Приобретение и пошив медицинских халатов
Трудно представить сотрудников медицинских учреждений без специальной медицинской одежды (халатов, шапочек, фартуков, перчаток и т.д.). В частности, в статье речь пойдет об особенностях учета медицинских халатов в учреждениях здравоохранения казенного, бюджетного и автономного типов.
Поступление медицинских халатов
Согласно п. 99 Инструкции N 157н*(1) медицинские халаты относятся к материальным запасам (в частности, к мягкому инвентарю) и учитываются:
- в казенных учреждениях - на счете 0 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения" (п. 21 Инструкции N 162н*(2));
- в бюджетных учреждениях - на счетах 0 105 25 000 "Мягкий инвентарь - особо ценное движимое имущество учреждения", 0 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения" (п. 31 Инструкции N 174н*(3));
- в автономных учреждениях - на счетах 0 105 25 000 "Мягкий инвентарь - особо ценное движимое имущество учреждения", 0 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения" (п. 31 Инструкции N 183н*(4)).
Таким образом, при учете медицинских халатов следует руководствоваться правилами, предусмотренными для учета материальных запасов. Рассмотрим их.
Единица бухгалтерского учета. Единицу бухгалтерского учета медицинских халатов учреждение должно выбрать самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об их количестве, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Например, единицами учета могут быть номенклатурный номер, партия и т.п. (п. 101 Инструкции N 157н).
Фактическая стоимость. Как и все материальные запасы, медицинские халаты принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости (п. 100 Инструкции N 157н).
Фактической стоимостью медицинских халатов, приобретенных за плату, признаются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе - расходы на доставку);
суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
К сведению. Учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, согласно установленной им учетной политике вправе не включать затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года (п. 103 Инструкции N 157н).
Фактическая стоимость медицинских халатов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (п. 104 Инструкции N 157н).
Учет и формирование затрат на изготовление медицинских халатов осуществляются учреждением в порядке, установленном им в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
Не включаются в фактическую стоимость медицинских халатов суммы общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением (изготовлением) (п. 105 Инструкции N 157н).
Произведенные вложения в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость халатов при их приобретении, а также при изготовлении силами учреждения, учитываются:
- в казенном медицинском учреждении - на счете 1 106 34 000 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (п. 30 Инструкции N 162н);
- в бюджетном и автономном медицинских учреждениях - на счетах 0 106 24 000 "Вложения в материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения", 0 106 34 000 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (п. 49 Инструкции N 174н, п. 49 Инструкции N 183н).
Обратите внимание! Фактическая стоимость медицинских халатов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и Инструкцией N 157н (п. 107 названной инструкции).
Медицинские халаты маркирует материально ответственное лицо в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи их внешнего вида с указанием наименования учреждения, а при выдаче халатов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца их выдачи со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 117 Инструкции N 157н).
Оприходование медицинских халатов отражается в регистрах бухгалтерского, бюджетного учета на основании первичных учетных документов, подтверждающих исполнение поставщиком условий договора по их передаче (изготовлению) (например, накладных поставщика).
В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).
Списание медицинских халатов с учета
Выбытие (отпуск) медицинских халатов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции N 157н).
Один из указанных способов применяется в течение финансового года непрерывно.
Напомним, что средняя фактическая стоимость определяется путем деления общей фактической стоимости группы (вида) материалов на их количество, складывающейся, соответственно, из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материалов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).
Обратите внимание! Не должен изменяться в течение отчетного года установленный порядок определения стоимости медицинских халатов при их выбытии (п. 110 Инструкции N 157н).
Выбытие медицинских халатов может производиться: - в результате физического износа, по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации - на основании Акта о списании мягкого инвентаря (ф. 0504143);
- ввиду их списания в результате хищений, недостач, потерь - на основании надлежащим образом оформленных актов с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненного ущерба (п. 112 Инструкции N 157н);
- по причине их списания в результате потерь при чрезвычайных обстоятельствах - на основании надлежащим образом оформленных актов с отнесением на чрезвычайные расходы текущего финансового результата (п. 113 Инструкции N 157н).
