Комментарий к приказу Федеральной таможенной службы от 2 мая 2012 г. N 831 "О внесении изменений в приложения к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога"
Представленный приказ ФТС России от 02.05.2012 N 831 (далее - приказ N 831) вносит коррективы в формы заявлений, представляемых плательщиками пошлин и налогов в таможенные органы. В частности, документ корректирует следующие формы заявлений:
1) заявление о возврате авансовых платежей;
2) заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм пошлин, налогов;
3) заявление о возврате (зачете) денежного залога.
Данные формы заявлений утверждены приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520, комментируемый же документ вносит поправки в эти виды заявлений. Рассмотрим сначала, в каких случаях применима каждая форма заявления и внесенные в них изменения.
Возврат авансовых платежей
Авансовые платежи представляют собой средства, которые вносит декларант в счет уплаты предстоящих вывозных пошлин, налогов, таможенных сборов. Авансы плательщик не идентифицирует к конкретным видам и суммам пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Эти платежи идут на счета Федерального казначейства.
Внесенные средства в виде авансовых платежей не могут рассматриваться в качестве оплаты таможенных платежей либо в качестве денежного залога до тех пор, пока плательщик не сделает распоряжение таможенному органу. В роли такого распоряжения выступают таможенная декларация, заявление на возврат авансовых платежей.
В тоже время лицо, внесшее авансовый платеж (либо его правопреемник), имеет право на возврат таких платежей. Для этого он подает заявление о возврате не позднее трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Форма указанного заявления о возврате подверглась некоторым изменениям редакционного характера.
Обратите внимание: если по истечении трех лет платежи не востребованы, они учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
К заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы (п. 3 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, далее - Закон N 311-ФЗ):
1) платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
2) юридического лица и индивидуального предпринимателя предоставляют копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
3) копию свидетельства о государственной регистрации (копию паспорта гражданина России);
4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
5) образец подписи лица, подписавшего заявление;
6) в случае если заявление подается правопреемником, копию документа, подтверждающего правопреемство.
Если в таможенный орган ранее предоставлялись перечисленные документы, то для возврата авансовых платежей лицо вправе не предоставлять их повторно. В заявлении о возврате заявитель просто сообщает сведения о ранее представленных документах в соответствующей строке и о том, что изменений в документах не было.
Возврат излишне уплаченных пошлин и денежного залога
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника) не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Обратите внимание: таможенное законодательство не запрещает применять льготы по уплате таможенных платежей и возвращать излишне уплаченные денежные средства при наличии льготы. Так, в случае если при таможенном оформлении декларант, имеющий право на соответствующую льготу, не указал в ГТД сведения о наличии у него такой льготы, он вправе претендовать на возврат (зачет) излишне уплаченных пошлин, налогов (постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 N Ф09-893/12).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм должны прилагаться следующие документы (п. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ):
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания;
4) иные документы, представляемые в зависимости от статуса декларанта (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель).
Если ранее в таможенный орган заявитель уже представлял копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, свидетельства о госрегистрации, копию паспорта, то он вправе не представлять их повторно. В заявлении о возврате излишне уплаченных сумм плательщик сообщает об этом и указывает, что изменения в данные документы не вносились.
Возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного залогом. Заявление о возврате (зачете) денежного залога должно быть подано в таможенный орган в течение трех лет со дня прекращения обязательства лицом, внесшим залог (его правопреемником) (п. 1 ст. 149 Закона N 311-ФЗ).
К заявлению о возврате (зачете) денежного залога нужно приложить платежный документ, таможенную расписку, документы, подтверждающие прекращение обязательства.
Поправки редакционного плана
Теперь, собственно, о внесенных изменениях. Нужно отметить, что поправки носят коррекционный характер. Например, в обновленных формах слово "приказ" пишется с прописной буквы, а не с заглавной. Указано, что приложения к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520 изложены в редакции приказа от 02.05.2012 N 831. Также в наименовании строки, где указываются сведения о плательщике, слово "или" перенесено на одну строку. Убрали лишние пустые строки. Из более значимых корректировок - добавлена строка, в которой плательщик сообщает о том, что ранее им были представлены в таможенный орган копия паспорта, свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет. И дается отсылка на пункты 4-7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, в которых зафиксированы данные требования о представлении перечисленных документов.
Также в строке "Подпись руководителя организации" добавили "или уполномоченного от имени организации". Связано это с тем, что право на подачу заявления о возврате излишне уплаченных сумм есть также у правопреемника плательщика. Однако в графе "подписи" соответствующей категории не было.
Е.М. Юдахина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.