Мужу - 27 лет, зарегистрирован в Московской области (Раменский район) с родителями, братом и сестрой в квартире общей площадью 44,8 кв. м и жилой площадью 25,3 кв. м. В очереди на улучшение жилищных условий он не стоит, является ветераном боевых действий в Чечне.
Жене - 28 лет, зарегистрирована в Московской области (г. Люберцы) с родителями и сестрой в квартире общей площадью 47 кв. м и жилой площадью 33 кв. м. В очереди на улучшение жилищных условий она не стоит, находится на седьмом месяце беременности.
В каких государственных жилищных программах можно участвовать молодой семье, проживающей на территории Московской области? Обязательно ли для этого состоять на учете по улучшению жилищных условий?
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Федеральная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса. Целью ее подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Для реализации положений федеральной программы "Жилище" Правительством Московской области от 27.03.2009 принято постановление N 241/12 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы", составной часть которой является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Детально порядок реализации положений программы изложен в соответствующих актах органов местного самоуправления. Поскольку один из членов семьи зарегистрирован в г. Люберцы Московской области, рассмотрим более подробно положения жилищной программы, действующей на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с муниципальной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Люберцы на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации городского поселения Люберцы Московской области от 09.03.2010 N 293-ПА (далее - Муниципальная программа), участницей программы вправе стать молодая семья, соответствующая следующим условиям:
1. Возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет.
2. Молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в установленном органами местного самоуправления порядке до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены законодательством Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма.*(1)
3. У молодой семьи должны быть доходы либо иные денежные средства, либо имущество, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
4. Семья должна проживать в Московской области и один из супругов должен быть зарегистрирован в городе Люберцы.
В случае, если один из супругов проживает в г. Люберцы, а второй - в другом муниципальном образовании Московской области для признания нуждающейся молодая семья обращается в орган, осуществляющий принятие на учет по месту жительства одного супругов (п. 1 ч. 6 Муниципальной программы).
Отметим, что данные условия соответствуют правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, содержащимся в федеральной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" (приложении N 3 к ней) и соответствующей региональной подпрограмме (приложении N 2 к ней).
Согласно п.п. 1, 2 ч. 6 Муниципальной программы определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади помещений, на которых проживают супруги, а также жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, при наличии таких помещений и общего количества проживающих в этих помещениях. Молодая семья принимается на учет в отделе учета жилой площади и приватизации управления муниципального имущества и земельного контроля администрации г. Люберцы и включается в Программу на основании постановления администрации г. Люберцы. Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи, помимо права на получение средств социальной выплаты, дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала).
Социальные выплаты используются:
1. Для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья;
2. Для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
3. Для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
4. Для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
5. Для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации (п. 2 ч. 6 Муниципальной программы).
При этом в соответствии с п. 4 ч. 6 Муниципальной программы социальная выплата предоставляется в размере не менее:
- 30% расчетной (средней) выплаты стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей;
- 35% расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семьей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Люберцы, который не должен превышать величины средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади в Московской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м; для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей, помимо молодых супругов, 1 или более детей (либо семьи, состоящей из молодого родителя и 2 или более детей) - по 18 кв. м на 1 человека. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в самом свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 5 ч. 6 Муниципальной программы).
Согласно п. 6 ч. 6 Муниципальной программы для участия в программе молодая семья подает в администрацию г. Люберцы следующие документы: заявление в 2-х экземплярах, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи, копии свидетельства о браке, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, документы подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В соответствии с п. 8 ч. 6 Муниципальной программы Администрация г. Люберцы организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо отказе в признании молодой семьи участницей программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется администрацией г. Люберцы в 5-дневный срок. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей программы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 6 программы, непредставление или представление не всех документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (п. 9 ч. 6 Муниципальной программы).
Право молодой семьи - участницы Муниципальной программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительно индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой (п. 3 ч. 6 Муниципальной программы). Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам программы, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств (п. 14 ч. 6 Муниципальной программы).
Более подробно порядок направления социальной выплаты на приобретение жилья регламентируется п.п. 19-27 ч. 6 Муниципальной программы. Кроме того, рекомендуем ознакомиться с постановлением Администрации городского поселения Люберцы Московской области от 10.06.2011 N 867-ПА "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Включение молодых семей города Люберцы в число участников Муниципальных целевых программ".
Отметим, что в соответствии с п. 17 ч. 6 Муниципальной программы приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Московской области. Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Также обращаем Ваше внимание на то, что федеральная, региональная и муниципальная жилищные программы "Обеспечение жильем молодых семей" предусматривают, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в программе является добровольным.
Аналогичные жилищные программы действуют и в других муниципальных образованиях Московской области: смотрите, например, решение Совета депутатов Раменского муниципального района от 21.02.2007 N 2/3-СД "О принятии муниципальной целевой программы Раменского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей Раменского муниципального района на 2007-2010 гг.".
Важно отметить, что для участия в программах по обеспечению жильем молодых семей молодая семья должна быть в обязательном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоять на соответствующем учете. В этой связи обратите внимание на Закон Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
4 июля 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 ЖК РФ. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;*(2)
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
*(2) Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). В городе Люберцы она составляет 10 кв. м общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м общей площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире (решение Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 07.02.2008 N 159/1, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.luberadm.ru/netcat_files/398/85/h_c03fc11665eec9377c28c8fdd). В Раменском районе учетная норма площади жилого помещения составляет не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (решение совета депутатов Раменского района Московской области от 30.03.2005 N 3/8-СД, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.ramenskoye.ru/?action=deputies&submenu=doc&id=688).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.