Отражение в учете операций по перемещению медицинских халатов внутри учреждения и их передаче в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета путем изменения материально ответственного лица на основании первичных документов: Требования-накладной (ф. 0315006), Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Нормы выдачи медицинских халатов. Исходя из положений ст. 221 ТК РФ, медицинские халаты должны выдаваться сотрудникам учреждений бесплатно в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В то же время Трудовым кодексом предусмотрено, что работодатель с учетом мнения профсоюза и согласно своему финансово-экономическому положению имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, при условии что они улучшают по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также от особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу работникам специальной одежды, а также ее хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Обратите внимание! Выдаваемая сотрудникам учреждений спецодежда должна проходить обязательную сертификацию или декларирование соответствия (ст. 221 ТК РФ).
Кроме того, и при планировании объемов закупки продуктов питания и их выдачи необходимо руководствоваться нормами, утвержденными ведомственными нормативными актами. Приведем некоторые из них:
- Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу, рабочим и служащим органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иным работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 N 777н;
- Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных и наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68;
- Нормы бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения, утвержденные Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 N 65.
Аналитический учет спецодежды
Аналитический учет медицинских халатов следует вести по их группам (видам), наименованиям и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции N 157н).
Учет операций по поступлению халатов ведется в соответствии с содержанием хозяйственных операций:
а) в журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов - в части операций по принятию к учету медицинских халатов по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений);
б) в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо журнале операций расчетов с подотчетными лицами - в части операций по поступлению медицинских халатов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
в) в журнале по прочим операциям - в части иных операций по поступлению медицинских халатов.
Учет операций по выбытию и перемещению медицинских халатов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 120 Инструкции N 157н).
Бухгалтерский учет операций
В бухгалтерском учете казенного, бюджетного и автономного учреждений операции по учету медицинских халатов отражаются следующими проводками:
Инструкция N 162н | Инструкция N 174н | Инструкция N 183н | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Приобретение халатов по фактической (сформированной) стоимости | |||||
1 105 35 340 | 1 302 34 730 1 208 34 660 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 302 34 730 0 208 34 660 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | 0 302 34 000 0 208 34 000 |
Оприходование халатов в сумме фактической стоимости, сформированной при их приобретении (изготовлении) | |||||
1 105 35 340 | 0 106 34 340 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 106 24 340 0 106 34 340 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | 0 106 24 000 0 106 34 000 |
Оприходование неучтенных халатов, выявленных при инвентаризации (излишков) | |||||
1 105 35 340 | 1 401 10 180 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 401 10 180 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | 0 401 10 180 |
Принятие к учету халатов, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом | |||||
1 105 35 340 | 1 401 10 172 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 401 10 172 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | 0 401 10 172 |
Внутреннее перемещение халатов между материально ответственными лицами | |||||
1 105 35 340 | 1 105 35 340 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание пришедших в негодность халатов | |||||
1 401 20 272 | 1 105 35 440 | 0 401 20 272 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 401 20 272 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание халатов при выявлении недостач, хищений | |||||
1 401 10 172 | 1 105 35 440 | 0 401 10 172 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 401 10 172 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание потерь халатов, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасных природных явлений, катастроф | |||||
1 401 20 273 | 1 105 35 440 | 0 401 20 273 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 401 20 273 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Далее рассмотрим на примерах применение указанных операций.
Пример 1
Из кассы медицинского учреждения казенного типа (туберкулезного диспансера) сотруднику выдана под отчет сумма в размере 20 000 руб. для приобретения 40 халатов. Оплачены услуги по найму автотранспортного средства для доставки халатов (650 руб.). Халаты получены и приняты к учету. Лицевой счет открыт в ОФК.
