Контроль со стороны государства строительства и эксплуатации объекта розничной торговли автомобильной газозаправочной станции
Материал посвящен проблемам противоречия действующих нормативных документов по вопросам строительства и эксплуатации АЗС.
Инвестиции в развитие рынка сжиженного углеводородного газа
Сегодня рынок автомобильных газозаправочных станций (далее - АЗС) характеризуется стабильным ростом, сбалансированностью спроса и предложения, обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Обобщая и анализируя работы АЗС, рынка продаж сжиженных углеводородных газов (далее СУГ), можно констатировать, что экономический фактор позволяет привлечь в эту отрасль инвестиционные вложения, стимулировать ее рост и совершенствование. Развитие рынка СУГ, используемых в качестве альтернативного топлива для автомобильного транспорта, обусловлено целым рядом социальных и экономических факторов, таких как:
- экономия денежных средств, при постоянно растущих ценах на бензин;
- увеличение количества автотранспорта;
- получение дополнительного топливного ресурса при отсутствии или дефиците традиционных нефтепродуктов;
- наличие льгот за сокращение вредных автовыбросов в атмосферу и санкций за нарушение экологического законодательства.
Получается, что использование газа (СУГ) позволяет получать выгоду всем участникам рынка в разных пропорциях. Главный фактор развития рынка альтернативного топлива - привлекательная цена по сравнению с постоянно растущей стоимостью нефтепродуктов. Однако сколько времени это будет действовать? Поэтому, с одной стороны, увеличение числа потребителей сжиженного газа пропорционально зависит от количества вновь построенных АЗС и сервиса, сохранения разницы в цене относительно бензина, состояния парка эксплуатируемых автомобилей. Строительство АЗС, инвестирование денежных средств в расширение бизнеса зависят от объемов продаж и спроса потребителей, рентабельности и эффективности вложений. А эффективность вложений - в большей степени от времени строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
Практика показывает, что при строительстве АЗС микрообъекта строительства необходимо учитывать следующие закономерности и расчеты. Срок согласования разрешительной документации при выделении земельного участка, изготовление проектной документации, проведение экспертизы, получение разрешения на строительство АЗС составляет около 18 месяцев (Приложение 1). На строительно-монтажные работы уходит приблизительно 5 месяцев. Если учитывать временные затраты процесса ввода опасного производственного объекта в эксплуатацию, вернее, того процесса, который был реализован Ростехнадзором и Кодексом (Приложение N 2), становится понятно, что время от принятия решения до введения в строй микрообъекта капитального строительства "Газозаправочная станция" составляет примерно два с половиной года. Именно этот фактор оказывает решающее влияние на ситуации на рынке сжиженного углеводородного газа.
Приложение 1
Этапы получения разрешительной документации на строительство (реконструкцию) отдельно стоящих микрообъектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности
1. Постановление органами государственной власти субъектов Российской Федерации (минимум оформляется в течение одного месяца).
2. Договор аренды земельного участка (минимум оформляется в течение одного месяца после участия в тендере).
3. Кадастровая регистрация земельного участка (минимум оформляется в течение месяца).
4. Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия) (оформляется в течение не одного месяца потому, что чаще всего приходится обращаться не один раз):
- распределительные электросети - городские электрические сети;
- распределительные тепловые сети;
- муниципальное унитарное предприятие "Водоканал";
- городская телефонная сеть;
- и др. по необходимости присоединения к сетям
5. Инженерно-геодезические изыскания с регистрацией в архитектуре (минимум изготавливаются в течение трех месяцев, должны получить разрешение на производство работ).
6. Информация правообладателей земельных участков и иных капитальных и некапитальных объектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты предстоящим строительством (далее - технические условия) (оформляется в течение не одного месяца, потому что чаще всего приходится обращаться не один раз, и их количество не ограничено):
- Минприроды;
- управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа;
- распределительные электрические сети, если на территории проектирования или у его границ имеются объекты;
- ГТС (ОАО "Информсвязь" филиал), если на территории проектирования или у его границ имеются объекты ГТС;
- муниципальное унитарное предприятие "Горзеленхоз";
- ОАО "ГАЗСЕРВИС" филиал, если на территории проектирования или у его границ имеются объекты ОАО "ГАЗСЕРВИС" филиал;
- муниципальное унитарное предприятие "Управление электротранспорта", если на территории проектирования или у его границ имеются его объекты;
- управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел;
- узел междугородних связей;
- Федеральное дорожное агентство или специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений;
- Министерство культуры, отдел по охране культурного наследия;
- отдел транспорта Управления по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа;
- отделение, структурное подразделение железной дороги филиал ОАО "РЖД";
- территориальное управление-5 филиала ОАО "Ростелеком";
- ООО "Газпромтрансгаз", если на территории проектирования или у его границ имеются объекты;
- Государственное учреждение "Лесхоз", если на территории проектирования или у его границ имеются объекты;
- акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть";
- и др. правообладатели земельных участков и иных капитальных и некапитальных объектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты предстоящим строительством.
7. Градостроительные планы земельных участков (минимум оформляется в течение месяца).
8. Инженерно-геологические изыскания и инженерно-экологические изыскания (минимум изготавливаются в течение трех месяцев).
9. Архитектурно-строительная проектная документация (изготавливается в течение четырех месяцев).
