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. о пересмотре приговора Гагаринского районного суда города Москвы от 1 декабря 2011 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12 марта 2012 года, установила:
приговором Гагаринского районного суда города Москвы от 1 декабря 2011 года
Лисицкий С.Э., ..., несудимый, и
Лисицкая М.И., несудимая, -
осуждены каждый: за совершение восемнадцати преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 234 УК РФ, к 2 годам лишения свободы, за каждое преступление; за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 188 УК РФ, к 7 годам лишения свободы; за совершение преступления, предусмотренного п.п. "а, г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, к 8 годам 6 месяцам лишения свободы; за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, к 6 годам 8 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно Лисицкому С.Э. назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно Лисицкой М.И. назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания Лисицкому С.Э. и Лисицкой М.И. исчислен с 1 декабря 2011 года с включением в него срока задержания в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ и срока предварительного содержания под стражей до внесения залога в период с 1 июня 2010 года до 9 июня 2010 года.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12 марта 2012 года приговор Гагаринского районного суда г. Москвы от 1 декабря 2011 года изменен:
- уточнено, что действия Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. квалифицированы по ч. 3 ст. 234 УК РФ - как незаконные хранение, пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, совершенные организованной группой в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере - по 5 преступлениям;
- уточнено, что действия Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. квалифицированы по ч. 3 ст. 234 УК РФ - как незаконные хранение, пересылка в целях сбыта сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, совершенные организованной группой в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере - по 13 преступлениям;
- действия Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. переквалифицированы с ч. 4 ст. 188 УК РФ на ч. 3 ст. 226.1 УК РФ и назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы каждому.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно Лисицкому С.Э. и Лисицкой М.И. назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы, каждому, с отбыванием наказания: Лисицким С.Э. в исправительной колонии строгого режима, Лисицкой М.И. - в исправительной колонии общего режима.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
В надзорных жалобах адвокат Черняков С.А. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными. С приведением соответствующего обоснования адвокат указывает, что суд кассационной инстанции неправильно применил уголовный закон, так как Федеральным законом от 7.12.2011 года N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 188 УК РФ признана утратившей силу, а ст. 226.1 УК РФ, на которую были переквалифицированы действия осужденных, предусматривает уголовную ответственность не за любую контрабанду сильнодействующих веществ, а только за незаконное перемещение таких (сильнодействующих) веществ через таможенную границу таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс. Подробно анализируя изложенные в приговоре доказательства, автор надзорной жалобы приводит доводы о том, что суд ошибочно установил наличие в действиях Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. двух составов преступлений, предусмотренных п.п. "а, г" ч. 3 ст. 228.1; ч. 1 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, поскольку у Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. отсутствовал прямой умысел на сбыт наркотических средств, в связи с тем, что они не были осведомлены о содержании в препарате "Муха" наркотического средства - пиперазина. Кроме того, адвокат указывает на существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при назначении экспертизы, в связи с чем, ставит под сомнение допустимость данного доказательства. Также адвокат полагает, что из обвинения Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. по всем эпизодам, связанным с незаконным сбытом сильнодействующих веществ, необходимо исключить квалифицирующий признак совершения преступления организованной группой. С учетом изложенного, адвокат просит состоявшиеся судебные решения в отношении Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение, а также прекратить уголовное дело в отношении его подзащитных в части обвинения по ч. 4 ст. 188 УК РФ.
Изучив доводы надзорных жалоб по материалам уголовного дела, полагаю необходимым возбудить надзорное производство и передать надзорные жалобы адвоката Чернякова С.А. на рассмотрение президиума Московского городского суда, поскольку заслуживают внимания, в частности, доводы защитника, оспаривающего правильность квалификации действий Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (с учетом внесенных в приговор изменений).
Приговором суда Лисицкий С.И. и Лисицкая М.И. были осуждены по ч. 4 ст. 188 УК РФ, поскольку их действия по незаконному перемещению через Государственную границу РФ сильнодействующих веществ, совершены в мае 2010 года.
Федеральным законом N 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения и ст. 188 УК РФ утратила силу.
Вместе с тем, действия Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. по незаконному перемещению через Государственную границу РФ сильнодействующих веществ не декриминализированы, однако диспозиция статьи 226.1 УК РФ (введенной в УК РФ Федеральным законом N 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года), на которую суд кассационной инстанции переквалифицировал действия Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И., носит более усеченный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Учитывая вышеизложенное, представляется, что суд кассационной инстанции, переквалифицировав действия осужденных Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И. с ч. 4 ст. 188 УК РФ на ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, нарушил требования Общей части Уголовного кодекса РФ, поэтому правильность квалификации действий осужденных по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ подлежит обсуждению судом надзорной инстанции.
В связи с вышеуказанным, полагаю, что имеются основания для возбуждения надзорного производства и передаче надзорных жалоб адвоката Чернякова С.А. вместе с уголовным делом на рассмотрение президиума Московского городского суда.
Руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ, судья постановила:
1. Возбудить надзорное производство по надзорным жалобам адвоката Чернякова С.А. о пересмотре приговора Гагаринского районного суда города Москвы от 1 декабря 2011 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12 марта 2012 года в отношении Лисицкого С.Э. и Лисицкой М.И.
2. Передать указанные жалобы вместе с уголовным делом на рассмотрение президиума Московского городского суда.
Судья Московского городского суда |
Э.Н. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.