В учете учреждения данные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выданы сотруднику под отчет денежные средства из кассы учреждения | 1 208 34 610 | 1 201 34 610 | 20 000 |
Сформирована стоимость халатов: | |||
- сумма халатов | 1 106 34 340 | 1 208 34 660 | 20 000 |
- сумма транспортных услуг | 1 106 34 340 | 1 302 22 730 | 650 |
Приняты к учету халаты по сформированной при их приобретении стоимости | 1 105 35 340 | 1 106 34 440 | 20 650 |
Оплачены услуги транспортной организации | 1 302 22 830 | 1 304 05 340 | 650 |
Пример 2
В автономном учреждении (стоматологической поликлинике) при проведении инвентаризации в связи со сменой материально ответственных лиц обнаружены не отраженные в учете медицинские халаты (3 шт.), приобретенные за счет средств от приносящей доход деятельности.
Кроме того, медсестра при увольнении не сдала выданный ей новый медицинский халат, также приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности. На основании приказа руководителя учреждения данная работница обязана возместить причиненный учреждению ущерб по рыночной стоимости халата путем внесения денежных средств в кассу.
Рыночная стоимость всех халатов (и неучтенных, и несданного) определена комиссией учреждения и составила 1 400 руб. (350 руб. каждый). Халаты не относятся к особо ценному имуществу.
В учете автономного учреждения данная ситуация будет отражена следующим образом:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету неучтенные халаты (3 шт. х 350 руб.) | 2 105 35 000 | 2 401 10 180 | 1 050 |
Отражена недостача халата по рыночной стоимости | 2 209 74 000 | 2 401 10 172 | 350 |
Списан с учета несданный халат | 2 401 10 172 | 2 105 35 000 | 350 |
Внесена в кассу стоимость халата | 2 201 34 000 | 2 209 74 000 | 350 |
Пример 3
В рамках приносящей доход деятельности медицинское учреждение бюджетного типа (городская больница) заключило с ателье профтехучилища N 7 контракт на оказание услуг по индивидуальному пошиву медицинских халатов в количестве 10 шт. Оформлен акт передачи ткани х/б стоимостью 2 500 руб. Ателье представило учреждению отчет, согласно которому изготовлено 10 изделий, израсходовано материалов на сумму 2 500 руб. На основании счета ателье стоимость оказанных услуг составила 2 000 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Переданы по акту материалы на индивидуальный пошив халатов | 2 105 36 340 (ателье) | 2 105 36 340 (кладовщик) | 2 500 |
Отражены услуги ателье | 2 106 34 340 | 2 302 26 730 | 2 000 |
Списаны материалы согласно отчету ателье по изготовленным изделиям в количестве 30 шт. | 2 106 34 340 | 2 105 36 440 (ателье) | 2 500 |
Произведена оплата услуг согласно выставленному ателье счету | 2 302 26 830 | 2 304 05 226 | 2 000 |
Приняты к учету халаты (2 000 + 2 500) руб. | 2 105 35 340 | 2 106 34 440 | 4 500 |
Пример 4
В мае 2012 г. медицинское бюджетное учреждение "Больница N 1" приобрело 30 халатов по цене 550 руб. каждый. Дополнительных расходов на их приобретение не было произведено. Спецодежда в учреждении учитывается как иное движимое имущество. Халаты оприходованы на склад, после чего выданы в терапевтическое отделение больницы.
Произведено списание пришедших в негодность халатов (45 шт.). Согласно учетной политике учреждения списание материальных запасов производится по стоимости каждой единицы. Стоимость халата составляет 500 руб.
Халаты приобретены за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. Лицевой счет открыт в ОФК.
В учете данные операции будут отражены следующими записями:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету халаты (30 шт. х 550 руб.) | 4 105 35 340 | 4 302 34 730 | 16 500 |
Перечислены поставщику денежные средства за халаты | 4 302 34 830 | 4 201 11 610 | 16 500 |
Выданы халаты в отделение | 4 105 35 340 | 4 105 35 340 | 16 500 |
Списаны с учета пришедшие в негодность халаты (45 шт. х 500 руб.) | 4 401 20 272 | 4 105 35 440 | 22 500 |
На основе данного примера приведем формы Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
Утверждаю
Руководитель
учреждения Котов Котов А.В.
--------- ------------
(подпись) (расшифровка
подписи)
"29" мая 2012 г.
