Действующее налоговое законодательство в ряде случаев предусматривает возможность налогового органа направить в адрес налогоплательщика документ по почте, например требование об уплате налогов. При этом независимо от того, получил ли налогоплательщик данное письмо, оно считается полученным по истечении шести дней со дня отправки. Как можно доказать неполучение такого требования? Вправе ли налогоплательщик предъявить почте претензии?
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) следующим образом:
- лично под расписку;
- по почте заказным письмом;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В соответствии с п. 12 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992, а также согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтой), к заказным почтовым отправлениям относятся письма, почтовые карточки, бандероли, в приеме которых отправителям выдаются квитанции, а в местах назначения они вручаются адресатам под расписку. Заказные бандероли, кроме того, пересылаются с припиской к сопроводительным документам. Это означает, что заинтересованные лица могут отследить движение заказного письма.
Таким образом, письмо из налогового органа считается полученным при наличии расписки налогоплательщика в получении. Но действующее налоговое законодательство этого не предусматривает. К интересному выводу пришли и финансисты в Письме от 12.04.2012 N 03-02-07/1-91: налогоплательщик вправе получить у налогового органа информацию о дате приема почтой от налогового органа реестра почтовых отправлений, а также сообщить налоговому органу о неполучении требования. То есть ответственность за то, что налогоплательщик не получил от налогового органа письмо с требованием, перекладывается на самого налогоплательщика.
Будет ли налогоплательщик признан виновным в неполучении требования при утере его работниками почты?
Лицо, требование об уплате налога которого было утеряно оператором почтовой связи, не может быть привлечено к налоговой ответственности. В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
Пунктом 3 ст. 108 НК РФ предусмотрено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Согласно п. 6 указанной статьи НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке. Особо отметим, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 НК РФ). Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ). Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, является открытым, но свою невиновность, скорее всего, налогоплательщику придется доказывать в суде.
Отметим, что судьи в качестве доказательств отправки писем в адрес налогоплательщиков не принимают реестры заказных писем налоговых органов. Реестр не содержит сведений о том, какой документ направлен в адрес налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 22.03.2011 N А19-10455/10).
По мнению судей, направление требования об уплате налога по почте заказным письмом применяется в случае, если невозможно его вручить руководителю организации или его представителю или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. То есть направление требования по почте заказным письмом является дополнительным способом, используемым в случаях уклонения налогоплательщика от получения требования или невозможности вручить его основным способом.
По мнению судей, регламентируемые законодателем условия направления требования являются гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности. При этом, если факт получения требования налогоплательщик отрицает, налоговый орган обязан представить доказательства уклонения законного представителя налогоплательщика от получения требования лично или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (Постановление ФАС ЦО от 19.01.2011 N А54-2292/2010С3).
Что же касается ответственности почты, согласно ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно Правилам оказания услуг почтой при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием возмещения вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода. Такие претензии предъявляются в письменной форме. При подаче претензии пользователь (его законный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий личность. В случае, если с претензией обращается не сам пользователь, а его доверенное лицо, предъявляется доверенность, выданная на имя этого лица. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления, упаковка дефектного почтового отправления и т.п.), а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - сведения о размере причиненного ущерба. В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, его согласия удовлетворить претензию частично либо неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услугами почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2012 г.
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"