10. Согласование проектной документации, так как законные интересы могут быть затронуты предстоящим строительством и получены технические условия (оформляется в течение не одного месяца):
- распределительные электросети - городские электрические сети;
- распределительные тепловые сети;
- муниципальное унитарное предприятие "Водоканал";
- городская телефонная сеть;
- Минприроды;
- Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа;
- распределительные электрические сети, если на территории проектирования или у его границ имеются объекты;
- ГТС (ОАО "Информсвязь" филиал), если на территории проектирования или у его границ имеются объекты ГТС;
- муниципальное унитарное предприятие "Горзеленхоз";
- ОАО "ГАЗСЕРВИС" филиал, если на территории проектирования или у его границ имеются объекты ОАО "ГАЗСЕРВИС" филиал;
- муниципальное унитарное предприятие "Управление электротранспорта", если на территории проектирования или у его границ имеются его объекты;
- управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел;
- узел междугородних связей;
- Федеральное дорожное агентство или специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений;
- Министерство культуры, отдел по охране культурного наследия;
- отдел транспорта Управления по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа;
- отделение, структурное подразделение железной дороги филиал ОАО "РЖД";
- территориальное управление - 5 филиала ОАО "Ростелеком";
- ООО "Газпром трансгаз", если на территории проектирования или у его границ имеются объекты;
- Государственное учреждение "Лесхоз", если на территории проектирования или у его границ имеются объекты;
- акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть";
- и др. правообладатели земельных участков и иных капитальных и некапитальных объектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты предстоящим строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом).
11. Экспертиза проектной документации в соответствии с положением "Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145, на государственную экспертизу предоставляется документация, подготовленная на стадии "Проектная документация". По заявлению заказчика и согласно письму Минрегиона России от 22 июня 2009 года N 19088-СК/08 при одновременной разработке проектной и рабочей документации в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза проводится по отношению ко всей документации (оформляется с 2012 г. в течение двух месяцев).
12. Дополнительно раздел "Проект организации строительства" (чертеж строительного генерального плана, согласовывается с уполномоченным органом в области безопасности дорожного движения, Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа) (оформляется в течение двух месяцев, первоначально в первой инстанции, а потом во второй).
13. Один экземпляр проектной документации на бумажном и электронном носителях передается в Главархитектуру администрации для включения в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Проектная документация не принимается, пока не будет скомплектована и оформлена:
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" рекомендуется следующее комплектование проектной документации в тома (разделы):
Том 1 "Пояснительная записка" комплектуется в следующем составе:
- обложка;
- титульный лист;
- состав проектной документации (наименование томов);
- список авторского коллектива;
- документ, подтверждающий основание для проектирования;
- исходные данные и условия для подготовки проектной документации объекта капитального строительства;
- справки проектной организации от главного архитектора (инженера) проекта:
о соответствии проектных решений действующим нормам и правилам строительного проектирования;
о пожаро- и взрывобезопасности и безопасности эксплуатации объекта;
о соответствии инженерно-геологических изысканий нормативным документам;
- копии листов согласований и служб города (для объектов капитального строительства, не подлежащих прохождению Госэкспертизы);
- копии листов заключения Госэкспертизы;
- общая пояснительная записка с основными технико-экономическими показателями и обоснованиями принятых решений по всем разделам.
Дополнительный брошюрованный том с листом "Содержание" в составе:
а) исходно-разрешительная документация;
б) копии технических условий;
в) задание на проектирование;
г) общая пояснительная записка;
д) чертежи Раздела "Схема планировочной организации земельного участка" в том числе сводный план инженерных сетей;
е) чертежи Раздела "Архитектурные решения": планы, фасады (в том числе цветовое решение фасадов), разрезы, визуализация в темное время суток;
ж) копия стройгенплана с согласованиями;
з) копии листов согласований и служб города (для объектов капитального строительства, не подлежащих прохождению Госэкспертизы);
и) копии листов заключения Госэкспертизы;
к) копия Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ проектной организации.
Листы "Ситуационный план" и "Схема планировочной организации земельного участка" в первом и втором экземплярах, а также дополнительные 2 экземпляра иллюминируются следующим образом:
- существующая опорная застройка - серая;
- существующая сносимая застройка - желтая;
- проектируемая застройка - красная;
- перспективная застройка - красная штриховка;
- озеленение - светло-зеленая;
- вода - светло-голубая.
Сводный план инженерных сетей иллюминируется по видам соответственно:
- коллектор для подземных коммуникаций - оранжевый;
- теплосеть - зеленый;
- газопровод - желтый;
- водопровод - синий;
- канализация - коричневый;
- водосток и дренаж - голубой;
- электрокабели - красный;
- кабели связи - фиолетовый.
Примечание:
1. Все документы должны иметь даты, печати, ф.и.о., должности и подписи.
2. Согласование проектной документации необходимо, так как законные интересы могут быть затронуты предстоящим строительством.
14. Получение разрешения на строительство. Предоставление заявления в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган администрации городского округа в установленный срок осуществляет выдачу разрешения на строительство либо отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (в течение 10 дней).
