Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2012 г. по делу N 33-4813/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Пильгуна А.С.
судей Михалиной С.Е., Салтыковой Л.В.
при секретаре Филимонове Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е. дело по кассационной жалобе Сатубалдина И.Р. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 19 сентября 2011 г., которым постановлено:
в удовлетворении заявления Сатубалдина И.Р. о признании решения Городской комиссии незаконным и обязании предоставить жилое помещение в соответствии со ст. 17 Закона г. Москвы N 29 - отказать, установила:
Сатубалдин И.Р. обратился в суд с заявлением о признании решения городской комиссии незаконным и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, ссылаясь в обоснование на то, что в силу ст. 17 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения" он имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди, поскольку в детском возрасте остался без попечения родителей, закрепленного жилого помещения за ним не имеется. В 2009 году он подал заявление на имя Генерального директора ГУП "Моссоцгарантия" о предоставлении ему квартиры в г. Москве. Муниципалитет "Можайское" направил его заявление и необходимые документы для предоставления ему жилья. В апреле 2011 года ему стало известно, что 10 апреля 2010 года вопрос о предоставлении ему квартиры был рассмотрен на Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая приняла решение об отказе в предоставлении ему квартиры. Сатубалдин И.Р. считает, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права.
Сатубалдин И.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в суд не явился, отзыв не представил.
Представитель Муниципалитета внутригородского муниципального образования "Можайское" в судебное заседание явился, полагал требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит Сатубалдин И.Р.
Выслушав Сатубалдина И.Р., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Сатубалдин И.Р., "..." г., уроженец г. "...", относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку согласно решению Кировского районного суда г. Хабаровска от 20.11.1992 г. одинокая мать С.С.И. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Сатубалдина И. Р., в связи с чем на основании Распоряжения Главы Администрации Кировского района г. Хабаровска от 23.11.1992 N 36-113 Сатубалдин И.Р. определен в дом ребенка.
Согласно Распоряжению Супрефекта муниципального района "Можайский" г. Москвы от 06.11.1996 N 1-6/398-рд, на основании заявления Р.В.Я., зарегистрированного по адресу: "...", о назначении его опекуном над Сатубалдиным И.Р., ранее проживавшим с матерью по адресу: г. "...", общежитие "..." з-да "...", но нигде не прописанным, над Сатубалдиным И.Р. было учреждена опека со стороны Р.В.Я. с правом проживания несовершеннолетнего на площади опекуна.
Согласно Распоряжению Супрефекта муниципального района "Можайский" г. Москвы от 14.11.1996 N 1-6/405-рд, на основании заявление Р.В.Я., зарегистрированного по адресу: "...", о прописке его подопечного Сатубалдина И.Р., Сатубалдин И.Р. был зарегистрирован на жилой площади его опекуна.
Постановлением Руководителя Муниципалитета МО Можайское в городе Москве от 31.03.2009 N 60/п-09 постановлено: считать невозможным проживание Сатубалдина И.Р. в жилом помещении по адресу: "..."; просить ГУП "Моссоцгарантия" обеспечить Сатубалдина И.Р. вне очереди однократно жилым помещением в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы.
Сатубалдин И.Р. в настоящий момент зарегистрирован в двухкомнатной квартире, общей площадью 43,7 кв.м, жилой площадью 27,2 кв.м по адресу: "...", принадлежащей на праве собственности Р.В.Я. на основании договора передачи от 23.03.1993 г., зарегистрированного 08.04.1993 г. Как следует из материалов дела, в родственных отношениях с бывшим опекуном Сатубалдин И.Р. не состоит.
В городскую комиссию с ходатайством о предоставлении жилой площади Сатубалдину И.Р. обратился муниципалитет внутригородского муниципального образования "Можайское". Согласно протоколу N 68 от 01 апреля 2010 года решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении Сатубалдину И.Р. жилого помещения отказано.
Отказывая в удовлетворении требований Сатубалдина И.Р., суд первой инстанции исходил из того, что заявитель на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суммарная общая площадь обеспеченности его жилыми помещениями превышает размер учетной нормы, установленной законодательством г. Москвы, а доказательств признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания заявителем не представлено, что с 1996 года Сатубалдин И.Р. зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживает в квартире бывшего опекуна, указанные обстоятельства, по мнению суда, противоречат нормам ст. 57 ЖК РФ, которая устанавливает перечень граждан, которым предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, принимая во внимание следующее.
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 вышеназванной статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона г. Москва "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных Правительством Москвы, вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа установлен Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП (в ред. от 29.09.2010).
Из материалов дела усматривается, что по достижении совершеннолетия попечительство Р.В.Я. над Сатубалдиным И.Р. прекратилось, город Москва является местом жительства лица, у которого Сатубалдин И.Р. как лицо, оставшееся без попечения родителей, находилось на воспитании под опекой на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, за Сатубалдиным И.Р. жилые помещения ни в г. Москве, ни в другом населенном пункте Российской Федерации не закреплялись.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Сатубалдин И.Р. не относится к числу лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, нельзя признать правильным, поскольку он не соответствует вышеприведенным положениям, в том числе и нормативным актам г. Москвы, устанавливающим дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 3, 4 Постановления Правительства от 02 октября 2007 г. N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" функции по заключению и оформлению договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности города Москвы, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, возложены на ГУП города Москвы "Московская социальная гарантия", а по выделению жилых помещений - на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Однако к участию в деле указанный организации не привлекались, тогда как вынесенным решением разрешался вопрос об обязанности по предоставлению жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с необходимостью привлечения к участию в деле указанных выше организаций.
При новом рассмотрении дела суду необходимо обсудить вопрос о привлечении к участию в деле, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, предложить городской жилищной комиссии представить документы, являвшиеся предметом рассмотрения при разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения Сатубалдину И.Р., установить юридически значимые обстоятельства, разрешить спор с учетом требований действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 19 сентября 2011 г. отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.