Выездная проверка "не по адресу"
Решение о выездной проверке выносит инспекция, в которой фирма состоит на учете по месту нахождения. Как работает это правило в ситуации, когда решение вынесено в период смены адреса плательщика? Ведь у плательщиков возникают вполне обоснованные сомнения по поводу того, что решение вынесла прежняя инспекция, а адрес он уже сменил.
Перемена адреса места нахождения - не такое уж редкое явление в предпринимательстве. Для фирм это продиктовано разными причинами: начиная от экономии на аренде помещений, заканчивая выбором более преимущественного месторасположения. Для контролирующих же органов смена адреса нахождения хозсубъектов выступает в ином контексте. Это, как правило, дополнительное основание для налогового контроля, ведь неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (так называемая "миграция" между налоговыми органами) признается одним из критериев отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Итак, возьмем конкретную ситуацию. Общество приняло решение о внесении изменений в устав в связи со сменой адреса его регистрации. Необходимые для этой процедуры документы были представлены в налоговый орган, который осуществляет государственную регистрацию изменений. В это же время инспекторы назначают выездную проверку. К моменту получения решения организация находилась уже в другом городе. Вполне закономерны сомнения плательщиков о правомерности вынесения решения налоговым органом по прежнему месту нахождения. Если вы столкнулись с такой ситуацией, вот на какие моменты нужно обратить внимание.
Начнем с того, что налоговая не будет вас информировать заблаговременно о назначении и проведении предстоящей выездной проверки. Ведь никаких соответствующих предписывающих положений по этому поводу Налоговый кодекс не содержит.
Если проверка уже назначена, то, к сожалению для вас, каких-либо оснований для переноса ее проведения также не предусмотрено (письмо ФНС России от 18 ноября 2010 г. N АС-37-2/15853). Здесь не пройдут такие аргументы по переносу даты проверки на более поздний срок, как неготовность плательщика к ее проведению в назначенный срок (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2010 г. N А66-3548/2009).
Теперь о главном - кто правомочен принимать решение о проведении проверки. В пункте 2 статьи 89 Налогового кодекса прямо указано, что решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Из этого правила есть исключения:
- решение о проведении выездной проверки крупнейших налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
- решение о проведении выездной проверки организации-участника проекта по исследованиям "Сколково" выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на налоговый учет;
- самостоятельная выездная проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения. Следует оговорить, что провести самостоятельную выездную проверку обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством организации, инспекция не вправе. Также не может она проверить филиалы или представительства по вопросам правильности исчисления федеральных налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (письмо Минфина России от 28 марта 2011 г. N 03-02-08/32); - налоговые инспекторы вправе проводить выездные проверки иностранных организаций по месту их учета в налоговых органах (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. N ШТ-6-03/809@). Обратим ваше внимание, что указанный перечень налоговых органов, которые вправе вынести решение о назначении выездной проверки, является исчерпывающим. И если решение принято неправомочной инспекцией, такой акт недействителен. Так, к примеру, не вправе принимать решение о проверке налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения недвижимого имущества, если общество не относится к крупнейшим налогоплательщикам и не имеет обособленного подразделения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2008 г. N А56-31372/2007).
Аналогичной позиции придерживаются арбитры и в другом судебном решении, считая, что Налоговый кодекс не предоставляет компетенции по проведению выездной проверки иному налоговому органу, в том числе тому, в котором налогоплательщик состоял на учете ранее.
Например, если инспекция была уведомлена об изменении места жительства предпринимателя, то у нее уже нет оснований для назначения проверки по новому месту жительства (постановление ФАС Центрального округа от 7 ноября 2011 г. N А35-8901/201).
Плательщики сопротивляются проверке после переезда
Итак, проверяемых интересует, а кто вправе выносить решение о проверке - прежняя инспекция или новая?
Фискалы настаивают на следующем. Решение о проверке организации выносит налоговый орган, в котором она состоит на учете по месту нахождения до внесения записи в ЕГРЮЛ в связи с переменой места нахождения (письмо Минфина России от 5 мая 2012 г. N 03-02-07/1-110).
Как же определить эту дату снятия с учета в инспекции по прежнему месту нахождения?
Фирма считается снятой с учета в налоговой по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на налоговый учет по новому месту нахождения с даты внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юрлица. Поэтому налоговая, в которой плательщик состоит на учете до дня внесения в реестр записи об изменении места нахождения (жительства), вправе принять решение о проведении выездной проверки.
Такое объяснение предлагают финансисты в письме от 23 марта 2012 г. N 03-02-07/1-68.
К сведению. ИНН при изменении места нахождения организации не изменяется.
Спорные вопросы возникают относительно того, какая инспекция - прежняя или по новому месту нахождения - должна принять решение о проверке, именно в переходный период между датой подачи документов о внесении изменений в реестр и регистрацией изменений.
Часто предприниматели оспаривают принятие решения о проверке прежней инспекцией, мотивируя тем, что на момент вынесения указанного акта ИП сменил место жительства, поэтому старая инспекция не вправе назначать проверку.
Судьи трех инстанций разобрались в подробностях и установили, что заявление о внесении изменений в ЕГРИП о смене адреса места жительства подано предпринимателем в инспекцию 13-го числа. Изменения внесены налоговой 20-го числа, то есть в течение пяти дней с момента поступления заявления предпринимателя. Получается, что инспекцией соблюдены установленные сроки и решение принято правомочным налоговым органом, поскольку ИП поставлен на налоговый учет по новому месту жительства с 20-го числа, то есть после принятия инспекцией оспариваемого решения.
Вердикт судей при отказе предпринимателю - до момента внесения записи в реестр о снятии его с учета по прежнему месту жительства проверку назначает инспекция, в которой он зарегистрирован (определение ВАС РФ от 9 апреля 2012 г N ВАС-3753/12).
Интересно, как интерпретируют предприниматели положения пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса. Они думают, что данная норма устанавливает полномочия налоговой при проведении проверки физлица в зависимости от его места жительства. И что значение имеют лишь факт смены места жительства и уведомление налогового органа, поэтому с даты сообщения о новом месте жительства прежняя инспекция утрачивает право проведения какой-либо налоговой проверки.
Опровергают эти доводы судьи следующими позициями. Постановка на налоговый учет ИП по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Исходя из этого, судьи настаивают на том, что выездную налоговую проверку предпринимателя вправе проводить инспекция по месту его постановки на учет, которое является местом жительства налогоплательщика.
Снятие ИП с налогового учета в связи с изменением места жительства осуществляется только с момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
До момента внесения записи о снятии с учета по прежнему месту жительства налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе по данному месту жительства, и этот налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 января 2012 г. N А19-12393/2011).
Если предприниматель изменил место жительства и новый адрес расположен на территории, администрируемой другим налоговым органом, то только инспекция по новому месту жительства имеет право проводить проверку - подытожили арбитры в постановлении ФАС Центрального округа от 22 мая 2012 г. N А35-8347/2011.
Е. Юдахина,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.