Приложение 2
Административный регламент приемки и ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта капитального строительства
Окончание строительно-монтажных работ подрядчиком |
| | |
| | /------------------------------------------------------------------\
| | | Опасный производственный объект |
| | \------------------------------------------------------------------/
| | |
| | /-------------------------------------------------------------------\
| | | Обращение заявителя в центральный аппарат (территориальный орган) |
| | |Ростехнадзора с комплектом заявительных документов и регистрация их|
| | \-------------------------------------------------------------------/
| | |
| | /-------------------------------------------------------------------\
| | | Внесение сведения о заявителе в электронную базу данных |
| | \-------------------------------------------------------------------/
| | |
| | /-------------------------------------------------------------------\
| | | Ответственный исполнитель проверяет комплектность и правильность |
| | | оформления заявительных документов |
| | \-------------------------------------------------------------------/
| | | |
| | | |
| | /---------------------------------\ /----------------------------\
| | |В случае представления | |Определяет полноту сведений,|
| | |некомплектных заявительных | |качество документов и их |
| | |документов заявителю направляется| |соответствие требования |
| | |письмо об отказе в принятии к | |законодательства Российской |
| | |рассмотрению документов с | |Федерации и нормативных |
| | |обоснованием причин отказа и | |правовых актов заявительных |
| | |регистрирует отказ в принятии к | |документов |
| | |рассмотрению в электронной базе | | |
| | |данных | | |
| | \---------------------------------/ \----------------------------/
| | /--------------------------------------/ |
| | /---------------------------------\ /---------------------------\
| | |В случае представления сведений | | |
| | |или несоответствии заявительных | | |
| | |документов и их соответствие | | |
| | |требованиям законодательства | | Оформляется проект |
| | |Российской Федерации и | | Разрешения |
| | |нормативных правовых актов | | |
| | |направляется заявителю письмо | | |
| | |об отказе в выдаче Разрешения и | | |
| | |регистрируется отказ в принятии | | |
| | |к рассмотрению в электронной | | |
| | |базе данных | | |
| | \---------------------------------/ \---------------------------/
| | |
| | /-------------------------------------------------------------------\
| | | Оформляется Разрешение на бланке, присваивает регистрационный |
| | | номер, после подписания заверяется Разрешение гербовой печатью |
| | | и выдается представителю заявителя или направляется по почте |
| | \-------------------------------------------------------------------/
| |---------------------------------------------------------------------\
| | Индивидуальные испытания оборудования. Пробные пуски |
| \---------------------------------------------------------------------/
/------------------------------------------------------------------------\
| Акт приема строительного объекта капитального строительства, |
| подписанный заказчиком и подрядчиком |
\------------------------------------------------------------------------/
|
/------------------------------------------------------------------------\
| Итоговая проверка |
\------------------------------------------------------------------------/
| | |
/---------------------------------\ | /------------------------------\
|Проверка наличия справок других | | | |
|надзорных и заинтересованных | | | Комплексные опробования |
|органов, в том числе о выполнении| | | оборудования |
|технических условий | | | |
\---------------------------------/ | \------------------------------/
/------------------------------------------------------------------------\
| Получение заключения о соответствии построенного объекта |
| капитального строительства требованиям технических регламентов |
| и проектной документации от органа государственного строительного |
| надзора и от органа государственного пожарного надзора |
\------------------------------------------------------------------------/
|
/------------------------------------------------------------------------\
| Подача заявления и получение разрешения на ввод объекта в |
| эксплуатацию |
\------------------------------------------------------------------------/
|
/------------------------------------------------------------------------\
| Проведение технической инвентаризации и учета |
\------------------------------------------------------------------------/
|
/------------------------------------------------------------------------\
| Осуществление государственной регистрации прав на объект |
| недвижимости |
\------------------------------------------------------------------------/
Премьер В.В. Путин 9 февраля 2012 г. на съезде РСПП дал поручение Минэкономразвития, Минрегиону, Агентству стратегических инициатив и другим организациям разработать план перехода от разрешительной к уведомительной процедуре согласования документации одновременно при повышении у застройщика финансовой и репутационной ответственности. На его взгляд, необходимо перейти от разрешающей к уведомительной процедуре согласования документации. "Для получения разрешения на застройку обычно необходимо тратить столько сил и времени, сколько тратят другие страны только на одно строительство. Да и у нас в стране для того, чтобы построить здание, требуется меньше времени, чем получить на руки разрешительную документацию. В этом плане Россия занимает в рейтингах конкурентоспособности одно из последних мест. Единая процедура согласования и воплощения в жизнь инвестиционных проектов в строительстве на сегодняшний день отсутствует. Сколько раз говорилось, давались поручения, но тем не менее процедуры до сих пор нет. Большое количество разрешительных действий не сказывается на безопасности стройки".
"Предлагаю на основании мировой практики максимально упростить все существующие процедуры согласования проектной документации и выдачи разрешений на застройки", - отметил в четверг В.В. Путин на выступлении съезда РСПП.
"Ответственность должна существовать, так как это очень важная сфера. Она должна быть эффективной и отвечать современным реалиям жизни", - объявил Путин.
Исходя из вышеизложенного, хотелось бы раскрыть ряд вопросов:
- Является ли автомобильная газозаправочная станция опасным производственным объектом?
- Или СУГ является просто опасным объектом и не относится к производственным объектам и к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?
- Может перейти только к финансовой (страховой) ответственности?
Действующее законодательство РФ
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - Кодекс) с последующими изменениями является комплексным законодательным актом.
В статье 3, части 2 говорится: "Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу".
Прошу обратить внимание: не могут противоречить настоящему Кодексу. В Кодексе четко определены особо опасные, технически сложные или уникальные объекты. В главе 6, части 2, пункте 4, статьи 49 "...за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами".
В статье 48.1. пункта 11 рассматриваются опасные производственные объекты, на которых: "а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно". Перечисляя объекты, относящиеся к газораспределительным системам, в разделе область применения СП 62.13330.2011 сказано: "Настоящий свод правил обеспечивает выполнение требований "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и "Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, консервации и ликвидации: ...автогазозаправочные станции (АГЗС)". Или могут существовать иные газораспределительные системы?
