Санкционирование расходов в учреждениях силовых министерств и ведомств
Методология бюджетного учета обязывает казенные учреждения, в том числе учреждения силовых министерств и ведомств, отражать операции по санкционированию расходов хозяйствующего субъекта в бухгалтерском учете. Данное требование содержится в разделе VI Инструкции N 157н*(1) и разделе VI Инструкции N 162н*(2). Операции по санкционированию расходов осуществляются в целях контроля со стороны распорядителей бюджетных средств и органов Федерального казначейства за целевым и эффективным использованием учреждениями как выделенных им лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, так и денежных средств, полученных учреждениями в рамках приносящей доход деятельности.
Общие правила отражения операций по санкционированию расходов
В общем случае исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (п. 1 ст. 219 БК РФ). Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня утвержден Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н (далее - Порядок N 104н). В соответствии с указанным документом утверждение (доведение) бюджетных ассигнований и ЛБО осуществляется по цепочке Минфин - Федеральное казначейство - главные распорядители бюджетных средств - распорядители бюджетных средств - получатели бюджетных средств.
Операции по санкционированию расходов - это операции по отражению в учете (п. 308 Инструкции N 157н):
- показателей бюджетных ассигнований;
- показателей лимитов бюджетных обязательств;
- сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности соответственно доходов и расходов;
- принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств).
Казенные учреждения используют при отражении операций по санкционированию расходов следующие счета (п. 128 Инструкции N 162н):
- 0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств";
- 0 502 00 000 "Принятые обязательства";
- 0 503 00 000 "Бюджетные ассигнования";
- 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения";
- 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств".
Пунктом 315 Инструкции N 157н предусмотрены еще два счета:
- 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения";
- 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения".
К сведению. Счета 0 504 00 000, 0 506 00 000, 0 507 00 000, 0 508 00 000 используются исключительно для отражения операций по санкционированию расходов в рамках приносящей доход деятельности учреждений. В рамках данной статьи учет операций на указанных счетах не рассматривается.
Операции по санкционированию расходов отражаются по четырем финансовым периодам: текущий финансовый год, очередной финансовый год, первый год, следующий за очередным годом, второй год, следующий за очередным годом. Распознать, по какому финансовому периоду отражаются операции, очень просто. Операции по санкционированию расходов по текущему финансовому году отражаются на счетах с кодом 1, по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом), - с кодом 2, по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным), - с кодом 3, по второму году, следующему за очередным, - с кодом 4.
Например, счет 0 503 00 000 "Бюджетные ассигнования" имеет четыре аналитических счета, на которых учитываются бюджетные ассигнования по финансовым периодам:
- счет 0 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года";
- счет 0 503 20 000 "Бюджетные ассигнования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)";
- счет 0 503 30 000 "Бюджетные ассигнования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)";
- счет 0 503 40 000 "Бюджетные ассигнования второго года, следующего за очередным.
Правила переноса показателей (остатков) по соответствующим аналитическим счетам учета санкционирования расходов установлены п. 312 Инструкции N 157н.
Первое правило: по завершении текущего финансового года показатели (остатки) счетов текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Второе правило: показатели (остатки), сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу соответственно:
- показатели счетов по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
- показатели счетов по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
- показатели счетов по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).
Третье правило: перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.
Четвертое правило: в результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в разряде 22 номера счета код аналитического учета 4, обнуляются.
Для справки. До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителем расходов бюджета бюджетных ассигнований, ЛБО операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются.
Операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н).
Бюджетные ассигнования, ЛБО могут доводиться до учреждений в разрезе групп, статей КОСГУ *(3). Их дальнейшая детализация по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ осуществляется с отражением оборотов по дебету и кредиту соответствующего аналитического счета санкционирования расходов бюджета (п. 310 Инструкции N 157н). Заметим, что это положение является новацией бюджетного учета, введенное Инструкцией N 157н.
Правило внесения изменений в операции по санкционированию расходов установлены п. 311 Инструкции N 157н. Его суть заключается в том, что изменения и исправления отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов при утверждении увеличения показателей со знаком плюс, при утверждении уменьшения показателей - со знаком минус.
