О сопроводительных документах на алкогольную продукцию
Оборот алкогольной продукции на территории РФ должен сопровождаться оформлением определенных документов, перечень которых установлен ст. 10.2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя*(1). Однако в нормативных актах порядок применения и заполнения некоторых сопроводительных документов прописан нечетко, поэтому нередко порядок документооборота у организаций, специализирующихся на производстве (обороте) алкогольной продукции, складывается скорее под влиянием потребностей рынка, нежели в силу требования законодательства. О применении некоторых из таких документов поговорим в статье.
Согласно п. 1 ст. 10.2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза опять же с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных выше, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (п. 2 ст. 10.2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, а также без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию). В частности, для должностных лиц штраф установлен в размере от 4 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. В обоих случаях алкогольная и спиртосодержащая продукция конфискуется (п. 2 ст. 14.16).
Товарно-транспортная накладная
А в чем, собственно, вопрос? Дело в том, что с июля прошлого года в документообороте предприятий, прибегающих к услугам транспортных компаний (и не только), есть два, по сути, аналогичных транспортных документа, призванных подтверждать факт заключения договора на перевозку груза, а также затраты заказчика транспорта на транспортировку (товарно-транспортная накладная (ТТН по форме 1-Т), утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, и транспортная накладная, утвержденная Постановлением Правительства от 15.04.2011 N 272 (будем называть ее транспортной накладной новой формы)). С момента вступления в силу Постановления Правительства N 272 (26.07.2011) налогоплательщики задались вопросом: а какой из двух документов (либо оба документа одновременно) должна иметь организация, дабы подтвердить транспортные расходы?*(2)
Со стороны контролирующих органов по данному вопросу было выпущено множество разъясняющих писем, в которых высказывались, впрочем, противоположные мнения. Так, например, в письмах от 25.11.2011 N 03-03-06/1/780, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/743, от 08.11.2011 N 03-03-06/1/722 Минфин настаивал на том, что для подтверждения затрат на транспортировку организация должна иметь оба названных документа. По его мнению, так как ТТН по форме 1-Т служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов. Транспортная накладная новой формы обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, то есть ее назначение отличается от назначения формы 1-Т.
В других письмах контролирующие органы уже не были столь категоричны и признавали, что надлежащим образом оформленная транспортная накладная новой формы, помимо договора об оказании транспортных услуг, акта о приемке оказанных услуг, является документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на доставку грузов. Следовательно, применения одного этого документа достаточно для подтверждения транспортных расходов. Также в письмах отмечалось, что использование транспортной накладной новой формы не исключает и применение накладной по форме 1-Т (Письмо УФНС по г. Москве от 10.10.2011 N 16-15/097583@).
В настоящее время следует ориентироваться на Письмо ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@*(3), в котором говорится, что Налоговый кодекс для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия двух транспортных документов. В связи с этим документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух названных документов, оформленный в соответствии с законодательством РФ (ТТН по форме 1-Т либо транспортная накладная новой формы). По вопросам применения транспортной накладной новой формы финансисты рекомендуют обращаться в Минтранс.
Однако все сказанное выше не относится к ситуации, когда предметом перевозки выступает алкогольная и спиртосодержащая продукция. Поясним. Как уже отмечалось выше, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной. Заметьте, что в Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя изменения внесены не были, следовательно, у производителей алкоголя нет выбора, какой из двух транспортных документов оформлять. Наш вывод подтверждается Разъяснениями Росалкогольрегулирования от 08.07.2011: транспортная накладная новой формы не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (см. также письма УФНС по г. Москве от 10.10.2011 N 16-15/097583@, от 27.09.2011 N 16-15/093517@, от 29.08.2011 N 16-15/083465@, от 11.08.2011 N 16-15/079012@).
Таким образом, для подтверждения факта заключения договора перевозки груза, а также транспортных расходов товаропроизводитель может оформить товарную накладную новой формы, в то же время для подтверждения легальности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должна быть составлена ТТН по форме 1-Т. Ну а если организация примет решение оформлять только один транспортный документ, предпочтение следует отдать последнему из названных.
Справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной
По порядку применения и заполнения справки к ТТН*(4) у организаций, осуществляющих поставку и розничную продажу алкогольной продукции, всегда было много вопросов. Это связано с несовершенством российского законодательства, а также с нечеткими формулировками, содержащимися в Правилах заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию*(4).
В текущем году у товаропроизводителей (поставщиков) возникла дилемма: следует ли оформлять справку к ТТН, если предметом реализации является пиво или напитки, изготовленные на его основе? Если да, то с какого момента? Версий две: с 01.01.2012 либо с 01.07.2012. Не будем подробно рассматривать данный вопрос, так как этот номер журнала выйдет в печать в преддверии второй из названных дат и проблема уйдет сама собой, но все же расскажем, откуда взялось двоякое толкование нормы закона.