Сравнивая статьи 48.1 и 49 главы 6 Кодекса и пункты 1.1, 2.1 и 2.2 правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 N 6), видишь полное несоответствие. В Кодексе не относится к опасным производственным объектам, так как используется, хранится, транспортируется ...сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 МПа включительно". А в Правилах: "устанавливают требования промышленной безопасности для стационарных автомобильных газозаправочных станций, снабжающих автотранспорт сжиженными углеводородными газами (СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа, используемыми в качестве автомобильного топлива" следовательно, относится к опасным производственным объектам. Получается, что одно противоречит другому.
В дополнение к вышеизложенному Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в приложении 1 перечисляет опасные производственные объекты, где пункт 2) гласит: "используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля...".
В итоге получается: в Кодексе до 1,6 мегапаскаля не особо опасный объект, в правилах "опасный производственный объект" с нуля МПа, а в Федеральном законе N 116-ФЗ проводится с 0,07 МПа и включают АЗС в опасные производственные объекты. Три нормативных документа Российской Федерации об одном объекте СУГ, а цифры разные.
2. Руководствуясь пунктом 2 положения о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87) (ред. от 13.04.2010), в целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
В Положении объект АЗС (газораспределительных систем) относится к объектам непроизводственного назначения (объектам коммунально-бытового назначения). Нельзя отнести микрообъект сервиса к объекту производственного назначения.
3. В свою очередь вид предпринимательской деятельности, которым намерено заниматься по своей инициативе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, определяется при государственной регистрации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
На АЗС осуществляется в целях извлечения прибыли экономическая "деятельность по розничной торговле моторным топливом. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст (с изменениями N 1/2007, 1/2010, 2/2011), розничная торговля моторным топливом, охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемая стационарными и передвижными автозаправочными станциями, отнесена к подразделу GA - оптовая и розничная торговля. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
Рассматривая вышеизложенный текст, приходишь к выводу: разногласия в сфере законодательства в области градостроительной деятельности между несколькими министерствами должны где-то рассматриваться и урегулироваться? В настоящий момент органы исполнительной власти действуют, как в басне Крылова "Лебедь, рак и щука". С одной стороны, объект розничной торговли, с другой - опасный производственный объект, а с третьей - объекты непроизводственного назначения. Беды российских строителей не ограничиваются классификацией объекта капитального строительства. Еще более ухудшает предпринимательский климат существующая система получения разрешения на строительство и на ввод микрообъектов строительства, чрезмерное администрирование - это рэкет надзорных органов, подкрепленный нашим несовершенным законодательством.
4. "Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (п. 3 ст. 2 гл. 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"). Судя по определению, в розничной торговой деятельности присутствует продавец и покупатель. Покупатель является посторонним человеком на "опасном производственном объекте", не является персоналом, работающим на автомобильной газозаправочной станции, снабжающей автотранспорт сжиженными углеводородными газами (СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа.
Согласно статье 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна предотвращать проникновение на него посторонних лиц, а также допускать к работе на опасном производственном объекте только лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе. Но владельцы автотранспорта, не обладающие требуемой подготовкой и аттестацией в области промышленной безопасности, имеют свободный доступ на территорию АЗС. Выполнение требований опасного производственного объекта исключает возможность реализации сжиженного углеводородного газа клиентам на территории автомобильных газозаправочных станций. Непонятно, как на объекте розничной торговли, где присутствие постороннего человека необходимо, может быть выполнено "мероприятие и обоснование проектных решений, направленных на предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, - для" опасных производственных объектов? Как вообще торговля может быть производством?
Но руководители региональных подразделений МЧС, СЭТАН, Госстройнадзора, Минрегиона, Главгосэкспертизы и прокуратуры России, основываясь на собственных толкованиях законодательства и иных нормативных правовых документах в области опасных производственных объектов, включают АЗС в опасный производственный объект и понуждают руководителей фирм - владельцев АЗС к получению лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Основанием для предъявления таких требований, по их представлению, является п. 1.2 ПБ 12-5247-03 "Правила безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа", п. 1.1.2 ПБ 12-609-03 "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы" и постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 года N 599 "Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" (с изменениями от 2 февраля, 21 апреля, 24 сентября 2010 г., 21 ноября 2011 г.), под юрисдикцию которого по формальным признакам (наличие в обращении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей) якобы подпадает деятельность АЗС. Но из всего имущественного комплекса АЗС на основании данных проекта на строительство может быть идентифицирована и отнесена к "опасным производственным объектам" только группа резервуаров и сливо-наливных устройств, при условии одновременного нахождения в них 200 и более тонн легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Только в этом случае на АЗС с указанными характеристиками могут быть распространены ограничения по условиям эксплуатации в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, а именно: необходимость регистрации в государственном реестре "опасных производственных объектов"; соблюдение особого порядка лицензирования и надзора за безопасной эксплуатацией; проведение экспертизы проектной документации и порядка ее утверждения; обеспечение мер по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц; наличие декларации промышленной безопасности.
В связи с тем, что на абсолютном большинстве АЗС - это микропредприятие и одновременно на нем не используются 200 и более тонн моторного топлива, а также с учетом специфики их эксплуатации: свободный доступ на территорию; присутствие на территории наряду с обслуживающим персоналом неорганизованных посетителей; наличие на одной территории магазинов, кафе, объектов технического сервиса, и т.д., они не могут идентифицироваться в качестве "опасных производственных объектов" и не могут подпадать на этом основании под регулирующее действие Федерального закона N 116-ФЗ, руководствуясь Градостроительным кодексом РФ.