Аналитический учет операций по санкционированию расходов у главных распорядителей должен обеспечить данные по санкционированию расходов в разрезе подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств.
Операции по санкционированию расходов учреждений силовых министерств и ведомств отражаются в журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов). Формы первичных документов устанавливаются финансовым органом соответствующего бюджета (п. 314 Инструкции N 157н).
Учет показателей утвержденных ЛБО
Учет утвержденных ЛБО осуществляется в разрезе текущего, очередного финансового года, первого и второго годов планового периода на следующих счетах.
Номер счета | Название счета | Предназначение счета |
Счет 0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств" | ||
Доведенные лимиты бюджетных обязательств | Учет доведенных до главного распорядителя ЛБО, утвержденных финансовым органом | |
Лимиты бюджетных обязательств к распределению | Учет финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями ЛБО подлежащих распределению по подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств | |
Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств | Учет финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями как получателями) объема прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение | |
Переданные лимиты бюджетных обязательств | Учет финансовым органом, главным распорядителем, распорядителем сумм ЛБО утвержденных и доведенных до распорядителей, получателей бюджетных средств | |
Полученные лимиты бюджетных обязательств | Учет распорядителями, получателями бюджетных средств, финансовыми органами полученных ЛБО | |
Лимиты бюджетных обязательств в пути | Учет финансовыми органами, распорядителями, получателями бюджетных средств, сумм ЛБО, доведенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в отчетном периоде и полученных распорядителем, получателем бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным | |
Утвержденные лимиты бюджетных обязательств | Учет финансовыми органами сумм утвержденных по главным распорядителям показателей ЛБО |
Главный распорядитель бюджетных средств при отражении операций с ЛБО делает в учете следующие проводки:
1) отражение сумм доведенных ЛБО финансовым органом до главного распорядителя: Дебет 0 501 01 000 Кредит 0 501 02 000;
2) детализация показателей доведенных ЛБО по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ: Дебет 0 501 02 000 Кредит 0 501 02 000;
3) передача ЛБО подведомственным распорядителям, получателям бюджетных средств: Дебет 0 501 02 000 Кредит 0 501 04 000;
4) распределение ЛБО главным распорядителем себе как получателю бюджетных средств: Дебет 0 501 02 000 Кредит 0 501 03 000;
5) детализация показателей утвержденных и доведенных на соответствующий период ЛБО по кодам статей, подстатей КОСГУ, осуществляемая главными распорядителями как получателем бюджетных средств: Дебет 0 501 03 000 Кредит 0 501 03 000.
Распорядители бюджетных средств отражают операции по получению и передаче ЛБО следующим образом:
1) получение от главного распорядителя ЛБО: Дебет 0 501 05 000 Кредит 0 501 02 000;
2) передача ЛБО получателям бюджетных средств: Дебет 0 501 02 000 Кредит 0 501 04 000;
3) распределение ЛБО себе как получателю бюджетных средств: Дебет 0 501 02 000 Кредит 0 501 03 000;
4) детализация показателей доведенных ЛБО по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ: Дебет 0 501 02 000 Кредит 0 501 02 000;
5) детализация показателей ЛБО по кодам статей, подстатей КОСГУ, осуществляемая распорядителем как получателем бюджетных средств: Дебет 0 501 03 000 Кредит 0 501 03 000;
6) отражение сумм ЛБО, доведенных главным распорядителем в отчетном периоде и полученных распорядителем в периоде, следующем за отчетным: Дебет 0 501 05 000 Кредит 0 501 06 000;
7) отражение поступления документов, подтверждающих в установленном порядке доведение до распорядителя ЛБО на соответствующий период: Дебет 0 501 06 000 Кредит 0 501 02 000.
Получатели бюджетных средств учитывают операции по отражению показателей ЛБО следующим образом:
1) получение ЛБО: Дебет 0 501 05 000 Кредит 0 501 03 000;
2) детализация доведенных ЛБО по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ: Дебет 0 501 03 000 Кредит 0 501 03 000;
3) отражение сумм ЛБО, доведенных главным распорядителем (распорядителем) в отчетном периоде и полученных в периоде, следующем за отчетным: Дебет 0 501 05 000 Кредит 0 501 06 000.