В заключительных положениях Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ), внесшего многочисленные поправки в "алкогольное" законодательство, говорится, что до 1 января 2012 года нормы ст. 10.2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя не применяются в отношении оборота пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 4 ст. 5 Закона N 218-ФЗ). Соответственно, при буквальном прочтении этого пункта напрашивается вывод, что после указанной даты положения названной статьи (напомним, что это требование осуществлять поставки (розничную продажу) алкогольной продукции только при наличии установленных сопроводительных документов) в отношении пива должны применяться на общих основаниях. В то же время в соответствии со ст. 10.2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя обязанность оформлять сопроводительные документы существует только в отношении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. А пиво и напитки, изготовляемые на его основе, будут относиться к таковым только с 01.07.2012. Подтвердим сказанное. Согласно п. 7 ст. 2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в редакции Закона N 218-ФЗ, которая вступит в силу с 01.07.2012, алкогольная продукция - это пищевая продукция, изготовленная с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (п. 4 ст. 6 Закона N 218-ФЗ). В настоящее время (до 01.07.2012) определение алкогольной продукции иное - это пищевая продукция, которая изготовлена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино). Несмотря на имеющиеся противоречия в законодательстве, федеральная служба по регулированию алкогольного рынка на своем официальном сайте (www.fsrar.ru) неоднократно давала разъяснения, что требование оформлять сопроводительные документы в отношении оборота пива и напитков, изготавливаемых на его основе, существуют начиная с 01.01.2012. Заметим, что большинство пивоваров прислушались к данному мнению и оформляют такую справку уже с начала года.
Идем далее. В мае текущего года в Постановление Правительства РФ N 864 были внесены изменения*(5).
Ключевой момент. По новым правилам справка к ТТН заполняется не только при каждой последующей реализации продукции, но и при каждом внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации, если те расположены в разных местах.
В частности, согласно внесенным поправкам предусматривается заполнение справки к ТТН не только при каждой последующей реализации продукции, но также при внутреннем перемещении продукции следующей реализации продукции, между обособленными подразделениями организации, имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности. Что ж, можно констатировать, что с внесением в названный документ поправок работы у организаций прибавится. Организация, осуществляющая производство алкогольной продукции на территории РФ и являющаяся ее продавцом, заполняет при отгрузке разделы "А" и "Б" справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяет данные, приведенные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. При передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации продукции заполняется только раздел "Б" справки (обе ее части).
Кроме того, сама справка теперь имеет иной вид. В ней более подробно отражаются некоторые сведения, касающиеся производителя, получателя продукции, лицензии на осуществление соответствующей деятельности, маркировки продукции.
Прежде всего ответим на вопрос: с какого момента необходимо заполнять справку по новому образцу? Так как справка к ТТН заполняется не в момент производства продукции, а в момент ее реализации, следовательно, при продаже (внутреннем перемещении) алкогольной продукции после вступления в силу Постановления Правительства N 422 справку следует оформлять уже в новом формате и по новым правилам. Иными словами, если продукция произведена в апреле 2012 года, а реализована в июне 2012 года, должна быть оформлена справка нового образца. Остановимся на некоторых нюансах в заполнении.
В пункте 3 раздела "А" справки должна указываться дата розлива продукции в индивидуальную упаковку (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков). В случае если продукция отгружается покупателю в объеме, равному объему производства за несколько дней, раздел "А" справки к ТТН заполняется несколько раз на каждую дату розлива продукции. Таким образом, раздел "А" справки к ТТН оформляется на каждую партию одного наименования и одной даты выпуска (см. Информацию Росалкогольрегулирования "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы").
Другое нововведение - указание сведений о маркировке федеральными специальными марками (для продукции, произведенной на территории РФ) или акцизными марками (для продукции, ввезенной на таможенную территорию ТС или приобретшей статус товара ТС в соответствии с законодательством ТС) (пункт 13 раздела "А" справки). В этом пункте указываются серия (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных марок или акцизных марок, которыми маркирована алкогольная продукция в соответствии с законодательством РФ. В случае если номера марок следуют подряд, эти показатели указываются одним диапазоном, независимо от того, скольким организациям эта партия продукции поставляется. Приведем примеры.
Пример 1
Организацией 14.06.2012 произведено водки 1 750 дал (35 000 бут. емкостью по 0,5 л) с диапазоном марок 016 709960001 - 709995000. Поставка данной продукции осуществляется трем организациям: организации "А" - 1 000 дал / 20 000 бут., организации "Б" - 400 дал / 8 000 бут., организации "В" - 350 дал / 7 000 бут.
Фрагмент заполнения раздела "А" справки к ТТН
Организация "А"
1. Наименование продукции водка "Столичная".
-----------------
2. Количество продукции (дал / шт. бут.) 1 000 дал / 20 000 бут.
3. Дата розлива продукции "14" июня 2012 г. 13. 016 709960001 - 709995000.
-- ----- --
Организация "Б"
1. Наименование продукции водка "Столичная".
-----------------
2. Количество продукции (дал / шт. бут.) 400 дал / 8 000 бут.