К "опасным производственным объектам" относятся объекты, на которых "используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом". Следовательно, в соответствии с произвольным толкованием надзорными органами вышеуказанного определения, к "опасным производственным объектам" по аналогии с АЗС можно отнести и потребовать получения соответствующих лицензий. Например: на деятельность по эксплуатации торговых предприятий по реализации ликеро-водочных изделий, лакокрасочной продукции или аэрозолей (хранение горючих жидкостей), библиотеки, склада, офиса и т.д. (наличие твердых горючих веществ и материалов), а также любого автотранспортного средства, в топливном баке которого имеется моторное топливо. Однако из всего перечня потенциально возможных "опасных производственных объектов" в инициативном порядке к таковым относит только АЗС рынка продаж СУГ и к их владельцам предъявляет требования о лицензировании их деятельности, прохождении экспертизы проектной документации.
5. В приложение к Сан-ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74) (с изменениями от 10 апреля 2008 г., 6 октября 2009 г., 9 сентября 2010 г.) пункта 7.1.12. "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" для АЗС заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом установлена "Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м".
Этот пункт из разряда "петрушка - наркотик". Нельзя представить, как котел для отопления и плиту с духовкой для приготовления пищи жилого дома, работающих на сжиженном углеводородном газе, можно отнести на санитарно-защитную зону 100 м. Представьте: хозяйки бегают с кастрюлями. Вид топлива один, действия одни. Что касается уровня звукового давления, то АЗС, как правило, находится в придорожной полосе и постоянно действующем источнике шума от транспортных потоков автодорог. Они перекрывают в сотни раз шумовые эффекты работы АЗС. Непонятно, как можно такое написать в виде закона Российской Федерации. Но самое интересное, при изготовлении проектной документации в раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" при расчете выбросов углеводородов при заправке баллонов автомобилей и сливе цистерн со сжиженным газом находят источник с загрязнением. Следовательно, следуя логике, в жилых домах использование газа запрещено?
Существует письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" "...В связи с необходимостью дальнейшего упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований при установлении размеров санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) для промышленных объектов и производств, внесены изменения N 3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в новой редакции...".
Пункт 3.17 приложения к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1./2.1.1.2739-10.
...Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.
Или мы сначала одной рукой пишем, а потом другой в виде письма от 22.11.2010 N 01/16400-0-32 зачеркиваем? Кому это надо? Разрабатываем целевые программы "Экология и природные ресурсы", где предусматривается дальнейшее строительство сети автогазозаправочных станций (АГЗС), что позволит существенно (в два и более раза) сократить выбросы вредных веществ от автотранспорта. Или сжиженный углеводородный газ в действительности экологически вредный? Тогда почему он до сих пор используется в жилище граждан? Или использование газа привело к загрязнению окружающей среды, к нарушению природных объектов, к деградации экологической системы или истощению природных ресурсов, к негативному изменению состояния природы?
Большие полномочия, данные законодательством исполнительной, законодательной и судебной властям в части осуществления градостроительной деятельности, не работают из-за отсутствия в их кругах специалистов в области градостроительства, способных выполнять работу в рамках своих полномочий. Свое непонимание, некомпетентность контролирующие органы трактуют в пользу якобы обеспечения безопасности.
Руководствуясь законодательством о градостроительной деятельности - АЗС не опасный производственный объект. А контролирующие органы часто загоняют в тупик, используя только запрещающие нормативные документы, вопросами несовершенной, преизбыточной и устаревшей нормативной документацией, которая часто противоречит одна другой.
Пример работы контролирующих органов:
1. Прокурор возбудил дело об административных правонарушениях и потребовал приостановить деятельность автогазозаправочной станции. С его слов, такое решение было принято по результатам проверки правомерности деятельности АГЗС. В ходе проверки с участием специалистов территориальных подразделений Ростехнадзора и Госпожнадзора установлены факты грубых нарушений требований промышленной и пожарной безопасности, а также условий лицензии на эксплуатацию взрывоопасного объекта. На АГЗС отсутствуют план локализации и ликвидации пожаров, план эвакуации людей и транспортных средств с территории заправки в случае пожара. Кроме того, в нарушение требований федерального законодательства АГЗС не включена в Государственный реестр опасных производственных объектов. По итогам проверки прокурор района пришел к выводу, что действующая автогазозаправочная станция представляет реальную угрозу как для ее клиентов, так и для населения микрорайона.
Прокурор района возбудил дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.1 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, направив соответствующие административные материалы в уполномоченные органы для решения вопроса о приостановлении деятельности АГЗС.
2. 11 января 2012 г. в ведомство поступило постановление суда. Сотрудники Западно-Сибирского управления Ростехнадзора при проведении проверки выявили нарушения. Так, у организации не было лицензии на осуществление деятельности. Кроме того, АГЗС не зарегистрирована в Госреестре опасных производственных объектов по признакам использования, переработки, хранения опасного вещества - сжиженного углеводородного газа. Бизнесмены не разработали план локализации и ликвидации аварий, а также планы взаимодействия в случае аварии с другими ведомствами и др. Кроме того, юрлицо уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
В связи с тем, что работа АГСЗ создает угрозу жизни людей, ее опечатали на шестьдесят суток. В этот же день судебные приставы-исполнители выехали на адрес. В присутствии понятых деятельность организации приостановили.
3. На данный вопрос отвечают специалисты Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
В соответствии с требованиями п. 4.2, 4.3 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 27.05.2003 N 40, зарегистрированных в Минюсте России 19.06.2003 N 4777, объекты, использующие сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан), идентифицируются по признаку его хранения, транспортировки по газопроводам и использования как воспламеняющегося (горючего, взрывоопасного) газа в качестве топлива.
К опасным производственным объектам СУГ относятся в том числе автомобильные газозаправочные станции (далее - АГЗС).