----- ------ ----
Акт N 10 /----------\
----- | Коды |
о списании мягкого и хозяйственного инвентаря |----------|
| |
от "28" мая 2012 г. Форма по ОКУД| 0504143 |
---- ----- ----- |----------|
Дата|28.05.2012|
Учреждение Больница N 1 |----------|
------------------------------------------- по ОКПО| |
|----------|
Структурное подразделение терапевтическое отделение | |
--------------------------- |----------|
| |
Материально ответственное лицо Петрова С.М. \----------/
----------------------
Комиссия в составе главного бухгалтера - Фроловой Т.Р., бухгалтера -
------------------------------------------------------
(должность, фамилия, инициалы)
Никитиной Н.Ю., экономиста - Масловой В.О., специалиста 1-й категории -
-------------------------------------------------------------------------
Барановой А.А.
-------------------------------------------------------------------------
назначенная приказом (распоряжением) от "11" января 2012 г. N 5 произвела
---- ------- --- --
проверку состояния пришедших в негодность мягкого и хозяйственного
инвентаря в терапевтическом отделении
-------------------------------------------------------------
(наименование структурного подразделения)
и установила, что не поддаются ремонту и не могут быть использованы или
переданы другим учреждениям поименованные ниже ценности, подлежащие
выбытию и исключению из учета:
N п/п | Наименование показателя | Срок нахождения в эксплуатации | Количество предметов | Цена, руб. | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
дебет | кредит | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Медицинские халаты | 2 года | 45 | 500 | 22 500 | 4 401 20 272 | 4 105 35 440 |
Итого | 45 | х | 22 500 |
Форма 0504143 с. 2
Всего по настоящему акту выбыло Сорок пять
-----------------------------------------
(количество прописью)
предметов на общую сумму Двадцать две тысячи пятьсот рублей 00 копеек
------------------------------------------------
(прописью)
Заключение комиссии Медицинские халаты израсходованы по назначению и
----------------------------------------------------
подлежат списанию в полном объеме в связи с истечением срока носки
-------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
Председатель комиссии: главный бухгалтер Фролова Фролова Т.Р.
--------------------- ---------- --------------
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
Члены комиссии: бухгалтер Никитина Никитина Н.Ю.
--------------------- ---------- --------------
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
экономист Маслова Маслова В.О.
--------------------- ---------- --------------
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
специалист 1-й категории Баранова Баранова А.А.
------------------------ --------- --------------
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
Утверждаю
Руководитель
учреждения Котов Котов А.В.
--------- ------------
(подпись) (расшифровка
подписи)
"29" мая 2012 г.
----- ------ ----
/----------\
| Коды |
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения |----------|
| |
от "28" мая 2012 г. Форма по ОКУД| 0504210 |
---- ----- ----- |----------|
Дата|28.05.2012|
Учреждение Больница N 1 |----------|
------------------------------------------- по ОКПО| |
|----------|
Структурное подразделение терапевтическое отделение | |
--------------------------- |----------|
| |
Материально ответственное лицо Петрова С.М. \----------/
----------------------
Принято к учету:
Бухгалтерская запись | |
дебет | кредит |
4 105 35 340 | 4 105 35 340 |
Главный Материалы
бухгалтер Фролова Фролова Т.Р. выдал завхоз Петрова Петрова С.М.
-------- ------------ ---------- -------- -------------
(подпись) (расшифровка (должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
"28" мая 2012 г.
----- ------ ----
Форма 0504210 с. 2
Материальные ценности | наименование | халаты | |||||||||||
код | |||||||||||||
Единица измерения | наименование | шт. | |||||||||||
код | |||||||||||||
Фамилия, инициалы | Код | выдано | выдано | выдано | выдано | выдано | выдано | выдано | выдано | выдано | выдано | Расписка | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Зайцев К.И. | 1 | 1 | Зайцев | ||||||||||
Орлов И.И. | 2 | 1 | Орлов | ||||||||||
и т.д. | - | - | - | ||||||||||
Дубов Л.3. | 30 | 1 | Дубов | ||||||||||
Итого | 30 | ||||||||||||
Цена за единицу | 550 | ||||||||||||
Сумма | 16 500 |
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"