В 2011 году арбитражным судом выдан исполнительный лист, который предъявлен взыскателем к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей. В ходе исполнительного производства документ возвращен взыскателю в связи с отсутствием имущества у должника. В настоящий момент взыскатель повторно предъявляет исполнительный лист к исполнению. С 1 января 2012 года изменились требования, предъявляемые к исполнительным документам.
Будет ли отсутствие части данных в исполнительном документе являться основанием для отказа в повторном возбуждении исполнительного производства? Необходимо ли внесение изменений в выданный в 2011 году исполнительный лист?
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются в том числе исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. В исполнительном документе в соответствии со ст. 13 Закона об исполнительном производстве должны быть указаны: наименование и адрес суда, выдавшего исполнительный документ; наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ и их номера; дата принятия судебного акта; дата вступления в законную силу судебного акта либо указание на немедленное исполнение; сведения о должнике и взыскателе; резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью. Аналогичные требования содержатся и в ст. 320 АПК РФ.
Как указано в ч. 7 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо от отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Согласно ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, в частности, если документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве. В таком случае судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в письменной форме и направить копию постановления с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Предъявление исполнительного листа к исполнению осуществляется в таком порядке во всех случаях независимо от того, предъявляется ли такой лист изначально или после окончания исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 47, п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве - в связи с возвращением исполнительного листа взыскателю ввиду отсутствия имущества у должника).
До 1 января 2012 года (вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ в Закон об исполнительном производстве и АПК РФ) в качестве сведений о должнике и взыскателе для организаций в исполнительном листе должны были указываться наименование и юридический адрес. Суды исходили из того, что отсутствие в исполнительном листе сведений о дате государственной регистрации юридического лица, идентификационном номере налогоплательщика, в отношении которого необходимо произвести исполнительные действия, не затрагивает существа принятого судом решения, не изменяет объем обязанностей, установленных судебным актом, не создает препятствий для исполнения судебного акта, а следовательно, само по себе не может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. В этой связи смотрите, например: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.11.2009 N 8888/09, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.09.2010 N ФОЗ-5628/2010 по делу N А51-3377/2010. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки, при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Следовательно, обладая указанными полномочиями, судебный пристав-исполнитель при наличии сомнений относительно даты государственной регистрации юридического лица, идентификационного номера налогоплательщика в любом случае вправе обратиться в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, налоговую службу для уточнения таких данных.
В настоящее время положения п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве и п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ предусматривают обязательное указание в исполнительном листе таких сведений об организации - стороне исполнительного производства (взыскателе или должнике), как ее наименования, места нахождения, фактического адреса (если он известен), дате государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационном номере налогоплательщика.
При этом действие арбитражного процессуального законодательства во времени всегда перспективно, т.е. процессуальное действие должно совершаться по тем правилам, которые действуют на момент его совершения (ч. 4 ст. 3 АПК РФ). В частности, исполнительный лист, выданный арбитражным судом в соответствии с нормами, действовавшими на момент его выдачи, не утрачивает свою силу в качестве исполнительного документа при последующем изменении законодательства, касающегося правил его оформления.
Как следует из вопроса, исполнительный лист был выдан взыскателю в 2011 году до внесения изменений в АПК РФ и Закон об исполнительном производстве. На момент выдачи исполнительный лист полностью соответствовал существовавшим в то время требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, что подтверждается принятием исполнительного листа судебным приставом-исполнителем к производству в 2011 году и возбуждением исполнительного производства. В ходе данного исполнительного производства указанный документ был возвращен взыскателю в связи с отсутствие денежных средств у должника. Однако согласно ч. 4 ст. 46 Закона об исполнительном производстве возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах трехлетнего срока, установленного законом. Таким образом, в рассматриваемой ситуации исполнительный лист может быть повторно предъявлен к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей, при этом внесение каких-либо дополнительных данных в исполнительный документ или получение нового исполнительного листа не требуется.
Обращаем Ваше внимание на то, что постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано старшему судебному приставу (его заместителю), в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 123 Закона об исполнительном производстве), либо оспорено в арбитражном суде, в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности (ч. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 6 ст. 38, ст. 329 АПК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
20 июля 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.