Приложением 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению Государственного реестра опасных производственных объектов определено отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, если его размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что может стать причиной возникновения аварии.
На основании изложенного сообщаем, что указанная в обращении АГЗС является опасным производственным объектом, на который в полном объеме распространяются требования Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
4. На данный вопрос отвечают специалисты Управления государственной экспертизы.
Согласно п. 1.2 ПБ 12527-03 "Правила безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа", п. 1.1.2 ПБ 12-609-03 "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы" АГЗС относятся к опасным производственным объектам.
Автомобильная газозаправочная станция, снабжающая автотранспорт сжиженным углеводородным газом, идентифицируется как опасный производственный объект по признакам (Приложение 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ):
- хранение и использование опасных веществ (воспламеняющиеся вещества - газы);
- использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа.
В Государственном реестре опасных производственных объектов автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) включены в группу опасных производственных объектов газоснабжения (п. 11 "Требований к ведению Государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. N 168).
С учетом изложенного проектная документация на строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт (если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности) АГЗС для заправки автотранспорта СУГ под давлением до 1,6 МПа подлежит государственной экспертизе, если санитарно-защитная зона выходит за пределы границ земельного участка, на котором расположена АГЗС.
5. 6 марта 2012 г. Куйбышевским районным судом г. Иркутска удовлетворены требования прокурора города к обществу с ограниченной ответственностью "Сарма-2" о запрете осуществления деятельности по эксплуатации АЗС, расположенной на ул. Рабочего Штаба.
Основанием для обращения прокурора города в суд стали результаты проверки, проведенной совместно с ОНД г. Иркутска, в ходе которой выявлен ряд нарушений требований законодательства при эксплуатации автозаправочной станции.
Так, установлено, что разрешение на строительство АЗС по указанному адресу обществу с ограниченной ответственностью "Сарма-2" Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска не выдавалось. Заявление о выдаче такого решения в администрацию г. Иркутска не поступало. Государственная экспертиза проектной документации на строительство АЗС Агентством государственной экспертизы в строительстве Иркутской области не проводилась и материалы для проведения такой экспертизы также не поступали.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований правил пожарной безопасности перед въездом на территорию АЗС не размещена схема организации движения. Станция не оснащена жесткой буксировочной штангой для экстренной эвакуации горящего транспортного средства. Кроме того, АЗС не была обеспечена необходимыми дорожными знаками.
Также на въезде на территорию АЗС не установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию станции. АЗС не была оснащена первичными средствами пожаротушения.
Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности нарушало права граждан на защиту их жизни и здоровья и могло привести к возникновению чрезвычайной ситуации на АЗС.
6. Районным судом вынесено решение, вступившее в законную силу 3 апреля 2008 г., в соответствии с которым требования прокурора удовлетворены в полном объеме, индивидуальный предприниматель обязан судом в 6-месячный срок разработать, утвердить и организовать в натуре санитарно-защитную зону автомобильной газозаправочной станции.
Как ранее сообщалось, Ртищевской межрайпрокуратурой совместно со специалистами ТО "Роспотребнадзор" в Ртищевском районе и Ртищевского территориального отдела Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в феврале 2008 г. проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации газового оборудования на автомобильной газозаправочной станции, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Чернышову С.А., осуществляющему свою деятельность по адресу: Ртищевский район, с. Шило-Голицыно.
В ходе проведенной проверки установлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по реализации сжиженного газа, в связи с чем на территории села Шило-Голицыно Ртищевского района Саратовской области им эксплуатируется одна газозаправочная станция. В процессе вышеуказанной деятельности предприятие осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения по нему.
В связи с выявленными нарушениями требований действующего законодательства индивидуальный предприниматель Чернышов С.А. по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме того, 13 февраля 2007 г. прокурор в порядке статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением с требованием признать факт противоправного бездействия индивидуального предпринимателя и обязать его к установлению и организации санитарно-защитной зоны АГЗС (автогазозаправочной станции) путем разработки и утверждения в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны.
По результатам рассмотрения искового заявления Аркадакским районным судом вынесено решение, вступившее в законную силу 3 апреля 2008 г., в соответствии с которым требования прокурора удовлетворены в полном объеме, индивидуальный предприниматель обязан судом в 6-месячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать, утвердить и организовать в натуре санитарно-защитную зону автомобильной газозаправочной станции в с. Шило-Голицыно Ртищевского района.
7. На очередном оперативном совещании у главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с информацией о ходе реализации постановления главы администрации городского округа город Уфа "Об организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий города Уфы" выступила Н. Кучимова, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, заместитель Главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан.
Принятие и реализация ряда республиканских и городских целевых программ и проводимые природоохранные мероприятия на промышленных объектах города способствовали стабилизации уровня загрязнения атмосферного воздуха, улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению города, а также предотвращению загрязнения поверхностных вод, почвы. За последние 5 лет затраты предприятий на эти цели выросли более чем в 2 раза.
В городе Уфе расположено свыше 900 промышленных предприятий, выбрасывающих загрязняющие вещества в атмосферу.
Основными источниками выбросов в атмосферный воздух в г. Уфе являются предприятия топливно-энергетического комплекса, которые вносят более 75% вклада в выбросы от стационарных источников.
Выбросы автомобильного транспорта, как источника загрязнения воздушной среды, сопоставимы с выбросами нефтеперерабатывающего комплекса; причем, если выбросы от предприятий нефтепереработки ежегодно снижаются, то выбросы от автотранспорта ежегодно возрастают.