4) отражение поступления документов, подтверждающих в установленном порядке доведение до получателя бюджетных средств ЛБО на соответствующий период: Дебет 0 501 06 000 Кредит 0 501 03 000.
Пример 1
Казенное учреждение получило ЛБО на III квартал 2012 г. по статье 220 "Оплата работ услуг" КОСГУ в размере 870 000 руб. Оно детализировало ЛБО по следующим подстатьям КОСГУ:
- 221 "Услуги связи" - 160 000 руб.;
- 222 "Транспортные услуги" - 240 000 руб.;
- 223 "Коммунальные услуги" - 270 000 руб.;
- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" - 200 000 руб.
Кроме того, учреждение получило ЛБО в сумме 720 000 руб. на приобретение основных средств по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств".
В учете казенного учреждения операции по принятию полученных сумм ЛБО отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получение ЛБО на III квартал 2012 года по статье 220 "Оплата работ, услуг" | 1 501 15 220 | 1501 13 220 | 870 000 |
Детализация полученных ЛБО по подстатьям КОСГУ | 1 501 13 221 1 501 13 222 1 501 13 223 1 501 13 225 | 1 501 13 221 1 501 13 222 1 501 13 223 1 501 13 225 | 1 600 00 240 000 270 000 200 000 |
Получение ЛБО на III квартал 2012 года по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" | 1 501 15 310 | 1 501 13 310 | 720 000 |
Учет показателей бюджетных ассигнований
Учет показателей утвержденных бюджетных ассигнований текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода ведется субъектами учета на следующих счетах:
Номер счета | Название счета | Предназначение счета |
Счет 0 503 00 000 Бюджетные ассигнования | ||
Доведенные бюджетные ассигнования | Учет сумм доведенных до главного распорядителя бюджетных средств финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, утвержденных на соответствующий период | |
Бюджетные ассигнования к распределению | Учет финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств сумм утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий период в целях распределения бюджетных ассигнований по подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств | |
Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам | Учет финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как получателями бюджетных средств) сумм утвержденных и доведенных до получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований соответствующий период | |
Переданные бюджетные ассигнования | Учет финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств сумм бюджетных ассигнований, утвержденных и доведенных до распорядителей, получателей бюджетных средств на соответствующий период | |
Полученные бюджетные ассигнования | Учет распорядителями (получателями) бюджетных средств бюджетных ассигнований, полученных на соответствующий период | |
Бюджетные ассигнования в пути | Учет финансовыми органами, распорядителями, получателями бюджетных средств бюджетных ассигнований, доведенных главными распорядителями (распорядителями) в отчетном периоде и полученных распорядителями (получателями) бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным | |
Утвержденные бюджетные ассигнования | Учет финансовыми органами сумм утвержденных по главным распорядителям бюджетных средств показателей бюджетных ассигнований на соответствующий период |
У главного распорядителя бюджетных средств операции по принятию бюджетных ассигнований отражаются следующим образом:
1) суммы доведенных и утвержденных финансовым органом показателей бюджетных ассигнований (внесенных изменений): Дебет 1 503 01 000 Кредит 1 503 02 000;
2) суммы бюджетных ассигнований, переданные главным распорядителем подведомственным ему распорядителям, получателям бюджетных средств: Дебет 1 503 02 000 Кредит 1 503 04 000;
3) суммы распределенных главным распорядителем бюджетных средств себе как получателю бюджетных средств показателей бюджетных ассигнований (внесенных изменений): Дебет 1 503 02 000 Кредит 1 503 03 000;
4) детализация показателей бюджетных ассигнований по кодам статей, подстатей КОСГУ: Дебет 1 503 02 000 Кредит 1 503 02 000 *(4).
Распорядитель бюджетных средств операции по принятию бюджетных ассигнований отражает следующим образом:
1) суммы бюджетных ассигнований, переданные распорядителем бюджетных средств подведомственным получателям бюджетных средств: Дебет 1 503 02 000 Кредит 1 503 04 000;
2) суммы распределенных распорядителем бюджетных средств себе как получателю бюджетных средств показателей бюджетных ассигнований (внесенных изменений): Дебет 1 503 02 000 Кредит 1 503 03 000;
3) суммы доведенных главным распорядителем бюджетных средств бюджетных ассигнований (внесенных изменений): Дебет 1 503 05 000 Кредит 1 503 02 000;
4) суммы бюджетных ассигнований в пути: Дебет 1 503 05 000 Кредит 1 503 06 000;
5) поступление документов, подтверждающих доведение показателей бюджетных ассигнований на соответствующий период: Дебет 1 503 06 000 Кредит 1 503 02 000.