3. Дата розлива продукции "14" июня 2012 г. 13. 016 709960001 - 709995000.
-- ------ --
Организация "В"
1. Наименование продукции водка "Столичная".
-----------------
2. Количество продукции (дал / шт. бут.) 350 дал / 7 000 бут.
3. Дата розлива продукции "14" июня 2012 г. 13. 016 709960001 - 709995000.
-- ------ --
Таким образом, при заполнении раздела "А" справки к ТТН во всех трех случаях в пункте 3 указывается дата розлива (14.06.2012), в пункте 13 - диапазон марок (016709960001 - 709995000).
Пример 2
Организацией 14.06.2012 произведено водки 1 750 дал (35 000 бут. емкостью по 0,5 л), 15.06.2012 - 1 500 дал (30 000 бут.), 16.06.5012 - 1600 дал (32 000 бут.). Всю перечисленную продукцию организация отгрузила в адрес одного покупателя.
В данном случае поставка формируется из трех партий выпущенной продукции. Разделы "А" справки к ТТН заполняются на каждую партию продукции, в данном случае три раза на каждую дату розлива.
В пункте 13 каждого раздела "А" справки к ТТН указываются диапазоны номеров марок, нанесенных на алкогольную продукцию в соответствии с датой розлива алкогольной продукции в потребительскую тару.
Фрагмент заполнения раздела "А" справки к ТТН
1. Наименование продукции водка "Столичная".
-----------------
2. Количество продукции (дал / шт. бут.) 1 750 дал / 30 000 бут.
3. Дата розлива продукции "14" июня 2012 г.
-- ---- --
13. 016709960001 - 709995000.
1. Наименование продукции водка "Столичная".
-----------------
2. Количество продукции (дал / шт. бут.) 1 500 дал / 830 000 бут.
3. Дата розлива продукции "15" июня 2012 г.
-- ------ --
13.016709995001 - 710025000.
Организация "В"
1. Наименование продукции водка "Столичная".
-----------------
2. Количество продукции (дал / шт. бут.) 1 600 дал / 32 000 бут.
3. Дата розлива продукции "16" июня 2012 г.
-- ------ --
13. 016710025001 - 710057000.
Как поясняют специалисты Росалкогольрегулирования, в данном случае к каждому разделу "А" справки к ТТН заполняется первая часть раздела "Б". При этом в разделе "Б" диапазоны марок не указываются.
При приемке алкогольной продукции организация-покупатель должна проверить на соответствие информацию, содержащуюся в сопроводительных документах на алкогольную продукцию, данным, нанесенным непосредственно на потребительскую упаковку. Для этого достаточно отобрать несколько образцов продукции и сравнить дату розлива на образцах продукции и в справке к ТТН. Конкретная марка должна входить в диапазон, указанный в пункте 13 раздела "А" справки.
Еще один момент. В форме справки к ТТН, которая действовала в недалеком прошлом, в разделе "А" указывалась информация о производителе и получателе продукции, а в разделе "Б" - о продавце и покупателе. Иначе говоря, если покупатель и получатель не были одним и тем же лицом (например, при транзитной форме торговли), информация об участниках сделки содержалась в справке, но в разных разделах. В настоящее время в разделе "А" справки кроме пунктов, в которые вписывалась информация о производителе и получателе продукции, появилось новое поле для заполнения: "Сведения о лицах, заключивших договор (контракт) поставки продукции" (пункт 11). В этом поле указываются номер и дата заключения договора (контракта) поставки, а также следующие сведения о лицах, являющихся стороной этого договора: для организаций РФ - наименование, ОГРН, ИНН, через знак разделителя "/" КПП, местонахождение организации. При этом, если поставщиком товаров выступает обособленное подразделение организации, проставляется КПП, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения организации, и местонахождение обособленного подразделения. Для контрагента - наименование организации и ее местонахождение (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество и место жительства), указанные в договоре (контракте) поставки. Таким образом, в разделе "А" справки к ТТН теперь будет содержаться информация обо всех участниках сделки.
Как уже указывалось выше, информация, содержащаяся в справке, заверяется оттисками печати производителя (продавца) и покупателя (получателя). Причем при последующей заверке копий разделов "А" и "Б" справки не допускается наложение оттисков печатей заверителей на уже имеющиеся оттиски печатей на копиях разделов "А" и "Б". При уменьшении формата справки не допускается уменьшение формата печати.
* * *
Наши законодатели, имея благую цель легализовать производство и оборот алкоголя, не всегда своевременно и корректно вносят соответствующие поправки в законодательные и нормативные акты. Вот и сейчас, утвердив новую форму справки к ТТН, по сути, добавили бумажной работы производителям алкоголя, установив требование составлять справку на каждую партию одного наименования и одной даты выпуска продукции.
С.В. Манохова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(2) См. статью А.О. Егоровой "Подтверждаем транспортные расходы", N 10, 2011.
*(3) Доведено до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
*(4) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864.
*(5) Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 422. Документ вступил в силу 22.05.2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"