За последние годы разработана городская целевая программа "Экология и природные ресурсы г. Уфы (2004-2010 годы)", где предусматривается дальнейшее строительство сети автогазозаправочных станций (АГЗС) вплоть до 2010 г., на что предусмотрено выделение 60 млн. руб. (в г. Уфе на сегодняшний день функционирует 8 АГЗС), что позволит существенно (в два и более раз) сократить выбросы вредных веществ от автотранспорта. Одновременно обновляется автобусный парк, расширяется сеть городского транспорта на электротяге. Совершенствуется организация дорожного движения путем строительства скоростных магистралей.
В последние годы уровень загрязнения атмосферного воздуха на автомагистралях снизился: превышения ПДК по оксидам углерода и азота в 2006 г. регистрировались в 7% случаев против 30-42% в предыдущие годы.
Таким образом, планомерная реализация всего комплекса мер по предотвращению загрязнения окружающей природной среды, по возможности, с учетом сохранения промышленного потенциала, обеспечивает формирование и поддержание благоприятной среды обитания, повышение уровня экологической безопасности горожан.
Эту статью я специально поставил для того, чтобы была видна абсурдность требования вышеизложенного примера.
8. Письмо Министерства Регионального развития РФ от 04.08.2009 N 24611-ск/08 говорит о том, что в связи с поступающими многочисленными запросами из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации по вопросам строительства АЗС и необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации сообщается: согласно пунктам 4, 5 части 2 статьи 49 Кодекса государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Это относится и к отдельно стоящим объектам капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь каковых составляет не более чем 1500 кв. м, предназначенных для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для них в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Понятие "производственная деятельность" приведено в абз. 9 статьи 209 ТК РФ, согласно которому производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 (ред. от 17.06.2003) "АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств".
Согласно пункту 1.2.1 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 33 (зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2002 г. N 3487) "нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны".
Таким образом, на АЗС осуществляется производственная деятельность вне зависимости от того, относится ли АЗС к категории опасного производственного объекта.
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, для АЗС предусмотрено установление санитарно-защитной зоны размером 100 м.
С учетом изложенного проектная документация на строительство, реконструкцию АЗС, а также капитальный ремонт АЗС, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности АЗС, подлежит государственной экспертизе, если санитарно-защитная зона выходит за пределы границ земельного участка, на котором расположена АЗС.
Из вышесказанного можно сделать вывод:
- Кодекс приняли, а выполнять необязательно, нецелесообразно, вдруг что-нибудь, да и произойдет?!
- Где трехуровневая система документов технического регулирования в области градостроительной деятельности? Где Технические регламенты первого уровня, которые являются общеобязательным законом? К примеру, Кодекс. Где документы второго уровня - это своды правил и национальные стандарты. А нормы третьего уровня носят рекомендательный или методологический характер?
- Надзорные органы изучают ли законодательство Российской Федерации?
Кто осуществляет контроль и формирование нормативной документации в Российской Федерации?
Существующий контроль со стороны государства, вернее отраслевых ведомств, не изменяет картину к лучшему, потому что под видом государственного контроля реализовываются планы по обогащению чиновников.
На сегодняшний момент сложилась парадоксальная ситуация. Градостроительный кодекс Российской Федерации принят, внесены поправки в федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности. Подписан Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 7 октября 2011 г. и одобренный Советом Федерации 12 октября 2011 г., где исключено упоминание автозаправочных станций с заправкой сжиженными углеводородными газами из перечня объектов, относимых к категории опасных производственных, но объект продаж СУГ все равно остается "опасным производственным объектом". Можно сказать, что Кодекс и соответствующие федеральные законы, направленные на снижение административной нагрузки и финансовых затрат, не действуют, а надзорные органы мотивируют это тем, что после исключения из перечня "опасных производственных объектов", АЗС перестанут выполнять даже самые простые требования при эксплуатации своих объектов. Но, учитывая дороговизну и временные затраты самого процесса лицензирования, вернее того процесса, который был реализован, становится понятно, что это всего лишь одна из попыток затормозить процесс признания, что на АЗС не распространяются требования Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
На данный момент Ростехнадзор, Госстройнадзор и с помощью Главгосэкспертизы и Минрегионразвития в рамках своих полномочий также могут контролировать деятельность АЗС, вплоть до остановки строительства и закрытия, действующих по решению суда. Как мы убедились, самовольные действия и трактовки действующих законов со стороны чиновников наносят только вред и усиливают коррупцию.
К сожалению, в нашей стране лицензирование со стороны государства в любой момент может с подачи заинтересованных чиновников стать одним из инструментов экспроприации успешного и развивающегося бизнеса - современное российское номенклатурное рейдерство.
А как в мире?
Думаю, что в представленных фото объекты АЗС не соответствуют нашим:
СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25);
СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;
СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы" (утв. приказом Минрегионразвития России от 27.12.2010 N 780).
Ничего живут и развиваются страны. Жизненный уровень выше, продолжительность жизни дольше, хотя и нет такого большого количества природных ресурсов. Создают максимально благоприятные условия для предпринимательской инициативы, повышают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность в условиях жесткой конкуренции. Государство помогает создавать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса (строительства).
Представьте Нидерланды - микространа, не имеющая таких природных и территориальных ресурсов. А земельный участок под строительство объекта выделяется бесплатно. Если земельный участок участвует в тендере, то к нему уже подведена вся инженерная и транспортная инфраструктура. Получается, что покупаешь не голый земельный участок, как в нашей стране, а земельный участок с полным инженерно-техническим обеспечением.
