Изменился порядок высвобождения и реализации движимого военного имущества
Реализация высвобождаемого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках является одним из направлений осуществления военной организацией своей хозяйственной деятельности и специфическим средством реализации правомочия распоряжения государственным имуществом, закрепленным за военной организацией на праве оперативного управления.
В Российской Федерации существует особый порядок высвобождения и реализации военного имущества, что обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, военное имущество, возможное для высвобождения и реализации военными организациями, частично по своим функциональным свойствам является имуществом военного назначения и должны существовать строго определенные законом правовые ограничения по попаданию его в открытый гражданский оборот. Во-вторых, в момент создания это был единственный легальный способ распоряжения государственным имуществом, находящимся у военных организаций, но излишним или не востребованным ими.
В ранее существовавшем порядке правового регулирования отношений по распоряжению федеральным имуществом, закрепленным собственником за военной организацией на праве оперативного управления, существовал правовой пробел, в условиях которого по букве закона им не мог распорядиться никто. Владеющая организация не могла распорядиться, поскольку у нее отсутствовало правомочие распоряжения как таковое, но от распоряжения со стороны собственника это законное владение было защищено правовым механизмом, предусмотренным ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). На практике вопросы реализации высвобождаемого военного имущества решались посредством установления определенного подзаконными нормативными правовыми актами особого порядка с наделением соответствующими полномочиями исполнительных органов власти и должностных лиц, что фактически заменяло правовой механизм изъятия неиспользуемого имущества и последующего распоряжения им.
Согласно действующей редакции правовых норм, закрепленных в ст. 298 ГК РФ*(1), и казенное, и бюджетное военное учреждение, по сути, с согласия собственника вправе распоряжаться любым имуществом на праве оперативного управления. Сложившийся и в теории военного права, и на практике правовой механизм высвобождения военного имущества в адаптированном к современным условиям виде выступает формой такого согласия и способен решать задачи реализации высвобождаемого имущества на рынке. Соответственно установленный особый правовой порядок не только не потерял своей актуальности, но и требует дальнейшего совершенствования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли" от 23 июля 1997 г. N 775 обозначенный порядок высвобождения военного имущества утверждает Правительство Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации установлен различный порядок высвобождения и последующей реализации движимого и недвижимого военного имущества, поскольку государством-собственником придается разное значение этим видам имущества по данному гражданско-правовому свойству*(2). В отношении реализации высвобождаемого движимого военного имущества действуют Правила высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165*(3).
Указанные Правила определяют порядок высвобождения и реализации движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск (внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации), воинских формирований (спасательные воинские формирования) и органов (Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 830 были внесены очередные изменения в Правила высвобождения и реализации движимого военного имущества. Изменения коснулись, прежде всего, круга субъектов, посредством которых осуществляется реализация высвобождаемого имущества, а также порядка определения стоимости высвобождаемого движимого военного имущества и формы заключения сделки купли-продажи.
Ранее федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в целях решения вопросов, связанных с высвобождением и реализацией движимого военного имущества, определяли на конкурсной основе организации, через которые осуществлялась реализация высвобождаемого движимого военного имущества. При этом, они сами утверждали положения о конкурсе по отбору этих организаций.
Ведомственное определение условий конкурса и ведомственное проведение самих конкурсов создавало благоприятные условия для различного рода нарушений при проведении конкурсов, субъективизма в отборе коммерческой организации, через которую организовывалось осуществление реализации высвобождаемого движимого военного имущества. А в условиях определения рыночной стоимости высвобождаемого движимого военного имущества по конъюнктуре рынка это способствовало коррумпированности данного вида хозяйственной деятельности военной организации в частности и федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в целом.
Согласно ныне действующей редакции Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют уполномоченные подразделения, территориальные органы или находящиеся в их ведении организации, через которые осуществляется реализация высвобождаемого движимого военного имущества.
В качестве альтернативного варианта федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, могут привлекать для этих целей иных лиц, но в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (по состоянию на 12 декабря 2011 г.).
Указанный Федеральный закон устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Таким образом, привлечение лиц для реализации высвобождаемого движимого военного имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, также должно способствовать противодействию коррупции в сфере реализации военного имущества.
При реализации высвобождаемого движимого военного имущества через уполномоченные подразделения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти или находящиеся в их ведении организации и (или) лиц, привлеченных в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", уполномоченный орган военного управления заключает с такими организациями и (или) лицами договоры (контракты) на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества*(4). В этих договорах (контрактах) определяется, в частности, возможность снятия с реализации высвобождаемого движимого военного имущества.
Другого рода изменения в Правилах высвобождения и реализации движимого военного имущества коснулись порядка определения стоимости высвобождаемого движимого военного имущества в целях его дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках. Ранее рыночная стоимость высвобождаемого движимого военного имущества определялась с учетом конъюнктуры рынка. В настоящее время рыночная стоимость высвобождаемого движимого военного имущества будет определяться оценщиком в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
Оценочная деятельность - это профессиональная деятельность специально определенных субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки (в том числе принадлежащих Российской Федерации) рыночной, кадастровой или иной стоимости. Требования к субъектам оценочной деятельности, основанные на принципах их независимости и профессионализма, установлены Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (по состоянию на 3 декабря 2011 г.). Федеральный стандарт оценки имущественных объектов утвержден приказами Минэкономразвития России "Об утверждении федерального стандарта оценки" от 20 июля 2007 г. N 255 и N 256 (в редакции от 22 октября 2010 г.). Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном профессиональным и независимым оценщиком по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если иное не установлено в судебном порядке.
Таким образом, определение рыночной стоимости высвобождаемого движимого военного имущества посредством привлечения профессиональных оценщиков также должно способствовать препятствованию осуществить намерения коррупционного характера при реализации такого имущества.
Однако оценочная деятельность является платной, договор на проведение оценки должен содержать размер денежного вознаграждения за проведение оценки, а Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 830, вводящее обязательное требование об определении рыночной стоимости высвобождаемого движимого военного имущества оценщиком, не предусматривает механизма оплаты этих услуг. Военные организации, выступающие в гражданско-правовых отношениях, как правило, в форме бюджетных или казенных федеральных государственных учреждений, вправе заключать гражданско-правовые договоры в пределах средств, выделенных им по смете. А в случае если подобного рода расходы в смету на текущий финансовый период не заложены, то и осуществление оценки рыночной стоимости высвобождаемого военного имущества становится невозможным. В настоящий момент правовое регулирование данных отношений следует считать пробельным.
В то же время в Правилах высвобождения и реализации движимого военного имущества был сохранен абз. 2 п. 8, устанавливающий, что стоимостная оценка высвобождаемого движимого военного имущества проводится в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (Минэкономразвития России), и разрабатываемыми на их основе федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, методиками оценки. Как ведомственные методики оценки высвобождаемого движимого имущества должны соотноситься с осуществлением независимой оценки - большой вопрос.
Ныне действующая редакция Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества содержит еще одну новацию. На внутреннем рынке эта деятельность должна осуществляться не по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли либо на условиях договора мены, как было установлено ранее, а на аукционе в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (по состоянию на 7 декабря 2011 г.).
Согласно указанному Федеральному закону продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов его приватизации. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Аукцион является открытым по составу участников. Право приобретения имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за него. Таким образом, реализация высвобождаемого движимого имущества исключительно посредством аукциона также должна способствовать борьбе с коррупцией и иными злоупотреблениями в данной сфере.
Однако сама по себе форма аукциона хотя и обеспечивает максимальную открытость торгов и возможность продать реализуемое военное имущество за наиболее высокую цену, не гарантирует бескоррупционности проведения торгов. В качестве сопутствующих мер могут и должны быть использованы: программа приватизации военного имущества; антикоррупционная экспертиза конкурсных документов; публикация в средствах массовой информации результатов проведения аукциона.
Реализация высвобождаемого движимого военного имущества на внешнем рынке осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, реализации на внешнем рынке подлежит только то военное имущество, которое не относится к продукции военного назначения.
Реализация высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося за границей, по-прежнему осуществляется уполномоченным органом военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства, на территории которого это имущество находится, а также норм международного права.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 830 в Правилах высвобождения и реализации движимого военного имущества приведены в соответствие с действующими наименования некоторых федеральных органов исполнительной власти, претерпевших системно-структурные преобразования в предыдущие периоды.
Отказ от проведения ведомственных конкурсов по определению уполномоченных к реализации высвобождаемого движимого имущества организаций, отказ от проведения стоимостной оценки высвобождаемого движимого имущества на основе ведомственных методик с учетом конъюнктуры рынка, унификация процедуры продажи высвобождаемого движимого имущества посредством аукциона - все эти меры явились результатом поиска наиболее оптимального механизма реализации высвобождаемого движимого военного имущества в условиях борьбы с коррупцией, которая ведется в системах всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
По справедливому мнению В.М. Корякина, для преодоления коррупции в сфере реализации военного имущества необходима система ограничений и запретов, препятствующая как закрытости отдельных этапов в процессе высвобождения и реализации военного имущества, так и участию отдельных лиц, имеющих личную заинтересованность в результатах этой деятельности*(5).
Анализируемые в настоящей статье новации в Правилах реализации высвобождения и реализации движимого военного имущества являются одним из шагов на сложном пути противодействию коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации и других военных организациях и безусловно должны способствовать борьбе с нарушениями в данной сфере общественных отношений. Однако не все внесенные изменения следует признать достаточно проработанными с точки зрения полноты и последовательности правового регулирования, соблюдения правил юридической техники, недопущения правовых пробелов и коллизий.
Л.Н. Сморчкова,
кандидат юридических наук,
доцент, доцент кафедры
гражданского права и гражданского процесса
Национального института бизнеса
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 298 ГК РФ в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ.
*(2) В отношении правового регулировании отношений реализации недвижимого военного имущества см.: Постановление Правительства Российской Федерации "О Порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов" от 24 июня 1998 г. N 623 (по состоянию на 29 декабря 2008 г.).
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" от 15 октября 1999 г. N 1165 (с изменениями от 23 февраля 2007 г., 22 июля, 12 сентября 2008 г., 17 декабря 2010 г., 11 октября 2011 г.).
*(4) О проблемах формирования положений договора на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества и недостатках существующего типового договора, разработанного Минобороны России, см.: Пащенко Р.В. Еще раз к вопросу о договоре на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 8; Токарев Е.И. Реализация высвобождаемого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации // Там же. 2000. N 8. С. 62; N 9. С. 40.
*(5) Авторский перечень ограничений и запретов см.: Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: моногр. М., 2009. С. 141-142.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменился порядок высвобождения и реализации движимого военного имущества
Автор
Л.Н. Сморчкова - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Национального института бизнеса
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 4