Получатели бюджетных средств отражают операции с бюджетными ассигнованиями следующим образом:
1) суммы бюджетных обязательств по расходам (выплатам), принятым получателем бюджетных средств, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных ему на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований: Дебет 1 503 03 000 Кредит 1 502 01 000;
2) суммы утвержденных и доведенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств бюджетных ассигнований (внесенных изменений): Дебет 1 503 05 000 Кредит 1 503 03 000;
3) детализация показателей бюджетных ассигнований, утвержденных и доведенных получателю бюджетных средств на соответствующий период по кодам статей, подстатей КОСГУ: Дебет 1 503 03 000 Кредит 1 503 03 000;
4) суммы бюджетных ассигнований в пути: Дебет 1 503 05 000 Кредит 1 503 06 000;
5) поступление документов, подтверждающих доведение показателей бюджетных ассигнований на соответствующий период: Дебет 1 503 06 000 Кредит 1 503 03 000.
Учет операций по принятию обязательств
Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень документов определяется учреждением в рамках формирования учетной политики исходя из требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Принятие бюджетных обязательств - это заключение учреждением государственных контрактов или (в разрешенных случаях) иных хозяйственных договоров на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг.
Первичным документом для отражения в бухгалтерском учете учреждения - получателя бюджетных средств и обслуживающего его ОФК операций по принятию бюджетных обязательств являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702). Форма этого документа утверждена Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н "О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета".
Денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).
Документы для оплаты денежных обязательств представляются в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н. Такими документами служат Заявка на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявка на получение наличных денег (ф. 0531802).
Учет принятых обязательств ведется на следующих счетах:
- 0 502 01 000 "Принятые обязательства";
- 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".
Счет 0 502 01 000 "Принятые обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также обязательств, принятых в пределах сметных назначений по приносящей доход деятельности (п. 140 Инструкции N 162н).
Принятие обязательств учреждением в текущем году отражается проводками:
- в пределах утвержденных ему на соответствующий период ЛБО: Дебет 1 50 113 000 Кредит 1 50 211 000;
- в пределах доведенных ему бюджетных ассигнований: Дебет 1 50 313 000 Кредит 1 50 211 000.
Счет 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм денежных обязательств, принятых учреждением в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), а также объемов сметных назначений по приносящей доход деятельности на текущий, очередной финансовый год.
Принятие учреждением денежных обязательств, принятых им в пределах ЛБО бюджетных ассигнований в текущем году отражается проводкой: Дебет 1 50 211 000 Кредит 1 50 212 000.
Пример 2
Согласно выставленным счетам контрагентов учреждение приняло обязательства в пределах выделенных ему ЛБО в июле 2012 г. по подстатье 222 "Транспортные услуги" в размере 90 000 руб., по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" - 70 000 руб. Данные обязательства были оплачены. Кроме того, учреждение заключило договор в июле 2012 г. на поставку оборудования на сумму 720 000 руб. и перечислило предоплату по данному договору в размере 30%*(5).
Указанные операции на счетах по санкционированию расходов отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства по статьям КОСГУ | 1 501 13 222 1 501 13 225 1 501 13 310 | 1 502 11 222 1 502 11 225 1 501 11 310 | 90 000 70 000 720 000 |
Приняты денежные обязательства по статьям КОСГУ | 1 502 11 222 1 502 11 225 1 501 11 310 | 1 502 12 222 1 502 12 225 1 501 12 310 | 90 000 70 000 216 000 |
Л. Салина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Приказ Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
*(4) Проводка по детализации бюджетных ассигнований по кодам статей, подстатей КОСГУ одинакова для главных распорядителей и распорядителей. (Прим. авт.)
*(5) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им соответствующих ЛБО на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов вправе предусматривать авансовые платежи до 30% суммы договора, но не более 30% ЛБО, доведенных на соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"