Предложение
Поправки, внесенные в Кодекс в главу 6.1. о саморегулировании в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, начали действовать 1 января 2010 г. Что было обусловлено на следующих основных принципах:
- добровольного объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации;
- снижения объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования;
- формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
В законопроекте предусматриваются формы контроля саморегулируемой организации за выполнением ее участниками в ходе осуществления ими своей предпринимательской (профессиональной) деятельности требований законодательства Российской Федерации и установленных саморегулируемой организацией правил и стандартов.
Но, что самое главное, обязательное страхование гражданской ответственности.
Изменить идеологию контроля предпринимательской деятельности, перейти от различных государственных разрешений к страхованию ответственности. Что должно убрать большое количество бюрократических разрешительных действий.
Это совместно с Кодексом рассматривает и Федеральный закон N 225-ФЗ от 27.07.2010 "Об обязательном страховании владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". В соответствии с этим законом владельцам опасных объектов с 1 января 2012 г. необходимо заключить со страховой компанией договор обязательного страхования.
Закон об обязательном страховании учитывает положения федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утв. распоряжением Правительства РФ от 28.09.2005 N 1529-р. Предусматриваемое им обязательное страхование позволяет не только реально защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц, но и экономически стимулировать меры по повышению уровня безопасности опасных объектов. К факторам такого стимулирования следует отнести оценку безопасности эксплуатации опасных объектов со стороны страховщиков, реализацию тарифной политики в зависимости от уровня риска (вероятности) аварии.
Наличие такой системы позволит стимулировать руководителей к принятию мер по повышению безопасности опасных объектов.
В целях реализации соответствующих положений ГК РФ и Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Законом N 225-ФЗ устанавливаются:
- условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;
- субъекты обязательного страхования, которые участвуют в осуществлении этого вида страхования;
- понятие страхового случая для этого вида страхования;
- характер вреда, который подлежит возмещению по договору обязательного страхования;
- принципы определения и размер страховой суммы;
- принципы исчисления страховой премии и утверждения страховых тарифов и коэффициентов к ним;
- порядок заключения договора страхования, основные обязанности страхователя и страховщика;
- порядок и условия осуществления страховых выплат и условия освобождения страховщика от обязанности произвести страховые выплаты;
- условия прекращения договора страхования.
Анализ положений Закона N 225 и материалов к нему позволяет сделать вывод, что приоритетом является проблема безопасности эксплуатации объектов и формирование по аналогии с ОСАГО денежных потоков в виде страховых премий и иных сопутствующих платежей, взимаемых в пользу страховых компаний.
Действие Закона позволит:
- осуществлять экономическое регулирование в области защиты прав физических и юридических лиц, которые могут пострадать при авариях на опасных объектах;
- существенно снизить риск и размеры бюджетных выплат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае аварии на опасном объекте;
- стать для владельцев опасных объектов экономическим стимулом к проведению превентивных мероприятий по повышению уровня безопасности опасных объектов.
Эффективная реализация норм Закона позволит реально решить проблему возмещения вреда, причиняемого жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций. Создаст оперативную и эффективную систему защиты жертв от аварий на опасных объектах.
Федеральный закон N 225-ФЗ убирает надзорные инстанции. Не надо для строительства и эксплуатации микрообъекта капитального строительства АЗС рынка продаж сжиженных углеводородных газов Ростехнадзора, Госпожнадзора, Госэкспертизы и Госстройнадзора. Сколько можно сэкономить государственных средств и денежных вложений инвесторов? Вложить людские ресурсы и финансовые в реальные сектора экономики страны. Тем более что большое количество надзоров, "большое количество разрешительных действий не сказывается на безопасности стройки" и объекта в целом. При получении разрешения на застройку не надо будет "тратить столько сил и времени, сколько тратят другие страны только на одно строительство. На строительство объекта будет требоваться меньше времени, так как уменьшается разрешительная документация. Увеличится рейтинг конкурентоспособности страны. Единая процедура страховых выплат уберет пустые согласования, что ускорит воплощения в жизнь инвестиционных проектов в строительстве.
Остается только одно но, чтобы благие намерения в создании режима ускорения воплощения в жизнь инвестиционных проектов в строительстве, в части ухода государства от тотального контроля, с целью не создавать дополнительных препятствий малому бизнесу в быстро развивающихся ситуациях на рынке и в постоянно меняющемся законодательстве не уперлись:
- в правильную идентификацию объекта;
- платежи, взимаемые в пользу страховых компаний, не превышали разумные;
- уменьшить тотальный контроль государства в виде согласования разрешительной документации (экспертиза проектной документации микрообъекта строительства и надзор за ходом строительства).
А то будем вспоминать бессмертную фразу В.С. Черномырдина: "....хотели как лучше, а получилось как всегда".
Хотелось, чтобы помнили, что согласно части 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ "Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
Вступивший в силу Градостроительный кодекс Российской Федерации принципиально изменил ранее существовавший порядок ввода объекта в эксплуатацию.
Порядок приемки и ввода опасного производственного объекта законченного строительством в эксплуатацию регламентирован, на сегодняшний день, тремя документами:
- статьей 55 Градостроительного кодекса РФ;
- Положением об осуществлении ГСН в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1.02.06 г. N 54;
- Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 февраля 2008 г. N 112 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах" (с изменениями от 1 декабря 2011 г.).
И. Аболмазов
"Юрисконсульт в строительстве", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контроль со стороны государства строительства и эксплуатации объекта розничной торговли автомобильной газозаправочной станции
Автор
И. Аболмазов
"Юрисконсульт в строительстве", 2012, N 6
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru